Гидромеханическая передача

 

ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА , содержащая корпус, входной и выходной валы, гидротрансформатор, насосное колесо которого соединено с входным валом, пятизвенный планетарный ряд с установленными на водила, соединенном с выходным валом, зацепляющимися между собой парными сателлитами, выполненными с различными по длине зубчатыми венцами, сопряженными с двумя снабженными тормозами коронными колесами и с двумя солнечными шестернями , диаметр первой из которых больше диаметра второй, трехзвенный планетарный ряд, солнечная шестерня которого посредством фрикционных муфт соединена с корпусом и валом турбинного колеса гидротрансформатора , отличающаяся тем, что, с й,елью упрощения конструкции путем уменьшения числа элементов управления и расширения функциональных возможностей передачи, водило трехзвенного планетарного ряда жестко соединено с валом турбинного колеса гидротрансформатора, а коронная шестерня этого ряда жестко соединена с первой солнечной шестерней пятизвенного планетарного ряда, вторая солнечная шестерня из которых соединена посредством муф% ты с валом турбинного колеса гидротрансформатора . (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,SU„„1136972 А

4(59 В 60 К 17 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPGKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ж 13 2 1922 17 8 12 6

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3664052/27-11 (22) 14.11.83 (46) 30.01.85. Бюл. № 4 (72) И. И. Лифшиц и Г. И. Лифшиц (53) .629.113-585.2 (088.8) (56) 1. «Автомобилестроение» .Экспресс-ин формация. 1976, № 15, с. 27-29.

2. Авторское свидетельство СССР № 1013312, кл. В 60 К 17/10, 1983. (54) (57) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, входной и выходной валы, гидротрансформатор, насосное колесо которого соединено с входным валом, пятизвенный планетарный ряд с установленными на водиле, соединенном с выходным валом, зацепляющимися между собой парными сателлитами, выполненными с различными по длине зубчатыми венцами, сопряженными с двумя снабженными тормозами коронными колесами и с двумя солнечными шестернями, диаметр первой из которых больше диаметра второй, трехзвенный планетарный ряд, солнечная шестерня которого посредством фрикционных муфт соединена с корпусом и валом турбинного колеса гидротрансформатора, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции путем уменьшения числа элементов управления и расширения функциональных возможностей передачи, водило трехзвенного планетарного ряда жестко соединено с валом турбинного колеса гидротрансформатора, а коронная шестерня этого ряда жестко соединена с первой солнечной шестерней пятизвенного планетарного ряда, вторая солнечная шестерня из которых соединена посредством муфты с валом турбинного колеса гидротрансформатора.

1136972

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин.

Известна гидромеханическая передача, содержащая входной и выходной валы, три планетарных ряда и пять фрикционных муфт для соединения звеньев планетарных рядов между собой и с корпусом, которая обеспечивает четыре ступени передач переднего хода (1) .

Недостатками известной передачи являются отсутствие повышающей (экономичной) ступени, которая необходима для снижения оборотов двигателя и уменьшения расхода топлива, и малое число ступеней передач.

Наиболее близкой к изобретению является гидромеханическая передача, содержащая корпус, входной и выходной валы, гидротрансформатор, насосное колесо которого соединено с входным валом, пятизвенный планетарный ряд с установленными на водиле, соединенном с выходным валом, зацепляющимися между собой парными сателлитами, выполненными с различными по длине зубчатыми венцами, сопряженными с двумя снабженными тормозами коронными колесами и с двумя солнечными шестернями, диаметр первой из которых больше диаметра второй, трехзвенный планетарным ряд, солнечная шестерня которого посредством фрикционных муфт соединена с корпусом и валом турбинного колеса гидротрансформатора. Известная передача имеет пять ступеней переднего хода (2).

Однако у известной передачи отсутвует повышающая (экономичная) ступень и имеется значительное число элементов управления. Цель изобретения — упрощение конструкции путем уменьшения числа элементов управления, и расширение функциональных возможностей передачи.

