Гидродинамическая муфта

 

ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА , содержащая корпус, насосное колесо. соединенное с корпусом, турбинное колесо с подрезанными лопатками, дисковый порог, концентрично установленный и смонтированный на спицах, равномерно расположенных по окружности на турбинном колесе, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем изменения механических характеристик муфты, она снабжена втулкой с концентрично установленной в ней ступицей, жестко связанной с турбинным колесом, дисковый порог закреплен спицами на турбинном колесе через ступицу и втулку, в центральной части турбинного колеса выполнены прорези под спицы дискового порога, а втулка установлена на ступице с возможностью осевого перемещения и фиксации.

,.SU 1139918

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК аду F 16 D 33/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3620475/25-27 (22) 11.07.83 (46) 15.02.85. Бюл. № 6 (72) А. В. Крутик, Н. И. Завьялов, В. И. Нузов и Г. П. Стесин (71) Ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени институт горного дела им. А. А. Скочинского (53) 621.825 (088.8) (56) 1. Гавриленко Б. А., Минин В. А. Гидродинамические муфты. Оборонгиз, 1959, с. 84.

2. Патент ЧССР № 88119, кл. 47 с, 1958 (прототип). (54) (57) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА, содержащая корпус, насосное колесо, соединенное с корпусом, турбинное колесо с подрезанными лопатками, дисковый порог, концентрично установленный и смонтированный на спицах, равномерно расположенных по окружности на турбинном колесе, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем изменения механических характеристик муфты, она снабжена втулкой с концентрично установленной в ней ступицей, жестко связанной с турбинным колесом, дисковый порог закреплен спицами на турбинном колесе через ступицу и втулку, в центральной части турбинного колеса выполнены прорези под спицы дискового порога, а втулка установлена на ступице с возможностью осевого перемещения и фиксации.

1139918

2 лена на ступице с возможностью осевого перемещения и фиксации.

На чертеже изображена конс груктивная схема гидромуфты.

Гидродинамическая муфта содержит насосное колесо 1, турбинное колесо 2 с подрезанными лопастями 3, корпус 4, соединенный с насосным колесом 1, дисковый порог

5, закрепленный на втулке 6 при помощи рав10 номерно расположенных по окружности 3 — 4 спиц 7. Втулка 6 может перемещаться по ступице 8, жестко закрепленной с турбинным колесом 2, и фиксироваться стопорными элементами 9, а в центральной части чаши тур15

Составитель П. Колесников

Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи

Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по дела м изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор А. Гулько

Заказ 33/28

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а именно к гидродинамическим муфтам, применяемым в горнорудной, химической и металлургической промышленностии.

Известны гидродинамические муфты, имеющие дисковый порог, служащий для уменьшения перегрузочной способности муфты. Гидродинамические муфты с соосными насосным и турбинным колесами при определенном заполнении жидкостью дают однозначную характеристику (1).

Изменение диаметра дискового порога в сторону уменьшения увеличивает КПД, но в то же время увеличивает и перегрузочную способность гидромуфты. Зачастую варьирование размерами дискового порога не дает желаемой формы механической характеристики. Во многих случаях лопатки турбинного колеса имеют подрезку.

Наиболее близкой к изобретению является гидромуфта, состоящая из соосных насосного и турбинного колес, корпуса, соединенного с насосным колесом, и дискового подпружиненного порога, который может перемещаться в осевом направлении под воздействием циркулирующего потока и, тем самым, видоизменять внешнюю механическую характеристику (по сравнению с характеристикой гидромуфты, имеющей неподвижный порог) (2).

Данная гидромуфта также имеет однозначную характеристику при заданных параметрах пружины и размерах порога, что является недостатком этой конструкции, усугубляемым нестабильностью работы пружины и сложностью порога в целом.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем изменения механических характеристик муфты.

Поставленная цель достигается тем, что гидромуфта, содержащая корпус, насосное колесо, соединенное с корпусом турбинное колесо с подрезными лопатками, дисковый порог„ концентрично установленный и смонтированный на спицах, равномерно расположенных по окружности на турбинном колесе, снабжена втулкой с концентрично установленной в ней ступицей, жестко связанной с турбинным колесом, дисковый порог закреплен ступицами на турбинном колесе через ступицу и втулку, в центральной части турбинного колеса выполнены прорези под спицы дискового порога, а втулка установ20

45 бинного колеса 2 выполнены прорези 10 для прохождения спиц 7. Перемещая втулку 6 с закрепленным на ней при помощи спиц 7 дисковым порогом 5 по ступице 8, можно получить заданное положение порога в проточной части гидромуфты, а фиксирование втулки 6 стопорными элементами 9 позволяет избежать самопроизвольного перемещения порога 5 под действием осевых сил потока рабочей жидкости.

Гидромуфта работает следующим образом.

При сообщении вращенич двигателем начинает вращаться соединенное с ним насосное колесо 1, увлекающее посредством циркулирующей в полости жидкости турбинное колесо 2. При работе гидродинамической муфты циркулирующий поток жидкости при выходе из турбинного колеса 2 натекает на дисковый порог 5 и отклоняется им к периферии рабочей полости. В зависимости от положения дискового порога 5 относительно ступицы 8 изменяется радиус входа потока на насосное колесо 1, благодаря чему изменяется передаваемый гидромуфтой момент.

Чем ближе к подрезанным лопастям 3 турбинного колеса 2 устанавливается дисковый порог 5, тем меньшее значение принимает момент гидромуфты во всем диапазоне ее скольжения. Это явление получило экспериментальное подтверждение.

Таким образом, в зависимости от положения дискового порога 5, при использовании изобретения по сравнению с базовым объектом (прототипом), можно получить ряд механических характеристик, выбор каяиой из которых определяется требованиями к приводу конкретных маш44н, что позволяет расширить функциональные возможности привода.

Гидродинамическая муфта Гидродинамическая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к регулируемым гидродинамическим передачам, и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины при относительно постоянном числе оборотов двигателя
Наверх