Ударный механизм гайковерта

 

УДАРНЫЙ МЕХАНИЗМ ГАЙКОВЕРТА , содержащий корпус, размещенные в нем приводной вал, ударник, имеющий ведущую часть и размещенную в ней с возможностью осевого вращения и относительного осевого перемещения полую ведомую часть, несущую кулачки и имеющую внутреннюю цилиндрическую поверхность, и щпиндель с ответными кулачками, отличающийся тем, что, с целью повыщения эффективности и надежности, на кулачках щпинделя выполнены торцовые выступы размещенные по дуге окружности с центром на оси щпинделя, а их поверхности, взаимодействующие с цилиндрической поверхностью ведомой части, расположены под острым углом к торцу кулачка . СлЭ 00 О1 CD

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„,SU„„i 134359

4(g) В 25 В 21/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3642701/25-28 (22) 21.09.83 (46) 15.01.85. Бюл. № 2 (72) В. Т. Бойко, Л. А. Горник, Ю. А. Бузулев, Д. П. Миняшкин и А. 3. Игнаткин (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт механизированного и ручного строительно-монтажного инструмента, вибраторов и строительно-отделочных машин (53) 62).883(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1026605, кл. В 25 В 21/02, 198ß.

2. Авторское свидетельство СССР № 824596, кл. В 25 В 21/02, 1981 (прототип). (54) (57) УДАРНЫИ МЕХАНИЗМ ГАИКОВЕРТА, содержащий корпус, размещенные в нем приводной вал, ударник, имеющий ведущую часть и размещенную в ней с возможностью осевого вращения и относительного осевого перемещения полую ведомую часть, несущую кулачки и имеющую внутреннюю цилиндрическую поверхность, и шпиндель с ответными кулачками, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности н надежности, на кулачках шпинделя выполнены торцовые выступы размещенные по дуге окружности с центром на оси шпинделя, а их поверхности, взаимодействующие с цилиндрической поверхностью ведомой части, расположены под острым углом к торцу кулачка.

1134359 !

10

Изобретение относится к механизированному инструменту с ударно-импульсным механизмом, например к гайковертам, применяемым для сборки и разборки резьбовых соединений, и может быть использовано для механосборочных работ в различных отраслях промышленности.

Известен ударный механизм гайковерта, содержащий шпиндель с ударными кулачками, приводной вал и соединенный с ним ударник, состоящий из ведущей части, промежуточных элементов и ведомой части с ударными кулачками (1).

Недостатками известной конструкции являются сложность и недостаточная надежность из-за высоких напряжений в зонах точечного контакта между частями ударника и промежуточными элементами.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является ударный механизм гайковерта, содержащий корпус, размещенные в нем приводной вал, ударник, имеющий ведущую часть и размещенную в ней с возможностью осевого вращения и относительного осевого перемещения полую ведомую часть, несущую кулачки и имеющую внутреннюю цилиндрическую поверхность, и шпиндель с ответными кулачками (2).

В таких ударных механизмах ведомая часть ударника перемещается в осевом направлении в сторону шпинделя под действием на нее через ударник кулачковой поверхности управляющего валика. При этом между боковыми поверхностями ведомой и ведущей частей ударника имеются зазоры, что приводит к наклонному скольжению ведомой части ударника относительно оси шпинделя. Этот перекос полностью устраняется только при соударении ударных кулачков ударника и наковальни, на что теряется определенная часть энергии, накопленной ударником. Кроме того, поскольку трение между поверхностями ведомой и ведущей частей ударника имеет больший разброс, величина осевого перемещения ведомой части ударника меняется в достаточно широких пределах и часто происходит контактирование торцовых поверхностей кулачков ударника с торцовой поверхностью шпинделя перед ударом, что также приводит к бесполезным потерям энергии, накопленной ударником. Вследствие описанного перекоса ведомой части ударника перед ударом может происходить неодновременное соударение ударных кулачков ударника с кулачками шпинделя. Все это снижает эффективность и надежность работы ударного механизма и вызывает повышенную вибрацию.

