Электропневматическая тормозная система транспортного средства

 

ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 1090599, отличающаяся тем, .что, с целью повышения устойчивости движения транспортного средства при торможении путем обеспечения определенной последовательности торможения колес его осей, в электронный блок управления дополнительно включены устройство сравнения и логическое устройство, снабженное элементами И, НЕ, ИЛИ, причем один из в.ходов элемента И и вход элемента НЕ связаны с выходом дополнительного устройства сравнения, а выходы элементов И и НЕ логического устройства связаны, в свою очередь, с входами элемента ИЛИ, выход которого через усилитель мощности соединен с электромагнитным клапаном, установленным в исполнительной .магистрали задней оси прицепа.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4с5;0 В 60 Т 13/68

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1090599 (21) 3585839/27-11 (22) 26.04.83 (46) 15.01.85. Бюл. № 2 (72) Э. В. Саркисян, Н. В. Богдан, Хиральдо Лондоньо Хайро (Колумбия) и А. М. Расолько (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (.53) 629.1! 3-59 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1090599, кл. В 60 Т 13/68, 1982. (54) (57) ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 1090599, отличающаяся тем, что, с целью повышения..SU„„1134438 A устойчивости движения транспортного средства при торможении путем обеспечения определенной последовательности торможения колес его осей, в электронный блок управления дополнительно включены устройство сравнения и логическое устройство, снабженное элементами И, НЕ, ИЛИ, причем один из входов элемента И и вход элемента HE связаны с выходом дополнительного устройства сравнения, а выходы элементов И и НЕ логического устройства связаны, в свою очередь, с входами элемента ИЛИ, выход которого через усилитель мощности соединен с электромагнитным клапаном, установленным в исполнительной Mdl.èñòðàëè задней оси прицепа.

1134438

Изобретение относится к автотракторостроению, а именно к электропневматическим тормозным системам транспортных средств.

По основному авт. св. № 1090599 известна электропневматическая тормозная система, содержащая установленные на тягаче источник давления, тормозной кран, управляемый педалью и соединенный с тормозными камерами тягача через электромагнитный клапан последнего и воздухораспределителем прицепа, подключенным к ресиверу прицепа и имеющим управление от другого электромагнитного клапана, подключенного к электронному блоку управления, включающему в себя широтно-импульсный модулятор, устройство сравнения, подключенное, в свою очередь, к датчикам давления, установленным в исполнительных магистралях тормозной системы тягача и прицепа. Кроме того, система снабжена двупозиционными электромагнитными клапанами для избирательного сообщения тормозных камер каждой отдельной оси прицепа с воздухораспределителем и атмосферой, генератором пилообразного напряжения, датчиками загрузки указанных осей и схемами сравнения, подключенными к выходам генератора и датчиков загрузки (1).

Недостатком известной системы является то, что при торможении происходит потеря устойчивости движения транспортного средства из-за нерациональной последовательности торможения его колес, в особенности при блокировании последних.

Если обеспечить определенную последовательность торможения колес осей, можно добиться минимального снижения устойчивости движения транспортного средства. Минимальное снижение устойчивости движения транспортного средства при торможении на дорогах с различными коэффициентами сцепления происходит в том случае, если первыми тормозятся колеса передней оси прицепа, затем задней оси прицепа и в последнюю очередь задней оси тягача. Известная тормозная система не обеспечивает необходимую последовательность торможения колес, следовательно, обладает невысокой устойчивостью движения при торможении транспортного средства.

Цель изобретения — повышение устойчивости движения транспортного средства при торможении путем обеспечения определенной последовательности торможения колес его осей.

Указанная цель достигается тем, что в электропневматической тормозной системе транспортного средства в электронный блок управления дополнительно включены устройство сравнения и логическое устройство, снабженное элементами И, НЕ, ИЛИ, причем один из входов элемента И и вход эле15

55 мента НЕ связаны с выходом дополнительного устройства сравнения, а выходы элементов И и HE логического устройства связаны, в свою очередь, с входами элемента

ИЛИ, выход которого через усилитель мощности соединен с электромагнитным клапаном, установленным в исполнительной магистрали задней оси прицепа.

На чертеже изображена функциональная схема электропневматической тормозной системы транспортного средства.

Предлагаемая система содержит установ. ленные на тягаче источник 1 давления, тормозной кран 2, управляемый деталью 3 и соединенный с тормозными камерами 4 тягача через электромагнитный клапан 5 последнего и воздухораспределителем 6 прицепа, подключенным к ресиверу 7 и имеющим управление от электромагнитного клапана 8.

Последний подключен, в свою очередь, к электронному блоку управления, включающему в себя широтно-импульсный модулятор 9, связанный с датчиком 10 перемещения педали 3, усилители 11 — 14, мощностей и устройство !5 сравнения, подключенное к датчикам 16 и 17 давления. Устройство 15 сравнения представляет собой известный блок, выполненный аналогично прототипу, поэтому на чертеже его функциональная схема не показана. Электронный блок содержит также дополнительное устройство 18 сравнения, связанное с датчиками 17 и 19 давления, логическое устройство 20 с элементами И 21, НЕ 22 и ИЛИ

23, генератор 24 пилообразного напряжения, соединенный с входами блоков 25 и 26 сравнения, другие входы которых связаны с датчиками 27 и 28 загрузки соответственно передней и задней осей прицепа. При этом выход блока 25 сравнения соединен через усилитель 14 мощности с электромагнитным клапаном 29 передней оси прицепа, а выход блока 26 сравнения — с элементом И 21 логического устройства 20. Выход последнего соединен с электромагнитным клапаном 30 задней оси прицепа через усилитель

13 мощности.

Тормозная система работает следующим образом.

При нажатии на тормозную педаль 3 тормозной кран 2 сообщает источник 1 давления с тормозными камерами 4 тягача, а магистраль управления воздухораспределителем 6 прицепа — с атмосферой. Одновременно контактами выключателя стоп-сигнала (не показано) осуществляется включение электронного блока управления. Датчик 10 вырабатывает электрический аналоговый сигнал, пропорциональный перемещению педали 3. Далее сигнал, преобразованный широтно-импульсным модулятором 9 в серию импульсов с переменной длительностью через усилитель 11 мощности, поступа1134438 ную педаль 3 сжатый воздух под давлением, пропорциональным интенсивности торможения тягача, и с учетом нагрузки, приходя цейся на переднюю ось прицепа, сразу поступает через электромагнитный клапан 29 в тормозные камеры 31 передней оси. Поступление сжатого воздуха в тормозные камеры задней оси задерживается путем подачи командного сигнала с электронного блока управления на электромагнитный клапан 30 задней оси прицепа. Это происходит с помощью сравнения электрических сигналов от датчиков 19 и 17 давления на выходе воздухораспределителя 6 и в тормозных камерах 32 задней оси прицепа. В случае, если давление на выходе воздухораспределителя

6 превышает давление в тормозных камерах

32 на величину, меньшую заданной, то на выходе устройства 18 сравнения сигнал рассогласования отсутствует. Следовательно, на выходе элемента НЕ 22 и на одном вхо0 де элемента И 21 имеем «О». На второй вход элемента И 21 поступает серия электрических импульсов, несущая информацию о нагрузке на заднюю ось прицепа в период торможения, т.е. на втором входе элемента

И 21 в рассматриваемом случае будет «О» согласно известной логике работы этого элемента. Следовательно, на входе элемен-. та ИЛИ 23, связанном с выходом элемента

И 21, будет также «О», а на входе, связанном с элементом НЕ 22, будет инвертирован0 ный «О» т.е. «1». При таком сочетании входных сигналов на выходе элемента ИЛИ 23 получается «1», которая представляет собой командный электрический сигнал, воздействующий на электромагнитный клапан

30. В результате последний переходит из нормального во второе положение, при котором доступ сжатого воздуха в тормозные камеры 32 прекращается, и последние соединяются с атмосферой. ет на электромагнитный клапан 8, установленный на крышке воздухораспределителя 6.

Длительность импульсов изменяется пропорционально перемещению тормозной педали 3, т.е. интенсивности торможения тягача.

Когда электрический импульс на входе электромагнитного клапана 8 отсутствует, последний соединяет надпоршневую полость воздухораспределителя 6 с атмосферой. Когда же очередной импульс поступает на вход электромагнитного клапана 8, он, срабатывая, соединяет вышеуказанную полость воздухораспределителя 6 с ресивером 7 прицепа. В результате на выходе воздухораспределителя происходит нарастание давления сжатого воздуха, пропорциональное перемещению педали 3. Кроме того, при тормо1 женин происходит перераспределение сцепного веса по осям транспортного средства.

Поэтому датчики 27 и 28 загрузки на передней и задней осях прицепа вырабатывают аналоговый электрический сигнал, пропор- 2 циональный величине этой нагрузки. Вышеуказанные сигналы поступают на входы блоков 25 и 26 сравнения соответственно, где уравниваются с пилообразным напряжением поступающим от генератора 24 пилы. В результате на выходах блоков 25 и 26 сравне2 иия формируется серия прямоугольных импульсов, длительность которых изменяется обратно пропорционально нагрузке на соответствующие оси прицепа. Эти импульсы, поступая на электромагнитные клапаны 29 з и 30, вызывают их срабатывание. При этом, так как нагрузка при торможении на переднюю ось больше, чем на заднюю, то длительность импульсов, поступающих на электромагнитный клапан 29 передней оси, будет меньше. Следовательно, электромагнитный клапан 29 большее время будет находиться в нормальном положении, в котором он соединяет выход воздухораспределителя 6 с тормозными камерами 31, и меньшее время во втором положении, в котором он соеди- 40 няет тормозные камеры 31 с атмосферой.

Аналогичным образом можно объяснить, что электромагнитный клапан 30 будет соединять тормозные камеры 32 с атмосферой тем большее время, чем меньше нагрузка на заднюю ось прицепа. Таким образом, дав- 45 ление в передних тормозных камерах 31 выше, чем в задних тормозных камерах 32, и изменяется пропорционально нагрузке на переднюю и заднюю оси прицепа.

Одновременно для осуществления определеннои последовательности торможения

50 колес осей транспортного средства работают устройства 15 и 18 сравнения электронного блока управления с подключением логического устройства 20. Как было указано выше, необходимо, чтобы первыми тормо.- 55 зились колеса передней оси прицепа, затем задней оси прицепа и, наконец, задней оси тягача. Поэтому при нажатии на тормозКак только давление в тормозных камерах 31 передней оси прицепа превысит величину давления в тормозных камерах

32 задней оси. прицепа на величину, большую заданной, устройство 18 сравнения вырабатывает сигнал рассогласования, который представляет собой «1». Следовательно, на входе элемента НЕ 22 и на одном входе элемента И 21 имеется «1». Тогда на выходе элемента НЕ 22, а значит н на одном входе элемента ИЛИ 23 будет «О». На выходе элемента И 2! в этом случае будет такой же сигнал, как и на втором его входе, связанном с блоком 26 сравнения. Таким образом, если на одном входе элемента ИЛИ 23 «О», а на втором — то «О», то «1», значит на его выходе (по известным условиям работы этого элемента) будет чередование «О» и «1» в полном соответствии с входным сигналом. Это значит, что с выхода элемента ИЛИ 23 на элек1134438

Составитель С. Макаров

Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Тираж 650 Подписное

НИИПИ Государственного комитета СССР по дела м изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Ю. Ковач

Заказ 9858/16

В тромагнитный клапан 30 будет поступать серия импульсов, формируемых блоком 26 сравнения, несущая информацию о нагрузке на заднюю ось прицепа. Электромагнитный клапан 30 начнет срабатывать и в тормозные камеры 32 задней оси прицепа будет подаваться сжатый воздух под давлением, пропорциональнь1м интенсивности торможения тягача,.и с учетом нагрузки, приходящейся на заднюю ось прицепа.

Таким образом, дав1ление воздуха в передних тормозных камерах прицепа нарастает с опережеййеьм, что приводит к опережающему торможению колес передней оси прицепа, затею задгней оси прицепа и, наконец, (с помощью устройства 15 сравнения) к торможению колес задней оси тягача.

Устройство 15 сравнения вырабатывает командный сигнал на задержку срабатывания тормозов задней оси тягача, если давление в тормозных камерах 32 задней оси прицепа превышает давление в тормозных камерах 4 задней оси тягача на величину, меньшую заданной. В этом случае электромагнитный клапан 5. переключается в положение, в котором он соединяет тормозные камеры 4 тягача с атмосферой.

Как только давление в тормозных камерах 32 задней оси прицепа превысит давление в тормозных камерах 4 на величину, большую заданной, электромагнитный клапан 5 переключается в свое нормальное положение и сжатый воздух поступает из источника 1 давления через тормозной кран 2 в тормозные камеры 4 задней оси тягача.

Таким образом, тормозная система обеспечивает необходимую последовательность торможения колес осей транспортного средства, а именно торможение колес передней оси прицепа, затем задней оси прицепа и в свою очередь задней оси тягача.

Оттормаживание происходит аналогичным образом.

При опускании тормозной педали 3 тормозной кран 2 через электромагнитный клапан 5 тягача сообщает тормозные камеры 4 тягача с атмосферой, а магистраль управления воздухораспределителем 6 прицепа— с источником 1 давления, чем обеспечивает11 ся зарядка ресивера 7 прицепа сжатым воздухом. Воздухораспределитель 6 сообщает тормозные камеры 31 и 32 прицепа с атмосферой через электромагнитные клапаны 29 и 30. Кроме того, при опускании педали 3 происходит уменьшение величины электрического сигнала от,датчика 10, а значит соответственно уменьшение длительности импульсов на выходе широтно-импульсного модулятора 9, поэтому давление на выходе воздухораспределителя 6 и в тормозных камерах 31 и 32 прицепа будет уменьшаться.

Таким образом, предлагаемая система позволяет обеспечить рациональное использование сцепного веса, повысить устойчивость движения транспортного средства при торможении, увеличить эффективность его торможения на 20 — 22 /0 при осуществлении нужной последовательности торможения колес осей и вследствие этого повысить безопасность движения.

Электропневматическая тормозная система транспортного средства Электропневматическая тормозная система транспортного средства Электропневматическая тормозная система транспортного средства Электропневматическая тормозная система транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобильной технике и предназначено для использования при управлении тяговым приводом

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам последовательного избирательного управления тормозами самолета

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электропневматическим клапанам для тормозных систем

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозному оборудованию локомотивов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным системам железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к электропневматическим клапанным органам для использования в тормозных системах железнодорожного транспорта

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к устройствам комплексов тормозного оборудования грузовых локомотивов
Наверх