Система охлаждения гидромеханической передачи

 

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ, содержащая -цир ,куляционный контур гидротрансформатора , включающий насос подпитки и теплообменник, установленный в вькодной гидролинии гидротрансформатора, и циркуляционный контур коробки передач , включающий откачивающий насос, связанный всасывающим каналом с коробкой передач, а напорной гидролинией - с теплообменником, выходная гидролиния которого с размещенным в ней распределительным клапаном подсоединена к гидробаку, вспомогательный и основной питающие насосы, в напорной гидролиний последнего из которых установлен клапан разгрузки с управляющей полостью, связанные с гидробаком и главной магистралью, в которой размещен регулятор давления , с коробкой передач, сливные каналы клапана разгрузки и регулятора давления соединены гидролинией слива с гидробаком, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения и уменьшения габаритов теплообменника, она снабжена установленным в напорной гидролинии откачивающего насоса гидрораспределителем с управляющей (Л полостью, сообщенной с управляющей полостью клапана-разгрузки, при этом сливная полость гидрораспределителя соединена гидролинией с гидробаком , а сливные каналы клапана разгрузки и регулятора давления подключены через гидролинию слива СдЭ к теплообменнику. ;о О) ел

51 А (19) (1)) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

1 ЕСПЯЬЛИК

4(51) В 60 К 17/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДИ,СТВЕННОЙ КОМИТЕТ СССР

ГЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3645413/27-11 (22) 23.09.83 (46) 15,02.85. Бюл. N 6 (72) Е.В.Нишчик, Н.M.Нишчик и А.Н.Митяненко (7 1) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (53) 629.113-585(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 1052765, кл. В 60 К 17/10, 1982. (54) (57) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ, содержащая циркуляционный контур гидротрансформатора, включающий насос подпитки и теплообменник, установленный в выходной гидролинии гидротрансформатора, и циркуляционный контур коробки передач, включающий откачивающий насос, связанный всасывающим каналом с коробкой передач, а напорной гидролинией — с теплообменником, выходная гидролиния которого с размещенным в ней распределительным клапаном подсоединена к гидробаку, вспомогательный и основной питающие насосы, в напорной гидролинии последнего из которых установлен клапан разгрузки с управляющей полостью, связанные с гидробаком и главной магистралью, в которой размещен регулятор давления, с коробкой передач, сливные каналы клапана разгрузки и регулятора давления соединены гидролинией слива с гидробаком, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения и уменьшения габаритов теплообменника, она снабжена установленным в напорной гидролинии откачивающего насоса гидрораспределителем с управляющей полостью, сообщенной с управляющей полостью клапана- разгрузки, при этом сливная полость гидрораспределителя соединена гидролинией с гидробаком, а сливные каналы клапана разгрузки и регулятора давления подключены через гидролинию слива к теплообменнику..

1 11396

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах охлаждения гидромеханических передач.

Известна система охлаждения гидромеханической передачи, содержащая циркуляционный контур гидротрансформатора, включающий насос подпитки и теплообменник, установленный в выходной гидролинии гидротрансфор,матора, и циркуляционный контур коробки передач, включающий откачивающий насос, связанный всасывающим каналом с коробкой передач, а напорной гидролинией — с теплообменником, выходная гидролиния которого с размещенным в ней распределительным клапаном подсоединена к гидробаку, вспомогательный и основной питающие насосы, в напорной гидролинии последнего из которых установлен клапан разгрузки с управляющей полостью, связанные с гидробаком и главной магистралью, в которой размещен регулятор давления, с коробкой передач, сливные

2 каналы клапана разгрузки и .регулятора давления соединены гждролинией слива с гидробаком (1g. недостатками известной системы охлаждения являются снижение эффек30 тивности охлаждения при высокой частоте вращения входного вала передачи, когда в теплообменник откачивающим насосом подается жидкость в смеси с воздухом нри черезмерном опорожнения поддона коробки передач, большие габариты теплообменника. Кроме того, сливной канал регуля-, тора давления непосредственно соединен с гидробаком, минуя теплообменник.

Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения и уменьшение габаритов теплообменника.

Укаэанная цель достигается тем, что система охлаждения гидромеханиЯ ческой передачи, содержащая циркуляционный контур гидротрансформатора, включающий насос подпитки и теплообменник, установленный в выходной гидролинии гидротрансформатора, и циркуляционный контур коробки передач; включающий откачивающий насос, связанный всасывающим каналом с коробкой передач, а напорной гидролинией — с теплообменником, выходная гидролиния которого с размещенным в ней распределительным клапаном подсоединена к гидробаку, нспомогательный и основной питающие насосы, в напорной гидролинии последнего из которых установлен клапан разгрузки с управляющей полостью, связанные с гидробаком и главной магистралью, в которой размещен регулятор давления, с коробкой передач, сливные каналы клапана разгрузки и регулятора давления соединены гидролинией слива с гидробаком, снабжена установленным в напорнои гидролинии откачивающего насоса гидрораспределителя с управляющей полостью, сообщенной с управляющей полостью клапана разгрузки, при этом сливная полость гидрораспределителя соединена гидролинией с гидробаком, а сливные каналы клапана разгрузки и регулятора давления подключены через гидролинию слива к теплообменнику.

На чертеже схематически изображена предлагаемая система охлаждения гидромеханической передачи.

Система охлаждения гидромеханической передачи содержит циркуляционный контур гидротрансформатора 1, включающий насос 2 подпитки и теплообменник 3, установленный в выходной.гидролинии 4 гидротрансформатора 1, и циркуляционный контур коробки передач 5, включающий откачивающий насос 6, связанный всасывающим каналом 7 с коробкой передач 5, а напорной гидролинией 8 — с теплообменником 3, выходная гидролиния 9 которого с размещенным в ней распределительным клапаном 10 подсоединена к гидробаку 11, вспомогательный 12 и основной питающий 13 насосы, в напорной гидролинии последнего из которых установлен клапан разгрузки 14 с управляющей полостью 15, связанные с гидроба ом 11 и главной магистралью 16, в которой размещен регулятор давления 17, с коробкой передач 5, сливные каналы 18 и 19 соответственно клапана 14 разгрузки и регулятора давления 17 подсоединенные гидролинией слива 20 к теплообмейнику 3. Система охлаждения гидромеханической передачи снабжена установленным в напорной гидролинии 8 откачивающего насоса 6 гидрораспределителем 21 с управляющей полостью 22, сообщенной гидролинией 23 с управляющей полостью 15 клапана 14 разгрузки, сливная полость 24 гидрорас

3 11396 пределителя 21 соединена гидроли— нией 25 с гидробаком 11. Кроме того, система охлаждения содержит гидролинию 26, соединяющую насос 2 под— питки с гидротрансформатором 1, и гидролинию 27, соединяющую выходную гидролинию 4 с гидролинией 26. В гидролинии 27 установлен перепускной клапан 28, а в гидролинии 4 — предохранительный клапан 29. Система 1р имеет гидролинию 30, соединяющую управляющую полость распределительного клапана 10 с выходной гидролинией 4 ° Входной вал 31 гидромеханической передачи связан с двигате- 15 лем (не показан), а выходной вал .32 с колесами машины (не показаны).

Гидрораспределитель 21 имеет золотник 33 и пружину 34.

Система охлаждения гидромехани- 2п ческой передачи работает следующим образом.

При работающем двигателе (не показан) циркуляция жидкости в цирку25 ляционном контуре гидротрансформатора 1 обеспечивается насосом 2 подпитки, который забирает жидкость из теплообменника 3 и подает ее по гидролинии 26 в гидротрансформатор 1.

Из поспеднего жидкость направляется по гидролинии 4 к теплообменнику 3.