Цель изобретения — повышение эффективности и надежности.

Поставленная цель достигается за счет того, что в ударном механизме гайковерта, содержащем корпус, размещенный в нем при

50 водной вал, ударник, имеющий ведущую часть и размещенную в ней с возможностью осевого вращения и относительного осевого перемещения полую ведомую часть, несущую кулачки и имеющую внутреннюю цилиндрическую поверхность, и шпиндель с ответными кулачками, на кулачках шпинделя выполнены торцовые выступы, размещенные по дуге окружности с центром на оси шпинделя, а их поверхности, взаимодействующие с цилиндрической поверхностью ведомой части расположены под острым углом к торцу кулачка.

На фиг. 1 представлен ударный механизм гайковерта, общий вид; продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — шпиндель и ведомая часть ударника; на фиг. 4 — то же, перед ударом; на фиг. 5 — то же, в момент удара.

Ударный механизм гайковерта содержит корпус 1, размещенный в нем приводной вал

2, соединенный с двигателем (не показан) и составной ударник 3. Ударник 3 содержит ведущую часть 4 и установленную в ней посредством шпоночного соединения 5 ведомую часть 6, имеющую внутреннюю цилиндрическую поверхность 7 и ударные кулачки 8. В корпусе 1 установлен шпиндель 9 с ударными кулачками 10, имеющим квадрат 11 под ключ (не показан) и центральное отверстие 12. В отверстии 12, шпинделя..9 установлен промежуточный валик 13; соединенный с приводным валом 2 посредством нажимного элемента 14. Промежуточный валик 13 выполнен с кулачковой поверхностью 15 и подпружинен пружиной 16 относительно ведомой части 6 ударника 3.

Промежуточный валик 13 имеет выступы

17 и 18 взаимодействующие с кулачками 10 шпинделя 9 с целью фиксации углового положения кулачковой поверхности 15 относительно кулачков 10 шпинделя 9. В ведомой части 6 ударника 3 имеется продольный паз 19, в котором размещен шарик 20, расположенный напротив кулачковой поверхности 15 промежуточного валика 13 и устанавливаемый через отверстие 21.

Ударные кулачки .10 шпинделя выполнены с торцовыми выступами 22, выполненным@ по дуге окружности и имеющими наклонные боковые наружные поверхности

23. Радиус R, линии 0 — 0 (фиг. 2) сопряжения боковых поверхностей с плоскостью торцовой поверхности ударных кулачков 10 шпинделя 9 связан с радиусом R внутренней цилиндрической поверхности 7 ведомой части 6 ударника 3 (фиг. 1) следующим соотношением

R< = R>+ Sqtg, где о(. гол наклона пове

У рхностей 23 выступов 22 относительно плоскости торцовой поверхности кулачков 10 шпинделя 9 (фиг. 1) 1134359

5 — гарантированный зазор между торцовыми поверхностями ударных кулачков 8 ударника 3 и шпинделя

9 во время удара.

Величина гарантированного зазора S задается из условия недопущения контакта между торцовыми поверхностями кулачков 8 ударника 3 и торцом шпинделя 9 во время удара или перед ударом. Этот зазор в реальной конструкции может составлять 1 — 2 м.

Величина угла определяется конструктивными соображениями.

Ударный механизм гайковерта работает следующим образом, При вращении приводного вала 2 ведомая часть 6 ударника 3 вращается вместе с ведущей частью 4, а вращение на шпиндель 9 передается благФдаря трению между кулачковой поверхностью 15 и шариком 20.

