Гидравлическое устройство рулевого управления транспортного средства
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ -УСТРОЙСТВО РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее рулевой вал, связанный с рулевым механизмом , включающий в себя гидрораспределитель , гидравлически соединенный гидролиниями с гидронасосом, с гидробаком и с исполнительным гидроцилиндром поворота. предохранительные клапаны и устройство имитации сопротивления повороту, включающее установленный на рулевом валу фрикционный тормоз, выполненный в виде клеммового зажима, управляемого плунжерной парой, на входе рабочей полости которой установлен дроссель, отличающееся тем, что, с целью повышения точности работы путем имитации сопротивления повороту в нейтральном положении гидрораспределителя , устройство имитации снабжено второй плунжерной парой с дросселем, при этом плунжеры расположены эксцентрично оси рулевого вала, а рабочие полости плунжерных пар через дроссели гидравлически соединены с полостями исполнительg ного гидроцилиндра поворота и посредством обратных клапанов с входом предохранительного клапана, выход которого соединен с гидробаком.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4Ш В 62 D 5/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA
1 .
/ (i
ollHcAHHE изоБррткниМ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3490182/27-11 (22) 02.09.82 (46) 23.01.85. Бюл. № 3 (72) А. И. Козлов, В. С. Лесик, А. Ф. Домрачев, В. С. Лысенко, А. Д. Доброванов и Е. С. Шмайденко (711 Производственное объединение
«Красный экскаватор» им. 60-летия СССР (53) 629.113.014.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 510403, кл. В 62 D 5/06, 1976 (прототип). (54) (57) ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ, УСТРОЙСТВО РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее рулевой вал, связанный с рулевым механизмом, включающий в себя гидрораспределитель, гидравлически соединенный гидролиниями с гидронасосом, с гидробаком и с исполнительным гидроцилиндром поворота, %SU,1135685 А предохранительные клапаны и устройство имитации сопротивления повороту, включающее установленный на рулевом валу фрикционный тормоз, выполненный в виде клеммового зажима, управляемого плунжерной парой, на входе рабочей полости которой установлен дроссель, отличающееся тем, что, с целью повышения точности работы путем имитации сопротивления повороту в нейтральном положении гидрораспределителя, устройство имитации снабжено второй плунжерной парой с дросселем, при этом плунжеры расположены эксцентрично оси рулевого вала, а рабочие полости плунжерных пар через дроссели гидравлически соединены с полостями исполнительного гидроцилиндра поворота и посредством обратных клапанов с входом предохранительного клапана, выход которого соединен с гидробаком.
1135685
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может найти применение в рулевых механизмах строительнодорожных машин.
Известно гидравлическое устройство рулевого управления транспортного средства, содержащее рулевой вал, связанный с рулевым механизмом, включающим в себя гидрораспределитель, гидравлически соединенный гидролиниями с гидронасосом, с гидробаком и с исполнительным гидроцилиндром поворота, предохранительные клапаны и устройство имитации сопротивления повороту, включающее установленный на рулевс м валу фрикционный тормоз, выполненный в виде клеммового зажима, управляемого плунжерной парой, на входе рабочей полости которой установлен дроссель (1).
Однако при помощи известного устройства водитель ощущает «чувство дороги» лишь в момент поворота рулевого колеса.
Если распределитель находится в нейтральном положении, то при наезде на препятствие и повышении давления в рабочей полости плунжера руль будет оставаться в неизменном положении, из-за чего «чувство дороги» у водителя снижается. Это требует от водителя повышенного внимания при управлении транспортным средством, что может привести к его быстрой утомляемости.
Целью изобретения является повышение точности в нейтральном положении.
Указанная цель достигается тем, что в гидравлическом устройстве рулевого управления транспортного средства, содержащем рулевой вал, связанный с рулевым механизмом, включающий в себя гидрораспределктель, гидравлически соединенный гидролиниями с гидронасосом, с гидробаком и с исполнительным гидроцилиндром поворота, предохранительные клапаны и устройство имитации сопротивления повороту, включающее установленный на рулевом валу фрикционный тормоз, выполненный в виде клеммового зажима, управляемого плунжерной парой, на входе рабочей полости которой установлен дроссель, устройство имитации снабжено второй плунжерной парой с дросселем, при этом плунжеры расположены эксцентрично оси рулевого вала, а рабочие полости плунжерных пар через дроссели гидравлически соединены с полостями исполнительного гидроцилиндра поворота и посредством обратных клапанов с входом предохранительного клапана, выход которого соединен с гидробаком.
