Шестеренный насос

 

ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС, содержащий корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого разме: щены шестерни внешнего зацепления с цапфами , установленными в подшипниках сколь жения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала и кольцевой проточки, размешенных на рабочем торце подшипника, и смазочной канавки , расположенной на его внутренней поверхности, и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны - с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности, каждый подшипник снабжен калиброванным каналом и разгрузочной незамкнутой полостью, выполненной на его наружной поверхности , разгрузочный канал выполнен параллельно оси врашения шестерен, а смазочные канавки выполнены винтовыми и размещены на внутренней поверхности подшип ника со стороны канала подвода, причем калиброванные каналы с одной стороны соединены со смазочными канавками, а с другой стороны - с разгрузочной незамкнутой полостью.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4 @ F 04 С 2/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3659389/25-06 (22) 31.08.83 (46) 15.02.85; Бюл. № 6 (72) В. К. Подобедов и В. С. Косых (71) Центральное опытное проектно-конструкторское и технологическое бюро ГОСНИТИ по организации и технологии ремонта и технического обслуживания автомобилей (53) 621.664 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 434187, кл. F 04 С 2/00, 1973.

2. Патент США № 2885965, кл. 418-79, опублик; 1959. (54) (57) ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС, содержащий корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала и кольцевой проточки, размещенных на ра„„Q< 1139888 бочем торце подшипника, и смазочной канавки, расположенной на его внутренней поверхности, и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны — с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности, каждый подшипник снабжен калиброванным каналом и разгрузочной незамкнутой полостью, выполненной на его наружной поверхности, разгрузочный канал выполнен параллельно оси вращения шестерен, а смазочные канавки выполнены винтовыми и размещены на внутренней поверхности подшипника со стороны канала подвода, причем калиброванные каналы с одной стороны соединены со смазочными канавками, а с другой стороны — с разгрузочной незамкнутой полостью.

1139888

5

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным насосам.

Известен шестеренный насос, содержащий корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, на торцовых сторонах которых выполнены симметричные, относительно оси шестерен незамкнутые разгрузочные полости, соединенные каналами с полостью всасывания и нагнетания (1).

Недостатками такого насоса являются низкий объемный КПД и.повышенный износ подшипников скольжения.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является шестеренный насос, содержащий корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала и кольцевой проточки, размещенных на рабочем торце подшипника и смазочной канавки, расположенной на его внутренней поверхности, и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны — с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом (2).

Недостатком шестеренного насоса является малая долговечность, обусловленная низкой эффективностью работы системы смазки и разгрузки.

Цель изобретения — увеличение долговечности. /

Указанная цель достигается тем, что в шестеренном насосе, содержащем корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала и кольцевой проточки, размещенных на рабочем торце подшипника, и смазочной канавки, расположенной на его внутренней поверхности, и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны — с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом, каждый подшипник снабжен калиброванным каналом и разгрузочной незамкнутой полостью, выполненной на его наружной поверхности, разгрузочный канал выполнен параллельно оси вращения шестерен, а смазочные канавки выполнены винтовыми и

ЗО

55 размещены на внутренней поверхности подшипника со стороны канала подвода, причем калиброванные каналы с одной стороны соединены со смазочными канавками, а с другой стороны — с разгрузочной незамкнутой полостью.

На фиг. 1 схематически представлен шестеренный насос, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Шестеренный насос содержит корпус 1 с торцовой крышкой 2, в цилиндрических расточках 3 которого размещены шестерни

4 внешнего зацепления с цапфами 5, установленными в подшипниках 6 скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала 7 и кольцевой проточки 8, размещенных на рабочем торце 9 подшипника 6 и смазочной канавки 10, расположенной на его внутренней поверхности 11, причем кольцевая проточка 8 с одной стороны соединена со смазочной канавкой 10, а с другой стороны — с разгрузочным каналом 7, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом 12, при этом каждый подшипник 6 снабжен калиброванным каналом 13 и разгрузочной незамкнутой полостью 14, выполненной на его наружной поверхности 15, разгрузочный канал 7 выполнен параллельно оси 16 вращения шестерен 4, а смазочные канавки

