Электропривод
ЭЛЕКТРОПРИВОД, содержащий двигатель и последовательно соединенные регулятор тока с блоком ограничения в цепи обратной связи и тиристорный преобразователь, выходом подключенный к двигателю, датчик тока , соединенный с входом регулятора токл, выход которого соединен с датчиком ЭДС, отличающийс я тем, что, с целью повьппения надежности, выход регулятора тока соединен с выходом датчика тока.
COIO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (! 9у (11) 4(51) Н 02 Р 5 06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<. "с " Я 1
Щ ) > ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTKPblTHA (21) 3704001/24-07 (22) 3 1.08.83 (46) 23.02.85. Бюл. № 7 (72) P.Î.Забродский, М.Я.Содовьева и А.И.Креславский (71) Производственно-техническое предприятие Производственного объединения "Укрчерметавтоматика" (53) 621. 3 16. 718. 5 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР ¹ 635585, кл. Н 02 P 5/06, 1978. 2. Авторское свидетельство СССР по заявке ¹ 3594960/24-07, кл. Н 02 P 5/06, 1983. (54)(57) ЭЛВКТРОПРИВОД, содержащий двигатель и последовательно соединенные регулятор тока с блоком ограни-. чения в цепи обратной связи и тиристорный преобразователь, выходом Ф. подключенный к двигателю, датчик тока, соединенный с входом регулятора тока, выход которого соединен с датчиком ЭЛС, отличающийс я тем, что, с целью повышения надежности, выход регулятора тока соединен с выходом датчика тока. Электропривод содержит двигатель 1, последовательно соединенные регулятор 2 тока с блоком 3 ограничения в цепи обратной связи и тиристориый преобразователь 4. Датчик 5 тока соединен с входом регулятора 2 тока, 1 1 11415 Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для регулирования электропривода, и может быть использовано в автоматизированном электроприводе постоянного тока в различных отраслях народного хозяйства. Известен электропривод, содержа-! щий двигатели, последовательно соединенные регулятор тока и преобра- 10 зователь, выходом подключенный к двигателю, при этом вход регулятора тока соединен с датчиком тока 513. Недостатком данного устройства является относительно невысокая 15 надежность из-за возможности появления кругового огня на коллекторе двигателя вследствие недопустимой скорости нарастания тока якоря двигателя в переходных процессах. 20 Наиболее близким к изобретению по технической сущности является электропривод, содержащий двигатель и последовательно соединенные регулятор тока с блоком ограничения в цепи обратной связи и тиристорный преобразователь, выходом подключенный к двигателю датчика тока, соединенный с входом регулятора тока, выход которого соединен с датчиком ЭДС Г23. Недостатком известного устройства ! является относительно невысокая надежность, так как оно не ограничивает скорость нарастания тока двигате- 35 ля до величин, допустимых по условиям коммутации двигателя. Целью изобретения является повышение надежности электропривода. Поставленная цель достигается тем, что в электроприводе, содержащем двигатель и последовательно соединенные регулятор тока с блоком ограничения в цепи обратной связи и тиристорный преобразователь, выходом подключенный к двигателю, датчик тока, соединенный с входом регулятора тока, выход которого соединен с датчиком ЭДС, выход регулятора тока соединен с выходом датчика тока. На чертеже приведена схема электропривода. 54 выход которого соединен с датчиком 6 ЭДС и датчиком 5 тока. В качестве датчика 5 тока якоря двигателя можно испольэовать трансформаторы переменного тока, включенные в фазы тиристорного преобразователя 4. Датчиком 6 ЭДС двигателя может служить тахометрический мост, в одно из плеч которого включен двигатель (используется. выходное напряжение этого моста в качестве сигнала), пропорционального ЭДС двигателя) . Пропорциональный регулятор 2 тока якоря двигателя — это операционный усилитель, работающий в режиме масштабного усиления. Блоком 3 ограничения выходного напряжения регулятора тока могут служить два встречно включенных стабилитрона в цепи обратной связи регулятора 2 тока. Устройство работает следующим образом. При появлении задающего сигнала 0 на входе регулятора 2 тока благодаря большому коэффициенту усиления регулятора напряжение на его выходе ограничивается цепью ограничения U . При этом ЭДС Е пр тиристорного преобразователя 4 равна E„Ð ПР(*Э ДТ оГР) K„> ЕПр ЕМ+ R3 3„+( 13Ав Э ДЬ 9 где R>, L — омическое сопротивление и индуктивность цепи двигателя-преобразователя, соответственно. Сравнение равенств (1) и (2) показывает, что напряжение Ув„р проС1 дв порционально " — . Таким обрасИ зом, величина 0 „p определяет — коэффициент усиления преобразователя, U =K Š— напряжение на выходе 9= А9 *В датчика 6 ЭДС двигателя, пропорциональное ЭДС двигателя F. в, Uäò 1 4т Ав напряжение На выходР датчика 5 тока якоря двигателя, пропорцио- нальное току якоря двигателя ЭЭ,в С другой стороны, ЭДС тиристорного преобразователя 4, приложенная к якорной цепи двигателя 1, равна 3 1 141554 требуемое значение скорости измене- р ния тока якоря двигателя до тех пор, с пока т d3ae В установившемся режиме = О, значит найряжение и< на выходе регулятора тока 2 станет равно нулю, т.е. U = U<, что соответствует астатическому регулятору тока 10 якоря двигателя. Таким образом, по сравнению с известным в предлагаемом устройстве с выходом датчика тока якоря двига/ теля положительная обратная связь по току позволяет. обеспечить заданный темп нарастания тока якоря двигателя, допустимый с точки зрения коммутации двигателя и обеспечить астатиэм регулирования двигателя, что улучшает характеристики электропривода и повышает его надежность. 1 *,), Usurp Составитель И.Воробьев Редактор Н.Джуган ТехредЛ.Мартяшова Корректор В.Бутяга Заказ 512/44 Тираж 646 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 где К, — коэффициент усиления регулятора 2 тока якоря двигателя 1 ° Напряжение. ограничения, устанавливаемое блоком 3 ограничения для выходного напряжения регулятора 2 тока, может быть как постоянной величиной, так и функцией какого-либо параметра системы регулирования электропривода. В качестве постоянной величины напряжения для ограничения выходного напряжения регулятора 2 может быть использовано максимально возможное напряжение питания операционного усилителя, входящего в состав 4 егулятора 2 тока, и специальных хемных решений это ограничение не ребует.