Способ изготовления жестких катушек электрических машин

 

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕСТКИХ КАТУШЕК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, заключающийся в намотке катушки на шаблоне , отгибе лобовых частей и последующей растяжке пазовых частей катушки. отличающийся тем, что, с целью повьш1ения производительности,, отгиб лобовых частей катушки ведут одновременно с растяжкой пазовых частей , а намотку катушки производят на шаблоне, угол между сторонами которого , соответствующими лобовой и пазовой частям катушки, равен cL JJ o с S i п-2J-t (g об. + 2Г . где Ь - шаг катушки по пазам; - длина развернутой лобовой части; ct - угол наклона лобовой части; /Ь - требуемьй угол отгиба лобо (Л вых частей; f- угол пружинения. 7 00 4 СО 00 со иг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЯ Л

РЕСПУБЛИК

„. SU„„1134989

4(51) Н 02 К 15 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ где Ь е—

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 36 11282/24-07 (22) 23.06.83 (46) 15.01.85. Бюл. ¹ 2 (72) А.А. Камрат, Д.И. Мазур, M.À. Луцив и А.M. Баранник (71) Особое конструкторское бюро линейных электродвигателей (53) 621.318.444(088.8) (56) 1, Виноградов Н.В. Обмотчик электрических машин. М., "Высшая школа", 1977, с. 30-32.

2. Авторское свидетельство СССР

N 599314, кл. Н 02 К 15/04, 1976. (54)(57) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕСТКИХ

КАТУШЕК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, заключающийся в намотке катушки на шаблоне, отгибе лобовых частей и последующей растяжке пазовых частей катушки, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности, отгиб лобовых частей катушки ведут одновременно с растяжкой пазовых частей, а намотку катушки производят на шаблоне, угол между сторонами которого, соответствующими лобовой и пазовой частям катушки, равен

d. =0ц- з1 4g с(4gp++y, Ь шаг катушки по пазам; длина развернутой лобовой части; угол наклона лобовой части; требуемый угол отгиба лобовых частей; угол пружинения.

1134989

Изобретение относится к технологии изготовления обмоток электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Известен способ изготовления ка- 5 тушек электрических машин, заключающийся,ч намотке катушки на шаблон, гибке лобовых частей и последующей растяжке пазовых частей. Шаблон имеет плоскую форму в виде лодочки, форма которой определяется геометрическим построением (1 1.

Недостатком этого способа является то, что углы отгибов лобовых частей малы и не превышают 5-10 . Это 15

Ф объясняется тем, что расчет и геометрическое построение контура шаблона ведется при помощи линейных размеров по внутреннему периметру катушки, без учета ее угловых размероВ. 20

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления жестких катушек электри- ческих машин, заключающийся в намот- 25 ке катушки на шаблоне с последующей растяжкой пазовых частей. Перед растяжкой лобовые части катушек отгибают на прессе с помощью гибочного устройства (2g. 30

Однако данный способ не технологичен и трудоемок в изготовлении, так как предусматривает помимо намот) ки и растяжки катушки дополнительную: техническую операцию-операцию гибки лобовых частей, что снижает произво- дительность.

Целью изобретения является повышение производительности.

Поставленная цель достигается 40 тем, что согласно способу изготовления жестких катушек электрических машин, заключающемуся в намотке катушки на шаблоне, отгибе лобовых частей и последующей растяжке пазовых частей.:: 45 катушки, отгиб лобовых частей катушки ведут одновременно с растяжкой пазовых частей, а намотку катушки производят на шаблоне, угол между сторонами которого, соответствующими g0 лобовой и пазовой частям катушки, равен

Ы =arcsin 4ga&tg(3+ g, Ь о 28

55 где Ь вЂ” шаг катушки по пазам; — длина развернутой лобовой части;

o(. — угол наклона лобовой части;

p — требуемый угол отгиба лобовых частей;

Э" — угол пружинения.

На фиг.1 показан намоточный шаблон, на фиг.2 — намотанная на шаблоне катушка; на фиг.3 — растянутая катушка, вид сбоку; на фиг.4 — то же, вид в плане; на фиг.5 — кинематика движения лобовой части катушки при растяжке пазовых частей; на фиг.б намоточный шаблон для изготовления катушек с разными углами отгиба лобо вых частей; на фиг.7 — пример рабочего чертежа катушки; на фиг.8 — геометрическое построение шаблона.

На фиг.2 — 5 стрелками показано движение отдельных участков катушки при растяжке пазовых частей: точки

А, В, С, Д вЂ” до растяжки, точки А, В, С, Д вЂ” после растяжки.

Расчет намоточного шаблона 1 произвбдят исходя из рабочего чертежа катушки 2 по методике, аналогичной известным методикам для обмоток вращающихся электрических машин (1 g c учетом плоской формы сердечника и других возможных конструктивных особенностей исполнения конкретного электродвигателя. По рабочему чертежу поступившей для изготовления катушки

2 определяется внутренний периметр

P развернутой катушки, развернутые длины лобовой 1 и прямолинейной 1„ частей. Как известно, на рабочих чертежах изображение катушки 2 и ее размеры указываются на двух (а иногда и трех) плоскостях. Так, например, (фиг.5) лобовая часть катушки А В или

А С на фронтальной проекции изображена как А В, а на горизонтальной— как Д В или Д С соответственно.

Поэтому необходимые для расчета развернутые размеры, если они не указаны разработчиком в примечаниях рабочего чертежа, определяются путем алгебраических преобразований.

Например,дан рабочий чертеж (фиг.7) катушки 2 со следующими размерами;

-L — длина катушки;

Н вЂ” высота катушки; а,Ь вЂ” размеры поперечного сечения;

Чо — длина пазовой части;

С вЂ” длина вылета пазовой части за пределы сердечника;

Ъ вЂ” шаг катушки по пазам;

3 11349 г, — внутренний радиус головки лобовой части;

R — радиус перехода от прямолио нейной к лобовой части; о — угол наклона лобовой части;

P — требуемый угол отгиба лобовых частей.

Методика расчета и построения шаблона заключается в следующем.

Развернутая длина лобовой части 1 согласно фиг. 5 и 7

Н-2Ъ- г 2

t т. к. А Э =1а=Н Ь i0 11 = Н-2Ъ- 0 15

Я 1) Н-2h- го

A B=mn=

Sill ф SiA ф

° I

Д Д Si= Д 82,+ 8182 )

Длина прямолинейной части 20 е =t„+2С

Внутренний периметр P катушки

+1 iR +0+k 7г +(tg ЛР +

0 . 2 о 1 о о 25

+1 >«+ Е.1 Тг + Е. а тК = 2Е. Е.

2 о 1 о

+27i(2k Р + k r ) где к,к — коэффициенты приведения.

Угол о о между сторонами 3 и 4 шаб-30 лона, соответствующими лобовой и пазовой частям нижней стороны катушки, без учета угла пружинения у

d о — ои"с sin о- Ь 1 о

21

Построение шаблона 1 состоит в следующем (фиг.8).

Откладываем на горизонтальной прямой длину 1о . Из точек О„ и 02 проводим окружности радиусами R и 40 под углом с проводим касательнйе к этим окружностям. Из точек касания и делаем на касательных за 01 2 сечки размером 1. Ставим в точках засечки 1„ и 1 перпендикуляры и проводим касательные окружности радиусом г . Верхнюю часть шаблона о строим симметрично нижней.

Проверяем соответствие периметра полученного шаблона Р рассчитанному 50 внутреннему перимеру Р катушки. Полученный шаблон изготавливается плоским толщиной а (обычно из листового текстолита, алюминия и т.п.) и устанавливается в приспособление для на- 55 мотки.

Далее наматывают на шаблоне 1 катушку 7, при этом угол между сторо89 4 нами 5 и 6 становится равным о о (фиг.2), и растягивают ее до получения катушки 2 с требуемыми размерами (фиг.З и 4).

Растяжку катушки 7 производят на обычных растяжных станках, при этом происходит осаждение вниз верхних лобовых 8 и пазовой 9 частей, а также разведение нижней 6 и верхней

9 пазовых частей на расстояние Ь, равное шагу катушки 2 по пазам. Головки 10 лобовых частей 5 и 8 фиксируются на растяжном станке от смещений по высоте и в поперечном направлении. При растяжке смещение головок

10 происходит только в продольном направлении — они сближаются между . собой с увеличением угла р между лобовой 5 и пазовой 6 частями катушки 2 (фиг.5). Формовка лобовых частей 8 происходит соответственно лобовым частям 5. Соотношение между углом о1 (углом между сторонами 5 и

6 катушки 7) и требуемым углом /3 (углом отгиба лобовых частей 5 готовой катушки 2) можно определить по фиг.5 путем следующих преобразований:

А3 Ь

= агз1п -aresin tg 3tgd, о 48 2Ф тк. Я8=А Ь = 3, SS = Ь(2, AD=A 3 =

= р )) S=kjy-4g о SS = — 4q 4

f — развернутая длина лобовой части;

d. — угол наклона лобовой части; (b — - требуемый угол отгиба лобовых частей.

Кроме того, при расчете угла учитывают угол пружинения, который определяется в каждом конкретном случае в зависимости от материала провода и размеров катушки при изготовлении пробных катушек.

При разных углах отгиба лобовых частей углы Ыо и Ы определяют для каждой из лобовых частей отдельно, и намоточный шаблон 11 принимает форму несимметричного шестиугольника (фиг.6) .

Отличие данной методики состоит в следующем. Если раньше расчеты построения шаблона велись по линейным размерам („,3, тÄ R„) и его форма могла

1 о быть (учитывая нежесткость фигуры шестиугольника) произвольной лишь

1134989 бы только P = Р, то согласно предлагаемой методике помимо этого расчета построение шаблона ведется с учетом угла d, что позволяет при растяжке получить катушку с отгнутыми на тре- 5 буемый угол а лобовьии частями.

Использование предлагаемого способа изготовления катушек повышает производительность, так как он содерI жит две технологические операции— намотку катушки на шаблон и растяжку пазовых частей. При этом сам процесс намотки и растяжки остается прежним, а расчет контура шаблона усложняется незначительно. Устранение гибки лобовых частей кроме уменьшения трудоемкости исключает затраты на изготовление гибочного устройства и амортизацию пресса, что повышает технологичность изготовления особенно при серийном производстве больших партий катушек.

1134989 йг.

Paz. z

Фиг. В

БП4ИПИ Заказ 10099/44 Тирви 646 Поддисное

Филиаа ППП "Патеит", г.Уигород, ул.Проевтиаи, 4

Способ изготовления жестких катушек электрических машин Способ изготовления жестких катушек электрических машин Способ изготовления жестких катушек электрических машин Способ изготовления жестких катушек электрических машин Способ изготовления жестких катушек электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх