Тепловой двигатель

 

ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий корпус и эксцентрично расположенные один в другом и соединенные между собой термочувствительными активными элементами полые цилиндры, один из которых установлен с возможностью вращения вокруг своей оси и соединен с валом отбора мощности, и систему нагрева и охлаждения активных элементов, , отличающийся тем, что, с целью расширения области применения путем увеличения количества способов отбора мощности и упрощения регулировки и реверса, двигатель снабжен дополнительным валом отбора мощности, с которым соединен другой цилиндр, также установленный с возможностью вращения вокруг своей оси, причем внутренний цилиндр установлен с возможностью перемещения и фиксации его оси относительно оси внешнего цилиндра, а активные элементы выполнены в виде предварительно напряженных пружин из материала с термомеханической памятью.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4 F 03 б 7/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3574478/25-06 (22) 07.04.83 (46) 15.01.85. Бюл. № 2 (72) И. В. Троценко (53) 621.486 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 750126, кл. F 03 G 7/06, 1980.

2. Патент США № 3430441, кл. 60-23, опублик. 1969. (54) (57) ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержаший корпус и эксцентрично расположенные один в другом и соединенные между собой термочувствительными активными элементами полые цилиндры, один из которых установлен с возможностью вращения

„,БЦ,,„1134778 А вокруг своей оси и соединен с валом отбора мощности, и систему нагрева и охлаждения активных элемечтов, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения путем увеличения количества способов отбора мощности и упрощения регулировки и реверса, двигатель снабжен дополнительным валом отбора мошности, с которым соединен другой цилиндр, также установленный с возможностью вращения вокруг своей оси, причем внутренний цилиндр установлен с возможностью перемещен ия и фиксации его оси относительно оси внешнего цилиндра, а активные элементы выполнены в виде предварительно напряженных пружин из материала с термомеханической памятью.

1134778

Цель изобретения — расширение области применения путем увеличения количества способов отбора мощности и упрощения регулировки и реверса.

Указанная цель достигается тем, что тепловой двигатель, содержащий корпус и эксцентрично расположенные один в другом и соединенные между собой термочувствительными активными элементами полые цилиндры, один из которых установлен с возможностью вращения вокруг своей оси

55 и соединен с валом отбора мощности, и систему нагрева и охлаждения активных элементов, снабжен дополнительным валом

Изобретение относится к машиностроению, а именно к тепловым двигателям, использующим тепловые деформации термочувствительных рабочих элементов из твердого тсла, и может быть использовано для привода различных механизмов.

Известен тепловой двигатель, содержащий корпус с овальной кулачковой направляющей и расположенный в корпусе цилиндр, установленный с возможностью вращения вокруг своей оси, соединенный с ва- 10 лом отбора мощности и взаимодействующий с направляющей корпуса при помощи толкателей, снабженных термочувствительными активными элементами с термомеханической памятью, и систему нагрева и охлаждения активных элементов (1).

Недостатками этого двигателя являются сложность его конструкции и изготовления, обусловленные наличием кулачкового механизма с множеством толкателей и направляющей корпуса, отличающейся по форме 20 от простой окружности, а также узкая область применения ввиду наличия единственного вала отбора мощности и сложности .осуществления регулировки и реверса из-за отсутствия механических регулировочных приспособлений.

Наиболее близким к предлагаемому является тепловой двигатель, содержащий корпус и эксцентрично расположенные один в другом и соединенные между собой термочувствительными активными элементами полые цилиндры, один из которых установлен с возможностью вращения вокруг своей оси и соединен с валом отбора мощности, и систему нагрева и охлаждения активных элементов (2).

Конструкция данного двигателя значи- 35 тельно упрощена, так как в нем отсутствуют кулачковый механизм с множеством толкателей и их направляющих и направляющая корпуса сложной формы. Однако область применения этого двигателя недостаточно широка, поскольку мощность отбирается лишь от одного из цилиндров и сложно осуществляется регулировка и реверс двигателя из-за отсутствия регулировки эксцентриситета цилиндров. отбора мощности, с которым соединен другой цилиндр, также установленный с возможностью вращения вокруг своей оси причем внутренний цилиндр установлсн с возможностью перемещения и фиксации -ro оси относительно оси внешнего ци,индра, а активные элементы выполнены в аиде предварительно напряженных пружин. из материала с термомеханической памятью.

