Способ испытания зубчатых передач

 

СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ, заключающийся в том, что устанавливают с возможностью поворота, одно из испытуемых колес и прижимают :Торцы его зубьев к торцам зубьев другого колеса, отличающийс я тем, что, с целью определения качества заходности зубчатой передачи в зацепление, устанавливают неподвижно другое испытуемое колесо, вводят поворотное колесо в зацепление с последним, при выбранных зазорах между одними из боковых поверхностей зубьев колес выводят поворотное колесо из зацепления, поворачивают его при постоянном контакте торцовых поверхностей зубьев колес, повторно вводят в зацепление поворотное колесо при выбранном зазоре между другимибоковыми поверхностями зубьев колес, регистрируют величины осевого и углового перемещений поворотного колеса, сравнивают их с эталонными и по результатам сравнения судят о качестве заходности передачи.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

CNNMHt

PEPYSËÈÊ

4(51) 6 01 И 13/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н *RTOPCNOMV СЕИДЕтвъстви

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Л В Ф (21) 3646435/25-28 (22) 27.09.83 (46) 07.02.85. Бюл. В 5 (72) А.Г.Иартиросов (71) Иосковский завод автотракторного электрооборудования АТ3-1 (53) 620.178:621.833(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 410279, кл. G OI И 13/02, 1971.

2, Авторское свидетельство СССР Ф 313124, кл. G 01 И 13/02, 1969 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЧАТЫХ

ПЕРЕДАЧ, заключающийся в том, что ,устанавливают с возможностью поворота ,одно из испытуемых колес и прижимают торцы его зубьев к торцам зубьев другого колеса, о т л и ч а ю щ и й—,.SU„„1138681 А с я тем, что, с целью определения качества заходности зубчатой передачи в зацепление, устанавливают неподвижно другое испытуемое колесо, вводят поворотное колесо в зацепление с последним, при выбранных зазорах между одними иэ боковых поверхностей зубьев колес выводят поворотное коле" со из зацепления, поворачивают его при постоянном контакте торцовых поверхностей зубьев колес, повторно вводят в зацепление поворотное колесо при выбранном зазоре между другими. боковыми поверхностями зубьев колес, регистрируют величины осевого и углового перемещений поворотного колеса, I сравнивают их с эталонными и по результатам сравнения судят о качестве заходности передачи.

1138681

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике и .может быть использовано при определении качества заходности зубчатых передач, 5

Известен способ испытания моделей. зубьев., заключающийся в том, что вводят в зацепление испытуемые модели зубьев, прикладывают к ним нагрузку и измеряют силы трения, возникающие 10 при зацеплении (11.

Недостаток способа .заключается в том, что он не позволяет определить параметры, влияющие на процесс вхождения в зацепление зубчатых колес.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является способ испытания зубчатых передач, заключающийся в том, что устанавливают с возможностью 0 поворота одно из испытуемых колес и прижимают торцы его зубьев к торцам зубьев другого колеса. Другое испы1туемое колесо устанавливают также с воэможностью поворота $2).

Недостаток известного способа заключается в том, что он не позволяет определить качество заходности зубчатой передачи в зацепление, так как иэ-за высоких .окружных скоростей вращающиеся зубчатые колеса не успевают войти в зацепление и поэтому нельзя выделить моменты утыкания зубьев друг s друга.

Цель изобретения — определение

35 качества заходности зубчатой переда, чи в зацепление.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу испытания зубчатых передач, заключающемуся в том, 40 что устанавливают с возможностью поворота одно из испытуемых колес и прижимают торцы его зубьев к торцам зубьев другого колеса, устанавливают неподвижно другое испытуемое колесо, вводят поворотные колесо в зацепление с последним, при выбранных зазорах между одними иэ боковых поверхностей зубьев колес выводят поворотное колесо 14з зацепления, поворачивают его при постоянном контакте торцовых . поверхностей зубьев колес, повторно, вводят в зацепление поворотное колесс при выбранном зазоре между другими боковыми поверхностями зубьев колес, 55 регистрируют величины осевого и углового перемещений поворотного колеса, .сравнивают их с эталонными и по результатам сравнения судят о качестве заходности передачи.