Когда сопротивление гайки заворачиваемого резьбового соединения (не показано) вращаемой шпинделем 9, возрастает, шпиндель

9 останавливается, а ударник 3 продолжая вращаться относительно остановившегося промежуточного валика 13, заставляет шарик 20 перемещаться по кулачковой поверхности 15. При этом ведомая часть 6 ударника 3 перемещается в осевом направлении в сторону шпинделя 9 для ввода ударных кулачков 8 в зацепление с ударными кулачками 10, в результате чего энергия, накопленная ударником 3, передается через шпиндель 9 в резьбовое соединение.

В исходном (перед ударом) положении (фиг. 3) ведомая часть 6 ударника 3, имея достаточно хорошую базу в ведущей части 4 ударника 3, занимает, в основном, положение соосное шпинделю 9.

По мере возрастания скорости разгона и выдвижения из ведущей части 4 ведомая часть 6 ударника 3 может испытывать перекос на угол ф (фиг. 4). Такой перекос вызвал бы неодновременность удара ударных кулачков 8 по кулачкам 10 шпинделя 9. 3а счет наличия выступов 22 перед ударом внутренняя цилиндрической поверхность 7 ведомой части 6 ударника 3 контактирует с наклонной поверхностью 23 выступов 22. При этом на наклонной поверхности 23 возникает радиальная составляющая реакции действия осевого усилия, за счет чего ведомая часть 6 перемещается в осевом направлении. Эта составляющая возвращает ведомую часть 6 в положение, соосное со шпинделем 9.

Конечное положение (в момент удара) показано на фиг. 5. Зазор S между торцами кулачков 8 ударника 3 и торцом шпинделя 9

0 выдерживается упором внутренней цилиндрической поверхности 7 в наклонную поверхность 23 выступов 22. При этом взаимодействие поверхностей 7 и 23 происходит на ра. диусе трения r >p (фиг. 5), который значительно меньше радиуса трения при взаимодействии указанных торцовых поверхностей, что снижает бесполезные потери энергии.

Благодаря тому, что ударные кулачки шпинделя выполнены с торцовыми выступа20 ми, имеющими наклонные боковые стенки, ведущая часть ударника, взаимодействующая кромкой своей внутренней цилиндрической поверхности с одним из выступов перед ударом, выравнивается по оси шпинделя, взаимодействуя со шпинделем по меньшему

2S радиусу трения, в результате чего момент трения, зависящий от радиуса трения, становится значительно меньше, чем и снижаются потери. Это обеспечивает более эффективное выравнивание положения кулачков перед ударом и значительно уменьшает разницу во времени между моментами взаимодействия кулачков ударника с кулачками шпинделя, что повышает надежность.

Принятое соотношение радиусов Ri и К обеспечивает принудительное предотвращение контакта между торцами кулачков ударника и торцом шпинделя благодаря наличию заданного (гарантированного) зазора S, что способствует повышению эффективного ударного механизма. Устранение перекоса удар40 ника перед ударом приводит к снижению вибрации, за счет чего повышается эффективность и надежность ударного механизма гайковерта.

1134359

Д-А

22

Фиг. 2

Фиг. 5

Фиг. 5

Составитель В.Матвиенко

Редактор Т. Парфенова Техредй. Bepec Корректор С. Черни

Заказ 9854/12 Тираж 1050 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР ио делам нзобретеннА и открытнА

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб. ° д. 4/5

Филиал ППП «Патент»(г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Ударный механизм гайковерта Ударный механизм гайковерта Ударный механизм гайковерта Ударный механизм гайковерта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам установки самосверлящих винтов

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к импульсному генератору вращающего момента для электроинструмента и к приводу электроинструмента, оснащенного импульсным генератором вращающего момента

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ударным механизированным инструментам, и может быть использовано в любой отрасли промышленности для разборки и сборки резьбовых соединений

Изобретение относится к механизированной сборке резьбовых соединений ударно-импульсным гайковертом и может быть использовано в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой отрасли промышленности для сборки и разборки резьбовых соединений

Изобретение относится к механизированной сборке резьбовых соединений ударно-импульсным гайковертом
Наверх