10 выполнены винтовыми, причем калиброванные каналы 13 с одной стороны соединены со смазочными канавками 10, а с другой стороны — с разгрузочной незамкнутой полостью 14, рабочая жидкость поступает по каналу подвода 17, вытесняется в канал отвода 18, а смазочные канавки 10 выполнены на внутренней поверхности 11 подшипника 6 со стороны канала подвода 17.

Шестеренный насос работает следующим образом.

При вращении шестерен 4 рабочая жидкость захватывается зубьями шестерен 4 и в межзубовых впадинах переносится из полости всасывания в полость нагнетания.

Одновременно в момент входа зубьев шестерен 4 в зацепление запертый межзубовый объем 12 через разгрузочный канал 7 соединяется с винтовой смазочной канавкой 10 и рабочая жидкость по разгрузочному каналу 7, винтовой смазочной канавке 10 и калиброванному каналу 13 поступает в разгрузочную незамкнутую полость

14. Часть рабочей жидкости при этом выдавливается в зазор между цапфами 5 шестерен 4 и подшипниками 6, осуществляя их смазку, а часть рабочей жидкости, поступая в разгрузочные незамкнутые полости

14 и винтовые смазочные канавки 10, создает усилия, противодействующие силам, 1139888

ВхОд

Составитель В. Шарыпов

Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Тираж 586 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор М. Недолуженко

Заказ 32/26 действующим со стороны полости высокого давления. Наличие калиброванных каналов 13 на входе в разгрузочную незамкнутую полость 14 обеспечивает строго нормированный расход рабочей жидкости через винтовую смазочную канавку 10. При этом разгрузочный канал 7 соединен с запертым межзубовым объемом 12 до выхода зубьев шестерен 4 из зацепления.

Технико-экономический эффект заключается в существенном увеличении долговечности шестеренного насоса за счет улучшения условий смазки подшипников скольжения у цапф шестерен и их разгрузки.

Шестеренный насос Шестеренный насос Шестеренный насос 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машинам с циклически изменяющимися объемами рабочих камер, которые могут быть использованы в качестве насоса, компрессора, детандера, мерного устройства, двигателей внешнего, внутреннего сгорания

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к гидравлическим машинам, которые могут быть использованы в гидравлических системах тракторов как общего, так и промышленного назначения, экскаваторов, сельскохозяйственных, дорожностроительных и других машинах

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к гидравлическим машинам, которые могут быть использованы в гидравлических системах тракторов как общего, так и промышленного назначения, экскаваторов, сельскохозяйственных, дорожностроительных и других машинах

Изобретение относится к способу эксплуатации многофазного винтового насоса с по меньшей мере одним подающим винтом, заключенным в корпус, имеющий по меньшей мере один всасывающий и по меньшей мере один напорный патрубок, причем всасываемая среда малопульсирующим непрерывно подаваемым потоком перемещается параллельно винтовому валу и непрерывно выводится через напорный патрубок, при этом с напорной стороны соответствующую жидкую фазу отделяют от газовой фазы за счет того, что уменьшают скорость выходящего из подающего винта потока среды и/или целенаправленно изменяют его направление

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и, в частности, к гидромашинам объемного вытеснения, находящим применение в качестве источников гидравлической энергии для питания гидросистем рулевого управления атвомобилей

Изобретение относится к насосостроению, а именно к осевым насосам, предназначенным для перекачивания однородных и неоднородных жидкостей или масс

Насос // 2103551
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в любых областях народного хозяйства в качестве насоса для перемещения жидких веществ

Изобретение относится к энергомашиностроению, а именно к конструкциям роторных машин, и может быть использовано в гидравлических или пневматических передачах различных устройств
Наверх