Устройство для управления шаговым двигателем

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, содержащее первый . ключевой элемент.,связываюпц1й выход источника постоянного тока высокого напряжения с одним зажимом фазы двигателя , подключенным через разделиЮ тельный диод к выходу источника . постоянного тока низкого напряжения, второй ключевой элемент, связывающий другой зажим фазы двигателя, подключенный к разрядному диоду,с общей пивной источников высокого и низкого наряжений через датчик тока, соединенный выходом с первым входом компаратора , подключенного выходом к инверсному входу триггера, соединенного , прямым входом с источником сигнала управления, а прямым выходом - с входом первого fcлючeвoгo элемента, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы i шагового двигателя с пассивным ротором при изменяющейся механической на (Л грузке, в него введен амплитудный детектор, сигнальный вход которого соединен с датчиком тока,, управляющий вход подключен к .инверсному выходу триггераj а выход - к второму входу компаратора. :о эо ю

СОЮЗ СОВЕТСНИХ . СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

09) (И) 4 (51) Н 02 Р 8/00

Гр»й гьь,ь -,тт

Я

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

" ) о

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3612503/24-07 (22) 30.06.83 (46) 07.02.85 Бюл. 11р 5 (72) Л.П.Мельничук, В.Е.Тонкаль, 10.И.Дыхненко и В.Г.Смолянинов (71) Специальное конструкторско-тех" нологическое бюро Института электродинамики АН Украинской ССР (53) 621.313. 13-133.3(088.8) (56) 1, Авторское свидетельство СССР

В 173891, кл. Н 02 P 8/00, 1980.

2. Луценко В.Е., Рубцов В.П. Элект ропривод с шаговыми двигателями (Итоги науки и техники). В кн: Электропривод.и автоматизация промышленных установок, т.6, M., ВИНИТИ, 1978, с. 59. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, содержащее первый ключевой элемент., связывающий выход источника постоянного тока высокого напряжения с одним зажимом фазы двигателя, подключенным через разделительный диод к выходу источника . постоянного тока низкого напряжения, второй ключевой элемент, связывающий другой зажим фазы двигателя, подклю ченный к разрядному диоду, с общей пп1ной источников высокого и низкого на пряжений через датчик тока, соединенный выходом с первым входом компа. ратора, подключенного выходом к инверсному входу триггера, соединенного прямым входом с источником сигнала управления, а прямым выходом — с входом первого Ключевого элемента, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы шагового двигателя с пассивным рото- Pg ром при изменяющейся механической нагрузке, в него введен амплитудный детектор, сигнальный ахоП которого соединен с датчиком тока,. управляющий вход подключен к инверсному вы- р ходу триггера, а выход — к второму входу компаратора.

1138919

Изобретение относится к электро" технике, а именно к устройствам для управления щаговыми двигателями.

Известно устройство для управления шаговым двигателем, содержащее датчик тока в цепи отрицательной обратной связи по току, ключи, переклю чающие обмотки двигателя по сигналу обратной связи с высокого напряжения на низкое, и ключи, подключающие об- 10 мотки двигателя к источнику низкого напряжения, а также цепи переключения, состоящие из триггеров, элементов И и ИЛИ, инверторов и усилителей (Я . !

Недостаткам устройства является низкая надежность при работе шагового двигателя на изменяющуюся механическую нагрузку на его валу, обусловленная возможностью потери шага при увеличении нагрузки.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для управления шаговым двигателем, содержащее первый ключевой элемент, связывающий выход источника постоянного тока высокого напряжения с одним зажимом фазы двигателя, подключенным через разделительный диод к выходу источника постоянного тока

30 низкого напряжения, второй ключевой элемент, связывающий другой зажим фазы двигателя, подключенный к разрядному диоду, с общей шиной источни. ков высокого и низкого напряжений . через датчик тока, соединенный выхо- З5 дом с первым входом компаратора, подключенного выходом к инверсному входу триггера, соединенного прямым входом с источником сигнала управления, а прямым выходом — с входом первого 40 ключевого элемента f2) .

Однако период проводимости ключевого элемента, подключающего фазу двигателя к высокому напряжению, вы- "5 бирается в соответствии с заданным моментом инерции шагового двигателя и механической нагрузки на его валу.

Изменение механической нагрузки двигателя может привести к сбою при от- 50 работке шага, что снижает надежность работы двигателя, так как датчик тока рассчитан на номинальную нагрузку, Цель изобретения — повьш ение надежности работы шагового двигателя с пассивным ротором при изменяющейся механической нагрузке.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для управления шаго" вым двигателем, содержащее первый ключевой элемент, связывающий выход источника постоянного тока высокого напряжения с одним зажимом фазы двигателя, подключенным через разделительный диод к выходу источника постоянного тока низкого напряжения„ второй ключевой элемент, связывающий другой зажим фазы двигателя, подключенный к разрядному диоду, с общей шиной источников высокого и низкого напряжений через датчик тока, соединенный выходом с первым входом компаратора, подключенного выходом к инверсному входу триггера, соединенного прямым входом с источником сигнала управления, а прямым выходом— с входом первого ключевого элемента, введен амплитудный детектор, сигналь» ный вход которого соединен с датчиком тока, управляющий вход подключен к инверсному выходу триггера, а выход — к второму входу компаратора.

На фиг. 1 приведена схема устройства для управления одной фазой шагового двигателя; на фиг.. 2 — временные диаграммы напряжений и токов на основных элементах схемы; на фиг. 3 — одна из возможных схем амплитудного детектора.