На чертеже иэображена кривая зависимости осевого перемещения поворотного колеса и его углового перемещения, полученная при испытаниях реальной зубчатой передачи в рассмотренном примере.

Способ реализуется в следующей последовательности.

Устанавливают одно из колес испы- туемой передачи неподвижно, а другое с возможностью поворота. Вводят в зацепление подвижное колесо и выбирают зазоры между одними иэ боковых поверхностей зубьев испытуемых колес Выводят поворотное колесо из зацепления, не нарушая контакта между указанными боковыми поверхностями зубьев, и поворачивают поворотное колесо при постоянном контакте торцов его зубьев с торцами зубьев неподвижного колеса путем их прижима друг к другу. Затем повторно вводят в зацепление поворотное колесо при непрерывном контакте других боковых поверхностей зубьев испытуемых колес.

При выполнении указанных операций осуществляют одновременную регистрацию осевых и угловых перемещений поворотного колеса.

На графике строят кривую зависимости осевых перемещений поворотного колеса от угла его поворота и сравнивают ее с эталонной кривой, являющейся монотонной для всех угловых положений подвижного колеса при отсутствии утыкания зубьев. Наличие или отсутствие на полученной кривой нарушений монотонности позволяет судит о качестве заходности испытуемых зубчатых колес в зацепление, Пример. На чертеже изображена кривая зависимости осевого перемещения поворотного колеса от его углового перемещения, полученная при испытании зубчатой передачи от электромашинного стартера к маховику

ДВС автомобиля.

Малое поворотное колесо (Z, =9 зуб ) введено в зацепление с сегментом боль. шого неподвижного колеса (2

174 зуб. ) и повернуто в направлении своего вращения до упора в зубья большого колеса с тем, чтобы выбрать боковой зазор между зубьями. Затем малое колесо плавно выводится из зацепления. Этому соответствует учас1 ток графика, характеризуемый большим

1138681

Составитель Ю.Красненко

Редактор Е.Лушникова Хехред N.Êóçüìà. Корректор В.Бутяга

Заказ 10678/32 Тирам 89 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент",.г. Ужгород, ул. Проектная, 4 осевым перемещением беэ углового перемещения (координата Ч.=O}.

При дальнейшем осевом перемещении малого колеса без отрыва от зубьев большого. колеса наблюдается участок (между координатами V=O и Ч= 0,5), характеризуемый наличием незначительных углового и осевого перемещений и соответствующих скольжению закругленных торцов зубьев малого и большого колеса друг по другу при выходе из зацепления. Дальнейшее угловое перемещение малого колеса без отрыва от большого колеса сопровождается изменением осевого перемещения, соответствующим началу входа зубьев в зацепление, прерываемого утыканием зубьев на участке между координатами поворота от первого до третьего зубцового шага малого колеса. После поворота малого колеса на четвертый зубцоный шаг малое колесо входит в устойчивое зацепление с большим. Нару, шение монотонности зависимости В =

=f(u1 в координатах первого и третьего зубцового шага свидетельствует обутыкании трех иэ каждых четырех зубьев большого колеса в данном угловом положении большого колеса.

Серия испытаний при изменении

1р фиксированного углового положения большого колеса позволила сделать вывод о том, что угловое положение, приведенное в примере, самое неблаго приятное для вхождения в зацепление рассматриваемой передачи.

Предлагаемый способ испытания зубчатых передач позволяет выявлять моменты вхождения в зацепление, прерьг

1ваемые утыканием зубьев, и, тем.

20 самым определять качество заходносУ ти зубчатой передачи в зацепление.

Способ испытания зубчатых передач Способ испытания зубчатых передач Способ испытания зубчатых передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх