Тренажер радиотелеграфиста

 

ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА , содержащий пульт обучения оператора , генератор функций Уолша, связанный выходами с первым и вторым входами узла двойного стробирования, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой входы которого сое-динены . соответственно, с первым, вторым, третьим, четвертым и пятым выходами блока управления, подключенного шестым, седьмым и восьмым выходами соответственно к первому, второму и третьему входам блока выделения весовых характеристик, четвертый вход которого соединен с выходом блока выделения правильных ответов, соединенного первым и вторым входами соответственно с первым и вторым выходами блока управления , девятый и десятый выходы которого связаны с третьим и четвертым входами блока выделения правильных ответов. соединенного пятым входом с одиннадцатым выходом блока управления, вход которого связан с шестым входом блока выделения правильных, ответов, выход узла двойного стробирования связан с электроакустическим преобразователем, а воды блока выделения весовых характеристик связаны с первым и вторым входами регистра, соединенного выходами с информационным табло, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он имеет блок логических преобразований, содержащий элемент И, элемент ИЛИ и триггер, при этом первый выход пульта обучения оператора сое динен с первым входом элемента И, второй вход которого связан с выходом триггера, первым входом подключенного к выходу элемента ИЛИ, первый вход которого соединен с вторым выходом пульта обучения оператора , подключенного третьим выходом к второму входу элемента ИЛИ и к третьему входу регистратора, при этом второй вход триггера соединен с выходом блока выделения правильных ответов, а выход элемента И свя зан с шестым: в,ходом блока выделения правильных ответов. 4

„„SU„„1140147 А

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЩ4АЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4(Я) G 09 В 19 26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABT0PCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3609124/18-12 (22) 08.04.83 (46) 15.02.85. Бюл. № 6 (72) А. Ю. Чижов и А. К. Соколенко (53) 681.3.071 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 951366, кл. G 09 В 19/26, 1980. (54) (57) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА, содержащий пульт обучения оператора, генератор функций Уолша, связанный выходами с первым и вторым входами узла двойного стробирования, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой входы которого сое-. динены. соответственно, с первым, вторым, третьим, четвертым и пятым выходами блока управления, подключенного шестым, седьмым и восьмым выходами соответственно к первому, второму и третьему входам блока выделения весовых характеристик, четвертый вход которого соединен с выходом блока выделения правильных ответов, соединенного первым и вторым входами соответственно с первым и вторым выходами блока управления, девятый и десятый выходы которого связаны с третьим и четвертым входами блока выделения правильных ответов, соединенного пятым входом с одиннадцатым выходом блока управления, вход которого связан с шестым входом блока выделения правильных ответов, выход узла двойного стробирования связан с электроакустическим преобразователем, а воды блока выделения весовых характеристик связаны с первым и вторым входами регистра, соединенного выходами с информационным табло, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он имеет блок логических преобразований, содержащий элемент И, элемент ИЛИ и триггер, при этом первый выход пульта обучения оператора сое динен с первым входом элемента И, второй вход которого связан с выходом триггера, первым входом подключенного к выходу элемента ИЛИ, первый вход которого соединен с вторым выходом пульта обучения оператора, подключенного третьим выходом к второму входу элемента ИЛИ и к третьему входу регистратора, при этом второй вход триггера соединен с выходом блока выделения правильных ответов, а выход элемента И свя зан с шестым входом блока выделения правильных ответов.

1140147

Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может быть использовано при их обучении.

Известен тренажер радиотеле -рафиста, содержащий пульт обучения оператора, генератор функций Уолша, связанный выходами с первым и вторым входами узла двойного стробирования, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой входы которого соединены соответственно с первым, вторым, третьим, четвертым и пятым выходами блока управления, подключенного шестым, седьмым и восьмым входами соответственно к первому, второму и третьему входам блока выделения весовых характеристик, четвертый вход которого соединен с выходом блока выделения правильных ответов, соединенного первым и вторым входами, соответственно с псрвым и вторым выходами блока управления, девятый и десятый выходы которого связаны с третьим и четвертым входами блока выделения правильных ответов, соединенного пятым входом с одиннадцатым выходом блока управления, вход которого связан с шестым входом блока выделения правильных ответов, выход узла двойного стробироВания,связан с злектроакустическим преоб разователем, а выходы блока выделения весовых характеристик связаны с первым и вторым входами регистратора, соединенного выходами с информационным табло (11.

Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность обучения.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения.

Поставленная цель достигается тем, что тренажер радиотелеграфиста, содержащий пульт обучения оператора, генератор функций Уолша, связанный выходами с первым и вторым входами узла двойного стробиропания. третий — седьмой входы которого соединены соответственно с первым — — пятым выходами блока управления, подключенного шестым, седьмым и восьмым выходами соответственно к первому — третьему входам блока выделения весовых характеристик, четвертый вход которого соединен с выходом блока выделения правильных ответов, соединенного первым и вторым входами соответственно с первым и вторым выходами блока управления, девятый и десятый выходы которого связаны с третьим и четвертым входами блока выделения правильных ответов, соединенного пятым входом с одиннадцатым выходом блока управления, вход которого связан с шестым входом блока выделения правильных ответов, выход узла двойного стробирования связан с электроакустическим преобразователем, а выходы блока выделения весовых характеристик связаны с первым и вторым входами регистратора, соединенного выходами с инфнрмаци5

55 онным табло, имеет блок логических преобразований, содержащий элемент И, элемент

ИЛИ и триггер, при этом первый выход пульта обучения оператора соединен с первым входом элемента И, второй вход которого связан с выходом триггера, первым входом подключенного к выходу элемента ИЛИ, первый вход которого соединен с вторым выходом пульта обучения оператора, подключенного третьим выходом к второму входу элемента ИЛИ и к третьему входу регистратора, при этом второй вход триггера соединен с выходом блока выделения правильных ответов, а выход элемента И связан с шестым входом блока выделения правильных ответов.

На фиг. 1 представлена структурная схема устройства; на фиг. 2 -- схема блока управления, на фнг. 3 — схема узла двойного стробирования; на фиг. 4 — схема блока выделения правильных ответов.

Тренажер радиотелеграфиста содержит блок 1 управления. генератор 2 функций

Уолша (ГФУ), узел 3 двойного стробирования, электроакустический преобразователь

4, блок 5 выделения правильных ответов, пульт 6 обу .ения оператора, блок 7 логических преобразований, блок 8 выделения весовых характеристик, регистратор 9 (весовых коэффициентов и уверенных ответов) и информационное табло 10.

Пульт 6 обучения оператора имеет кнопку 1! «Ответ», кнопку 12 «Уверен» и кнопку 13 «Не уверен».

Блок 7 содержит элемент И 14, элемент

ИЛИ 15 и триггер 16.

Блок 8 выдсления весовых коэффициентов состоит из последовательно соединенных регистра 17, счетчика 18 и узла 19 ключей.

Блок 1 управления содержит последовательно соединенные генератор 20 вре"ленных интервалов, делитель 2! частоты (на четыре) делитель 22 частоты (на два), счетчик 23 н дешифратор 24, элементы И 25, счетчик 26, дешифратор 27.

Узел 3 содержит группы элементов И 28 и 29, элемент ИЛИ 30-32 и элемент И 33.

Блок 5 выделения правильных ответов содержит группу элементов И 34, элемент

ИЛИ 35, элемент И 36 и триггер 37. При атом первыи выход пульта 6 обучения оператора соединен с первым входом элемента

И 14, второй вход которой связан с выходом триггера 16, первым входом подключенного к выходу элемента ИЛИ 15, первый вход которого соединен с вторым выходом пульта 6 обучения оператора, подключенного третьим выходом к второму входу элемента ИЛИ 15 и к третьему входу регистратора 9, при этом второй вход триггера 16 соединен с выходом блока 8 выделения правильных ответов, а выход элемента И 14 связан с шестым входом блока 5 выделения правильных ответов.

1140147

После включения устройство работает следующим образом.

В задачу обучаемого входит опознание из предъявленных ему звуковых образов функций в системе Уолша-Адамара, ранее предъявленной ему очередной функции в системе Уолша-Пэлн.

Предъявление звуковы х образов функций для запоминания и опознания осуществляется с помогцью звукового раздражителя.

Обучаемый после опознания на фоне помехи адекватного звукового образа функций Уолша должен оценить уверенность выполненного своего действия в двухбалльной системе нажатием одной из кнопок «Уверен»

«Неуверен».

По окон .ании тренажа на информационном табло фиксируется итоговая оценка правильности опознаний и количество уверенных действий.

При включении питания устанавливаются в исходное состояние блок 9, счетчики 18, 23, 26 и триггер 16. Запускаются ГФУ 2 и генератор 20 временных интервалов блока

1 управления, который частотой своих импульсов задает время предъявления функций

Уолша и тактовую частоту блока 7. Импульсы с выхода генератора 20 временных интервалов делятся делителем 21 на четыре и делителем 22 на два и поступают на вход счетчика 23. Каждый восьмой импульс с выхода генератора 20 записывается в счетчик

23 очередную единицу. Содержимое счетчика 23 с помощью дешифратора 24 преобразуется в десятичный позиционный код. Сигнал с первого выхода дешифратора поступает на вход счетчика 26 и на управляющие входы элементов И 25, открывая последние на время длительности импульса, и через четвертый выход устанавливает триггер 37 блока 5 в исходное состояние. Так как в счетчик 26 записана одна единица, то на первом выходе дешифратора 27 появляется сигнал, который через первый открытый элемент И 25 поступает на вход узла 3. При этом в узле

3 открывается первый элемент И 25, через который сигналы с первого выхода ГФУ 2 поступают на вход элемента ИЛИ 30, и с его выхода через элемент ИЛИ 32 и открытый элемен- И 33 — на вход преобразователя 4. Оператору предъявляется звуковой образ первой функции Уолша системы УолшаПэли, который он должен запомнить. Элемент ИЛИ 32 увла 3 открывается импульсами с выхода делителя 2!.

Сигнал с первого выхода дешифратора 27 (третьего выхода блока 1) также поступает на третий вход блока 5 выделения правильных ответов и открывает соответствующий элемент И 34, подготавливая тем самым цель необходимую для оценки правильности ответа обучаемого.

Одновременно импульсами с выхода генератора 20 временных интервалов олока 1 шестой выход) из регистра 17 блока 8 считывается код функции Уолша в счетчик 18 единиц.

Очередным импульсом с выхода делителя 22 блока 1 изменяет свое состояние счет5 чик 23. При эт: м сигнал появляется уже на втором выходе дешифратора 24. Так как первый выход дешифратора 24 обесточивается, то все элементы И 25 закрыты, а счетчик 26, в котором записан порядковый номер функции в системе Уолша-Пэли, остается в прежнем состоянии.

Сигнал с второго выхода дешифратора

24 поступает на управляющий вход соответствующего элемента И 29 узла 3 и через последовательно соединенные элементы

ИЛИ 31, 32 и открытый элемент И 33 поступает на вход преобразователя 4. При этом предьявляется звуковой образ очередной функции в системе Уолша-Адамара. Обучаемый должен определить ее адекватность

20 ранее предъявленной функции для запоминания.

Если обучаемый считает, что функции разные, то никаких действий не производит.

Очередным импульсом с выхода делителя 22 изменяет свое состояние счетчик 23.

Сигнал появляется на третьем выходе дешифратора 24. При этом аналогично обучаемому предъявляется для опознания звуковой образ очередной функции в системе

Уолша-Адамара.

Подобным образом устройство работает до тех пор, пока обучаемый не решит, что предъявляемая функция адекватна ранее заполненной, и нажмет кнопку 11 на пульте 6 обучения оператора.

Импульс с выхода кнопки 11, поданный на вход элемента 14 блока 7, с выхода последнего поступает на вход элемента И 36 блока 5 выделения правильных ответов (по первому входу), так как на второй вход элемента И 14 подается единичный потенциал с выхода триггера 16. Он открывает его если функции действительно совпали, т.е. в одном из элементов И 34 присутствуют сиг налы на двух входах. При этом через элемент ИЛИ 35 сигнал поступает на другой вход элемента И 36. На входе триггера 37, предназначенного для устранения «дребезга» контактов кнопки 11, соединенного с выходом элемента И 36, появляется сигнал.

Триггер 37 переходит в состояние «единица», и сигнал с его выхода поступает на первый (единичный) вход триггера 16 и переводит последний из исходного в нулевое состояние. «О» с выхода триггера 16 закрывает элемент И 14. Кроме того, сигнал с выхода триггера 37 поступает также на вход ключей 19 блока 8, которые открываются, и содержимое счетчика 18 единиц в параллельном коде через ключи 19 записывается в блок 9 регистрации.

1140147

Одновременно при нажатии кнопки 11 на пульте 6 обучения оператора счетчик 23 блока 1 устанавливается в нулевое состояние.

В случае правильного ответа задним фронтом первого импульса с дешифратора 24 триггер 37 узла 3 устанавливается в нулевое состояние. После нажатия кнопки 11 на пульте 6 обучения оператора обучаемый должен ценить уверенность выполненного действия, связанного с опознанием адекватного образа запомненной им функции, нажатием кнопки 12 «Уверен» на пульте 6. Кнопка 12 «Уверен» нажимается только в том случае, если обучаемый совершенно не сомневается в правильности проведенного до этого опозна;шя. Если же он испытывает некоторые сомнения, то должен нажать кноп1 ку « i е увс1 ен».

11ðè этом сигналы с кнопок 12 и 13 поступают па входы элемента ИЛИ 15 блока 7, и с сго выхода — на нулевой вход триггера

16. Они переводят егG в исходное состоянис. На нулевом выходе триггера 16 появляется «1», которая, поступая на вход элемента И 14 открывает его. Ьлок 7 разблокируется, разрс.пая прохождение сигнала «Ответ» с кнопки 11 пульта 6 обучения оператора при последующем опознании.

Одновременно импульс с выхода кнопки

12 «Уверен» поступает на второй вход блока

9, где подсчитывается количество таких ответов.

Если обучаемый вообще не смог провести опознания, то после предъявления для опознания всех функций сигналом с одного из выходов дешифратора 24 блока 1 счетчик 23 устанавливается в нулевое состояние. Очередной восьмой импульс с выхода генератора

20 временных интервалов обеспечивает появление импульса на выходе делителя 22, который вновь записывает единицу в счетчик

23 и снова появляется сигнал на первом выходе дешифратора 24. Этот разрешающий сигнал поступает на управляющие входы элементов И 25 в счетчик 26, записав в него очередную единицу.

Обучаемому предъявляется для запоминания звуковой образ очередной функции системы Уолша-Пэли, а работа устройства осуществляется аналогично.

По окончании цикла работы на информационном табло 10 фиксируется итоговая оценка правильных опознаний и количество уверенных при этом действий испытуемого.

Использование изобретения в устройствах для профессионального отбора, а также при контроле подготовленности радиооператоров позволяет повысить качество получаемые оценок. Это повышение достигается путем получения дополнительной информации о стегени уверен locTH Bbiíoëíåííûх испытуемым действий. Уверенность выбора действий является нс только важной характе>0 ристикой поведения, но и позволяет судить об уровне способности обучаемого распознавать на слух телеграфные сигналы или об уровне его профессиональной подготовленности. Так, например, при профессиональном отборе среди обучаемых, получивших одинаковые оценки по количеству правильных опознаний, предпочтение следует отдавать тем, которые имеют более высокие показатели по уверенности действий. Аналогично при определении профессиональной

30 подготовленности низкие показатели по уверенности действий при высокой оценке по количеству правильных опознаний свиде1 тельствуют о том, что полученные радиооператором навыки закреплены недостаточно надежно.

Повышение качества получаемых оценок позволит повысить эффективность обучения и сократить сроки подготовки радиооператоров.

1140147

Составитель С. Алексанов

Редактор О. Колесникова Техред И. Верес Корректор И. Муека

Заказ 47/39 Тираж 452 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по дела м Изобретений и открытий

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе
Наверх