Устройство содержит фазу 1 шагового двигателя, первый ключевой элемент на транзисторе 2, второй ключевой элемент на транзисторе 3, резистивный датчик 4 тока, источник 5 высокого напряжения, источник 6 низкого напряжения и разделительный диод

7. Между общей точкой соединения фазы 1 с транзистором 3 и источником

6 низкого напряжения включена цепь из диода 8 и резистора 9. Входная шина 10 устройства подключена к прямому входу триггера 11 через инвертор 12. Прямой выход триггера 11 связан с базой транзистора 2 через усилитель 13, а база транзистора 3 связана с входной шиной 10 устройства через второй усилитель 14. Входная шина 10 подключена к выходу источника сигнала управления (не показан) .

Амплитудный детектор 15 и компаратор 16 образуют цепь отрицательной обратной связи по току нагрузки, Временные диаграммы сигналов

17-24 на элементах схемы устройства приведены на фиг. 2. ратор 16 производит сравнение. мгновенных, значений напряжений на диаграмме сигналов 19 и 21. На выходе компаратора 16.формируется импульс

22, поступающий на инверсный вход триггера 11, возвращая его в исходное состояние, соответствующее закрытому состоянию транзистора 2. Одновременно сигнал 23 с инверсного выхода триггера 11 поступает на управляющий вход амплитудного детектора

15 (на вход Z9 ключа 28), разряжая конденсатор 27 и отключая отрицательную обратную связь до прихода следующего запускающего импульса 17 на входную шину 10 устройства управления. Транзистор 3 при этом остается открытым и токовый сигнал 19 в фазе

1 поддерживается источником 6 низкого напряжения. После прекращения действия входного импульса 24 закрывается транзистор 3 и токовый сигнал

1Я в фазе 1 спадает до нуля.

Ускорение процесса спада токового сигнала 19 в отключаемой обмотке 1 двигателя обеспечивается цепью разряда, состоящей иэ диода 8 и резистора 9. Введение в отрицательную ооратную связь по току в предлагаемом устройстве амплитудного детектора позволяет период проводимости транзистора 2, в течение которого к фазе двигателя прикладывается высокое напряжение вать в зависимости от приложенной к валу двигателя механической нагруз" ки. Причем длительность форсированного импульса соответствует энергии, необходимой для перемещения ротора на один шаг. Уменьшение механ.яесрой отработке шага и более раннему отключению повышенного напряжения (t.- на диаграмме сигнала 20, фиг.2)

Увеличение механической нагрузки приводит к увеличению продолжительности периода (О- на диаграмме сигнала 20, фиг. 2} приложения к фазе 1 повышенного напряжения.

Таким образом, изобретение уменьшает потери в двигателе и повышает надежность его работы при изменяющейся нагрузке на его валу.

3 1138919 4

Одна иэ возможных схем амплитудно

ro детектора 15 (фиг. 3) состоит иэ операционных усилителей 25 и 26, кондвнсатора 27 и ключа 28. Входы 29 и 30 амплитудного детектора являются соответственно сигнальным и управляющим входами, а выход операционно- . го усилителя 26 — выходом 31 амплитудного детектора 15.

Устройство работает следующим об- Ip разом.

Когда на входную шину 10 устройст/ ва управления поступает импульс 17 (фиг. 2),управления, инвертированный импульс 18 с выхода инвертора 12 перебрасывает триггер 11 в состояние, обеспечивающее открывание транзистора 2, в результате чего транзисторы

2 и 3 -открываются и по фазе 1 двигателя начинает протекать токовый сигнал 19, скорость нарастания которого определяется величиной источника 5 высокого напряжения.

Ток в фазе шагового двигателя с пассивным ротором изменяется по опре-25 деленному закону, зависящему от перемещения якоря и изменения магнитных параметров системы, причем уменьшение тока (t на фиг. 2) соответствует отработке шага. Падение напряжения на резистивном датчике 4 тока, пропорциональное току 19 фазы 1 двигателя, поступает на сигнальный вход 30 (фиг. 3) амплитудного детектора 15, служащего для запоминания экстремума источника 5 автоматически регулиро35

Э

t (фиг. 2) такового сигнала 19 и

его хранения на конденсаторе 27. В цепь обратной связи амплитудного детектора 15 включен повторитель на операционном усилителе 26, уменьшающий погрешность детектирования, обусловленную напряжением смещения нуля. кой нагрузки приводит к более быствходными токами и конечным усилением операциойного усилителя 25. Конденсатор 27 .зашунтирован ключом 28, например, транзистором, предназначенным для сброса значения напряжения, хранимого в амплитудном детекторе 15.

Вход 29 ключа 28 является управляющим входом амплитудного детектора 15.

Сигнал 21 с выхода 31 (фиг. 3) амплитудного детектора 15 поступает на второй вход компарат;ра 16, на первый вход коТорого приходит Сигнал с резистивного датчика 4 тока. Компа1138919! i

ЗНИИПИ Заказ 10703/43 Тираж 646 Пвдаваиюв

©иди® ППП П® ®ж е У® Р©Фе уже Р©®ж ж ®э

I!

Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использован для формирования тока в фазных обмотках реактивного индукторного двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе с индукторным двигателем, в электроподвижном составе постоянного и переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем (РИД), имеющим зубчатый статор, на котором расположены одна или несколько фазных обмоток, каждая из которых запитывается однополярными импульсами тока от полумостового инвертора напряжения (ИН), и зубчатый безобмоточный ротор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроподвижном составе

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, в том числе тяговыми, имеющими зубчатый статор и ротор
Наверх