На фиг. 1 показана принципиальная гидравлическая схема гидравлического устройства рулевого управления; на фиг. 2 — сечение по осям плунжеров нормально к оси рулевого вала.
Гидронасос 1 гидролиниями гидравлически соединен с гидрораспределителем 2, гид10
55 робаком 3 и предохранительным клапаном 4.
Рулевой механизм имеет вал 5 с рулевым колесом 6, гидрораспределитель 2 гидролиниями 7 и 8 соединен с исполнительным гидроцилиндром 9 поворота.
Устройство для имитации сопротивления повороту включает цилиндры 10 и 11, выполненные в корпусе 12 с плунжерами
13 и 14. Плунжеры 13 и 14 пружинами 15 и 16 поджимаются к клемме 17 фрикционного тормоза. Рабочая полость цилиндра
10 через дроссель 18 соединена гидролинией 7 с полостью исполнительного гидроцилиндра 9 поворота, а через обратный клапан 19 и предохранительный клапан 20— со сливом. Рабочая полость цилиндра 11 через дроссель 21 соединена гидролинией
8 со второй полостью исполнительного гидроцилиндра 9 поворота, а через обратный клапан 22 и предохранительный клапан 20— со сливом. Рабочая полость цилиндра 11 через дроссель 21 соединена гидролинией
8 со второй полостью исполнительного гидроцилиндра 9 поворота, а через обратный клапан 22 и предохранительный клапан 20— со сливом.
Гидравлическое устройство рулевого управления работает следующим образом.
Гидронасос 1 подает рабочую жидкость к гидрораспределителю 2 рулевого механизма. В нейтральном положении гидрораспределителя рабочая жидкость, пройдя через рулевой механизм, возвращается по сливной гидролинии в гидробак 3 и в системе устанавливается низкое давление, поджим плунжеров 13 и 14 к клемме 17 осуществляется пружинами 15 и 16, а подпитка полостей исполнительного гидроцилиндра поворота 9 — за счет утечек через гидрораспределитель 2. Это обеспечивает на рулевом колесе получение определенного усилия, которое необходимо, чтобы начать поворот.
Эта также позволяет исключить возможность случайного средства под действием толчков, вибраций и пр.
При наезде колеса транспортного средства, например, на обочину повышается давление в соответствующей полости исполнительного гидроцилиндра 9 поворота и в соответствующей рабочей полости цилиндров 10 и 11. Плунжеры 13 или 14, воздействуя на клемму 17, поворачивают рулевой вал 5 на определенный угол. Этот толчок, направление которого соответствует расположению препятствия, чувствует водитель, благодаря чему осуществляется обратная связь между дорогой и водителем при нейтральном положении распределителя, т. е. водитель «ощущает» на руле как величину, тек и направление возникшего препятствия.
При совершении поворота увеличение давления в гидролиниях 7 или 8 вызывает увеличение давления в рабочей полости ци1135685
12!
Составитель В. Калмыков
Редактор П. Коссей Техред И. Верес Корректор А. Тяско
Заказ 10209/13 Тираж 601 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам . изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 линдров 10 или 11, которое действует на плунжеры 14 или 13 и, следовательно, увеличение усилия, которое должен приложить водитель к рулевому колесу 6.
При наезде на препятствия и нейтральном положении распределителя черезмерное повышение давления в одной из полостей исполнительного гидроцилиндра 9 поворота может привести к такому зажиму плунжерами 13 или 14 рулевого вала 5, когда транспортное средство станет неуправляемым, В этом случае часть рабочей жидкости из цилиндров 11 или 10 через обратные клапаны 22 или 19 и предохранительный клапан 20 уйдет на слив, разгружая фрикцион.ный тормоз от избыточного усилия.
Дроссели 18 и 21 предназначены для создания требуемого для поворота давления в соответствующей полости исполнительного гидроцилиндра 9 поворота при повороте рулевого колеса 6. Он предохраняет внезапный поворот транспортного средS ства при наезде на препятствие из-за повышения давления в одной из полостей гидроцилиндра 9 поворота.
Таким образом, изобретение позволяет повысить точность имитации сопротивления повороту рулевого управления в основном режиме движения — при нейтральном положении золотника распределителя, устанавливать обратную связь между дорогой и водителем, имитируя неровности дороги и препятствия как по величине, так и по их направлению, уменьшить утомляемость водителя, безопасность движения.