На фиг. 1 представлен двигатель, общий вид; на фиг. 2 — разрез А А на фиг. 1.

Тепловой двигатель содержит цилиндрический корпус 1, в котором эксцентрично расположены друг в друге полые цилиндры

2 и 3, смонтированные на полуосях 4 и 5, соединенных с валами отбора мощности и установленных в подшипниковых опорах 6 и 7. Цилиндры 2 и 3 соединены между собой термочувствительными активными элементами 8, выполненными в виде предварительно напряженных пружин из тонкой проволоки из материала с термомеханической памятью, например из нитинола, и. составляют ротор двигателя. Полуось 5 внутреннего цилиндра 3 имеет возможность перемещения и . фиксации относительно полуоси

4, а также относительно оси корпуса 2, т.е. может передвигаться в ту или другую сторону от оси корпуса 1 в зависимости от нужного режима и направления вращения ротора двигателя.

Система нагрева активных элементов выполнена в виде емкости, которую образует нижняя часть корпуса 1, заполненной горячим теплоносителем 9. Зона охлаждения активных элементов расположена в верхней половине корпуса 1.

Двигатель работает следующим образом.

Подают горячий теплоносйтель 9 в нижнюю часть корпуса 1. Находящиеся в теплоносителе 9 активные элементы 8 нагреваются и сжинаются, тянут за собой следующие, в результате происходит поворот цилиндров 2 и 3, а находящиеся в зоне охлаждения элементы 8 остывают и растягиваются, способствуя повороту ротора. Вместе с цилиндрами 2 и 3 вращаются их полуоси

4 и 5. Мощность можно отбирать как от полуоси 4, так и от полуоси 5. Направление и режим вращения ротора задают и регулируют положением полуоси 5 относительно оси корпуса 1.

Предлагаемый двигатель характеризуется простотой конструкции, повышенной экономичностью, обусловленной выполнением активных элементов из материала с тер-. момеханической памятью в, виде спиралей с развитой теплообменной поверхностью, а также имеет широкую область применения, обусловленную возможностью реали1134778

3 зации различных способов отбора мощности (от одной или другой полуоси 4 и 5 или-от обеих полуосей одновременно) и простотой

4 регулировки и реверса за счет изменения положения полуоси 5 относительно оси корпуса 1.

Составитель Л. Тугарев

Редактор К. Волощук Техред И. Верес Корректор И.Муска

Заказ 10057/33 Тираж 116 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тепловой двигатель Тепловой двигатель Тепловой двигатель 

 

Похожие патенты:

Привод // 1118800

Изобретение относится к области машиностроения, касается тепловых двигателей и может найти применение в различных отраслях народного хозяйства для приведения в действие исполнительных механизмов

Изобретение относится к области энергомашиностроения и обеспечивает получение механической энергии вращения за счет использования разности температур и плотности морской воды на разных ее уровнях без расходования топливно-энергетических ресурсов

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для автономного непрерывного снабжения тепловой и механической энергией бытовых, промышленных и транспортных энергопотребителей, а после преобразования тепловой и механической энергии в электрическую для снабжения тех же потребителей электричеством

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, то есть в идеальном случае: изотерма-изохора-изотерма-изохора

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к способам, использующим рабочую среду в газообразной или жидкой фазах для получения механической энергии из теплоты внешнего источника, предпочтительно низкотемпературного источника

Изобретение относится к машиностроению и позволяет упростить конструкцию насосных установок, предназначенных для перекачки жидкостей, имеющих различную температуру (холодная и горячая вода)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, т

Изобретение относится к элементам управления приводных механизмов и может быть использовано в различных приводных механизмах, например в клапанах, в устройствах раздвижных дверей, люков, затворов и т.п., применяемых в различных отраслях хозяйства
Наверх