Цель достигается тем, что в гидромеханической передаче, содержащей корпус, входной и выходной валы, гидротрансформатор, насосное колесо которого соединено с входным валом, пятизвенный планетарный ряд с установленными на водиле, соединенном с выходным валом, зацепляющимися между собой парными сателлитами, выполненными с различными по длине зубчатыми венцами, сопряженными с двумя снабженными тормозами коронными колесами и с двумя солнечными шестернями, диаметр первой из которых больше диаметра второй, трехзвенный планетарный ряд, солнечная шестерня которого посредством фрикционных муфт соединена с корпусом и валом турбинного колеса гидротрансформатора, водило трехзвенного планетарного ряда жестко соединено с валом турбинного колеса гидротрансформатора, а коронная шестерня этого ряда жестко соединена с первой солнечной шестерней

Вторая ступень осуществляется включением фрикционной муфты 21, которая блокирует трехзвенный планетарный ряд, и включением тормоза 16, который, затормаживая коронное колесо 15, образует трехзвенный понижающий редуктор с ведущей шестерней 17 и ведомым водилом 7.

Третья ступень осуществляется включе45 нием фрикционной муфты 20, которая, затормаживая солнечную шестерню 19, превращает трехзвенный планетарный ряд в повышающую передачу с ведущим водилом 22, и включением тормоза 16, образующего по50 нижающий редуктор с ведущей шестерней

17 и ведомым водилом 7, т.е. на третьей ступени мощность передается последовательно через два планетарных ряда.

Четвертая (прямая) ступень осушествляется включением фрикционных муфт 14 и

55 21, блокирующих оба планетарных ряда.

Пятая (повышающая) ступень осуществляется включением фрикционной муфты

20, которая, затормаживая солнечную шес5

35 пятизвенного планетарного ряда, вторая солнечная шестерня из которых соединена посредством муфты с валом турбинного колеса гидротрансформатора.

На чертеже приведена кинематическая схема гидромеханической передачи.

Входной вал 1 соединен с насосным колесом 2 гидротрансформатора 3, турбинное колесо 4 которого соединено с валом 5 турбинного колеса. Выходной вал 6 соединен с водилом 7 пятизвенного планетарного ряда, на котором установлены зацепляющиеся между собой короткие 8 и длинные 9 сателлиты. Короткие сателлиты 8 входят в зацепление с коронной шестерней 10, которая снабжена тормозом 11, и с солнечной шестерней 12, которая посредством установленной на ее валу 13 фрикционной муфты 14. может быть соединена с валом 5 турбинного колеса 4. Длинные сателлиты 9 входят в зацепление с коронным колесом 15, которое снабжено тормозом 16, и с солнечной шестерней 17, жестко соединенной с коронным колесом 18 трехзвенного планетарного ряда, солнечная шестерня 19 которого посредством фрикционных муфт 20 и 21 может быть соединена соответственно с корпусом и валом 5 турбинного колеса 4, а водило 22 трехзвенного ряда, на котором установлены его сателлиты 23, посредством вала 24 и корпуса муфты 14 жестко соединено с валом 5 турбинного колеса 4.

Гидромеханическая передача работает следующим образом.

Первая ступень осуществляется включением фрикционной муфты 14 и тормоза 11, который, затормаживая коронную шестерню

10, образует трехзвенный понижающий редуктор с ведущей шестерней 12 и ведомым

Водилом 7.

136972

Ступени

Элементы управления (позиции) Первая

Вторая

Третья

Четвертая (прямая)

Пятая (повышающая)

Реверсивная

11,14

16;21

16;20

14;21

14;20

14,16

Составитель А. Хабаров

Редактор Т. Парфенова Техред И. Верее Корректор И. Эрдейн

Заказ 10390/12 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

1 з терню 19, превращает трехзвенный планетарный ряд в повышающую передачу, и включением фрикционной муфты 14, которая соединяет оба планетарных ряда в замкнутую схему с ведомым водилом 7.

Реверсивная передача осуществляется включением фрикционной муфты 14 и тормоза 16, что превращает пятизвенный планетарный ряд в реверсивную передачу с ведущей шестерней 12 и опорным коронным колесом 15.

Экономическая эффективность обеспечивается упрощением конструкции за счет уменьшения числа элементов управления и

Соответствующим выбором чисел зубьев шестерен устанавливаются необходимые передаточные отношения на ступенях.

Например, при Z® — — 96; Z

Z„=60; Zjв — — 90; Хв — — 60 получаем ряд передаточных чисел: 3 66; 2,5; 1,5; 1; 0,714;

-1,5.

В таблице приведены элементы управления, обеспечивающие работу ступеней пе10 реда ч. осуществлением повышающей передачи, дающей экономию в расходе топлива при эксплуатации.

Гидромеханическая передача Гидромеханическая передача Гидромеханическая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх