Транспортное средство

 

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее вал отбора мощности с двумя тормозными механизмами, связанный посредством управляемых зубчатых передач с ведущим мостом и двигателем транспортного средства, тормозную систему, состоящую из двух раздельных контуров., муфту блокировки дифференциала ведущего моста, управляемую золотниковым распределителем , отличающееся тем, что, с целью повыщения эффективности торможения и снижения нагруженности основных тормозных механизмов при отказе одного тормозного контура, оно снабжено трехпозиционным золотниковым распределителем управления тормозными механизмами вала отбора мощности , силовым цилиндром управления зубчатыми передачами, причем торцовая полость трехпозиционного золотникового распределителя подключена посредством указанного силового цилиндра к золотниковому распределителю управления блокировкой дифференциала, выполненного с торцовыми полостями, связанными с раздельными тормозными контурами.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

29

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3592855/27-11 (22) 19.05.83 (46) 15.12.84. Бюл. № 46 (72) Н. В. Богдан, В. В. Гуськов, А. С. Поварехо и Е. А. Романчик (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 629.113-59 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 753701, кл. В 60 Т 13/14, 1980.

2. Тракторы «Беларусь», МТ3-80, МТЗ80Л, МТЗ-82, МТ3-82Л. Техническое описа-. ние и инструкция по эксплуатации. Минск, «Ураджай», 1981 (прототип). (54) (57) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее вал отбора мощности с двумя тормозными механизмами, связанный посредством управляемых зубчатых передач с ведущим мостом и двигателем транспорт„„SU„„1129087 ного средства, тормозную систему, состоящую из двух раздельных контуров, муфту блокировки дифференциала ведущего моста, управляемую золотниковым распределителем, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности торможения и снижения нагруженности основных тормозных механизмов при отказе одного тормозного контура, оно снабжено трехпозиционным золотниковым распределителем управления тормозными механизмами вала отбора мощности, силовым цилиндром управления зубчатыми передачами, причем торцовая полость трехпозиционного золотникового распределителя подключена посредством указанного силового цилиндра к золотниковому распределителю управления блокировкой дифференциала,. выполненного с торцовыми полостями, связанными с раздельными тормозными контурами.

1129087

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторостроению, а именно к раздельным тормозным системам сельскохозяйственных колесных тракторов.

Известно колесное транспортное средство, содержащее тормозную систему с раздельными тормозными контурами и вал отбора мощности, связанный посредством зубчатых передач с ведущим мостом и двигателем транспортного средства и включающий два тормозных механизма. Управление зубчатыми передачами и тормозными механизмами вала отбора мощности может быть осуществлено с помощью гидравлически управляемых силовых цилиндров (1).

Недостатками данного транспортного средства являются низкая эффективность торможения и потеря устойчивости .движения при торможении в случае выхода из строя одного из контуров тормозной системы.

Наиболее близким к предлагаемому является транспортное средство, содержащее вал отбора мощности с двумя тормозными механизмами, связанный посредством управляемых зубчатых передач с ведущим мостом и двигателем транспортного средства, тормозную систему, состоящую из двух раздельных контуров, муфту блокировки дифференциала ведущего моста, управляемую золотниковым распределителем (2).

Повышение эффективности торможения при этом достигается за счет увеличения тормозного момента тормозного механизма, подключенного к исправному контуру. Одна. ко значительно повысить эффективность торможения при этом нельзя, так как это может привести к быстрому выходу из строя рабочего тормозного механизма, а использование повышенного давления предъявляет особые требования к соединительным трубопроводам.

Цель изобретения — повышение эффективности торможения и снижение нагруженности основных тормозных механизмов при отказе одного тормозного контура.

Поставленная цель достигается тем, что транспортное средство, содержащее вал отбора мощности с двумя тормозными механизмами, связанный посредством управляемых зубчатых передач с ведущим мостом и двигателем транспортного средства, тормозную систему, состоящую из двух раздельных контуров, муфту блокировки дифференциала ведущего моста, управляемую золотниковым распределителем, снабжено трехпозиционным золотниковым распределителем управления тормозными механизмами вала отбора мощности, силовым цилиндром управления зубчатыми передачами, причем торцовая полость трехпозиционного золотникового распределителя подключена по5

45 средством указанного силового цилиндра к золотниковому распределителю управления блокировкой дифференциала, выполненного с торцовыми полостями, связанными с раздельными тормозными контурами.

На чертеже представлена схема тормозной системы колесного транспортного средства.

Тормозная система содержит источник давления, соединенный через раздельные тормозные краны 1 и 2, управляемые педалями 3 и 4 с магистралями 5 и 6 управления силовыми цилиндрами 7 и 8 основных тормозных механизмов 9 и 10, вал 11 отбора мощности, связанный посредством зубчатых передач 12. управляемых силовым цилиндром 13, с ведущим мостом 14 и с двигателем 15 транспортного средства.

Магистраль 5 и силовой цилиндр 7 образуют правый тормозной контур, а магистраль 6 и силовой цилиндр 8 — левый тормозной контур.

Ведущие колеса 16 и 17 связаны между собой посредством дифференциала 18, блокируемого муфтой 19 с рабочей полостью 20.

Каждый из тормозных кранов 1 и 2 связан с торцовыми полостями 21 и 22 соответственно золотникового распределителя 23, соединенного магистралью 24 с рабочей полостью 20 муфты 19 блокировки дифференциала 18 и бесштоковой полостью силового цилиндра 13.

Вал отбора мощности включает два тормозных механизма 25 и 26, силовые цилиндры 27 и 28 управления которыми связаны посредством золотникового распределителя

29 с источ ни ком давления. Зол от ни ковый распределитель 29 выполнен трехпозиционным и в нем имеются каналы для соединения в первой и второй позиции одного из силовых цилиндров 27 или 28 с источником давления, а в третьей — обоих силовых цилиндров 27 и 28 одновременно с источником давления.

Торцовая полость золотникового распределителя 29 связана магистралью 30 со штоковой полостью силового цилиндра 13 управления зубчатыми передачами 12. Для ручного управления зубчатыми передачами 12 и золотниковым распределителем 29 имеются рычаги 31 и 32. Золотник распределителя 23 удерживается в нейтральном положении пружинами 33 и 34.

Тормозная система работает следующим образом.

При отсутствии воздействия на тормозные педали 3 и 4 золотниковый распредеЛитель 23 под действием пружин 33 и 34 находится в нейтральном положении. При этом давление в рабочей полосТи 20 муфты 19 отсутствует и дифференциал 18 разблокирован, а значит ведущие колеса 16 и 17 могут вращаться на поворотах с различной угловой скоростью.

1129087

45

Составитель В.Ляско

Редактор Н. Воловик Техред И. Верес Корректор А. Тяско

Заказ 8952/13 Тираж 656 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Для совершения крутого поворота, что необходимо трактору при обработке почвы и уходе за посевами, например влево, водитель нажимает на левую педаль 4. В этом случае тормозной кран 2 соединяет источник давления с силовым цилиндром 8, осуществляя посредством тормозного механизма 10 затормаживание левого ведущего колеса 17.

Золотник распределителя 23 находится в нейтральном положении вследствие того, что правая торцовая полость 21 его отсоединена тормозным краном 1 от слива. Поскольку масло практически несжимаемо, то золотник распределителя 23 не может переместиться вправо и давление в рабочей полости 20 муфты 19 блокировки дифференциала 18 по-прежнему отсутствует. Таким образом, дифференциал 18 разблокирован и не препятствует повороту трактора влево. Аналогично система работает при затормаживании правого колеса.

При торможении на прямолинейном учас- 20 тке пути водитель одновременно нажимает на обе сблокированные педали 3 и 4. В этом случае тормозные краны 1 и 2 одновременно соединяют источник давления с силовыми цилиндрами 7 и 8, которые воздействуют на тормозные механизмы 9 и 10, вызывая тем самым затормаживание левого и правого ведущих колес 16 и 17 трактора. Вследствие того, что в обе полости 21 и 22 управления золотника распределителя 23 поступает масло под давлением, то он находится в нейт- ЗО ральном положении, т. е. давление в рабочей полости 20 муфты 19 отсутствует и дифференциал 18 разблокирован.

Работа данной системы в режиме вала отбора мощности производится следующим образом. При помощи рычага 31 зубчатые передачи 12 вводятся в зацепление либо с вращающимися частями двигателя 15,либо с ведущим мостом 14. Золотник распределителя 29 находится в одном из двух нижних положений, осуществляя включение тормозных механизмов 25 или 26. При замыкании тормозного механизма 25 происходит затормаживание водила и вращение от коронной шестерни через сателлиты передается к валу отбора мощности 11.

Кратковременная остановка вала отбора мощности 11 осуществляется при замыкании тормозного механизма 26. Солнечная шестерня заторможена и вращение от коронной шестерни через сателлиты передается к водилу, которое при этом расторможено. Вал отбора мощности таким образом остановлен.

В случае отказа в момент торможения одной из магистралей управления, например, разрыва магистрали 5 на участке от тормозного крана 1 до силового цилиндра 7 тормозного механизма 9, падает давление масла в этой магистрали и в связанной с ней полости 21 золотникового распределителя 23.

В результате золотник распределителя 23 под действием разности давлений масла в полостях 21 и 22 перемещается и соединяет магистраль 24 с источником давления. При этом давление подается в рабочую полость

20 муфты 19, вызывая блокирование дифференциала 18, и в бесштоковую полость силового цилиндра 13, шток которого, воздействуя через рычаг 31 на зубчатые передачи 12, вводит их в зацепление с шестернями привода ведущего моста 14. Перемещаясь влево, поршень силового цилиндра 13 открывает доступ масла из магистрали 24 в магистраль 30 и далее в торцовую полость золотникового распределителя 39. Золотник распределителя 29 перемещается в положение, при котором давление одновременно подается в силовые цилиндры 27 и 28. Происходит замыкание тормозных механизмов

25 и 26, в результате чего оказываются заторможенными солнечная шестерня и водило и планетарный редуктор вала отбора мощности останавливается как одно целое.

Таким образом, момент от тормозных механизмов 25 и 26 через зубчатые передачи 12 передается к корпусу дифференциала 18 ведущего моста 14.

Одновременно масло через тормозной кран 2 и магистраль 6 поступает к силовому цилиндру 8, вызывая затормаживание тормозного механизма 10. Вследствие того, что дифференциал 18 заблокирован, тормозные моменты от левого тормозного механизма 10 и тормозных механизмов 25 и 26 вала отбора мощности распределяются поровну между ведущими колесами 16 и 17транспортного средства и тем самым повышается эффективность торможения и снижается нагруженность тормозного механизма 10.

Аналогично систев.а работает при отказе другой магистрали управления на участке от тормозного крана 2 до силового цилиндра 8 тормозного механизма 10.

Предлагаемое транспортное средство позволяет повысить эффективность. торможения и продлить срок службы тормозов.

Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транс- .портному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, используемым преимущественно в самоходных сельскохозяйственных машинах при управлении трансмиссией

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гусеничным транспортным машинам, предназначенным преимущественно для эксплуатации в горных условиях

Изобретение относится к машиностроению , в частности к управлению тормозами прицепной машины, работающей в агрегате с тягачом, оборудованным гидрообъемным приводом ходовой части, и может быть использовано в автотракторостроении

Изобретение относится к тракторостроению и может быть использовано для привода тормозов гусеничных машин и переключения коробок передач
Наверх