При возрастании давления в гидролинии 26 перепускной клапан 28 пропускает жидкость мимо гидротрансформатора 1. Давление жидкости в передаче 35 создается основным питающим насосом 13, а при движении машины и вспомогательным насосом 12, которые подают жидкость в главную магистраль 16 и далее в гидромеханическую передачу.4О

При движении на очень малых оборотах двигателя питание главной магистрали 16 осуществляется основным 13 и вспомогательным 12 насосами, вся подача жидкости которых поступает 45 в гидропередачу. Откачивающий насос б забирает жидкость по всасывающему каналу 7 из коробки передач 5 и подает ее по напорной гидролинии 8 через гидрораспределитель 21 к тепло- 5О обменнику 3. При этом золотник 33 гидрораспределителя 21 удерживается пружиной 34 в крайнем правом (по чертежу) положении, пропуская жидкость к теплообменнику 3 и перекрывая 55 сливную полость 24, связанную гидролинией 25 с гидробаком 11. При возрастании оборотов двигателя и скорости движения машины подача насосов 6 и. 13, связанных с входным валом 31, и насоса t2, связанного с выходным валом 32 передачи, растет. Требуемое количество жидкости, поступающей по главной магистрали 16 в гидропередачу,остается постоянным или изменяется незначительна, подача откачивающего насоса 6 превышает количество жидкости, поступающей в передачу, и он начинает подавать жидкость вместе с воздухом. Одновременно при возрастании подачи вспомогательного насоса 12 требуемое давление в главной магистрали 16 обеспечивается одним этим насосом, при этом клапан 14 разгрузки, управляющая полость 15 которого соединена с главной магистралью, отключает питающий насос 13 от главной магистрали и переключает его подачу на сливной канал 18 и далее по гидролинии слива 20 в теплообменник 3.

Одновременно по гидролинии 23, соединяющей управляющую полость 22 гидрораспределителя 21 с управляющей полостью 15, подается давление к золотнику 33, который перемещается д6 упора влево (по чертежу), сжимая пружину 34, и соединяет напорную гидролинию 8 с полостью слива 24 и далее по гидролинии 25 с гидробаком 11. При этом перекрывается подача жидкости откачивающим насосом 6 в теплообменник 3. При дальшейшем увеличении подачи насоса 12 излишки жидкости через регулятор 17 давления по сливному каналу 19 и гидролинии слива 20 поступают также в теплообмениик 3. Таким образом, в теплообменник 3 по гидролинии слива 20 поступает непрерывный поток не смешанной с воздухом жидкости. Объем ве растет при увеличении скорости машины, эффективность теплообменника увеличивается, что соответствует увелчченному тепловыделению в КП на этих режимах.

За теплообменником 3 поток жидкости раздваивается: одна часть забирается насосом 2 подпитки и подается в гидротрансформатор 1, а другая часть по вьжодн 1й гидролинии 9 через распределительный клапан 10 — в гидробак 11, обеспечивая охлаждение жидкости в циркуляционном контуре коробки 5 передач.

3 11

Подпитка циркуляционного контура гидротрансформатора 1 осуществляется от потока жидкости, подаваемой откачивающим насосом 6, или после его переключения питающими насосами 12 и 13 по гидролинии слива 20 в теплообменник 3, и объем ее регулируется распределительным клапаном 10,управляющая полость которого подсоединены гидролинией 30 к выходной гидролинии 4 гидротрансформатора.

Предлагаемая система повышает эффективность охлаждения эа счет устранения подачи в теплообменник вместе с жидкостью воздуха при черезмерном опорожнении поддона коробки передач, увеличения объема подачи жидкости в теплообменник на режимах повышенного тепловыделения в коробке передач, что приводит к уменьшению габаритов теплообменника и всей

39651 системы охлаждения гидромеханической передачи. Охлаждение рабочей жидкости гидротрансформатора и коробки передач производится в общем масловоздушном теплообменнике, исключается водяной контур (водомасляные теплообменники, водяной насос и т.д.), увеличивается расход жидкости через теплообменник от конту"

10 ра коробки передач и исключается подача в теплообменник жидкости в смеси с воздухом, что приводит

)к повышению эффективности охлаждения и уменьшению габаритов системы

15 охлаждения гидромеханической передачи.. Кроме того, повышается надежность коробки передач, так как разгерметизация круга циркуляции гидротрансформатора не приводит

20 к падению давления в главной магистрали и выходу из строя фрикционов коробки передач.

ВНИИПИ Заказ 287/14 Тираж 650 По пнсное

Филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул.Проектная, 4

Система охлаждения гидромеханической передачи Система охлаждения гидромеханической передачи Система охлаждения гидромеханической передачи Система охлаждения гидромеханической передачи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх