Антифрикционная смазочная композиция для узлов трения

 

АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗОЧНАЯ КОШОЗИШЯ .ЦЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ, содержащая мыльную пластичную смазку, глицерин и порошкообразный металлический наполнитель, отличающаяся тем, что, с целью повышения износостойкости узлов трения и увеличения ресурса их работы при повышенных нагрузках и скоростях скольжения и в присутствии газообразного водорода в зоне фрикционного контакта, композиция дополнительно содержит азотнокислую медь, политетрафторэтилен , бензосульфокислый натрий, дициандиамид , а в качестве порошкообразного металлического наполнителя - эвтектический сплав, включающий , мас.%: Висмут 60 Свинец 18 Олово 12 Индий 10 при следующем соотношении компонентов в смазочной композиции, мас.%: 1-12 Глицерин Азотнокислая (Л 0,1-5,0 медь Политетрафтор0 ,05-8,0 этилен Бензосульфо0 ,2-3,0 кислый натрий 0,01-4,0 Дициандиамид Эвтектический 1-10 сплав Мыльная плас4;;ь Остальное тичная смазка оо 1 О5 сд

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (191 (1() 0,1-5,0

0,05-8,0 медь

Политетрафторэтилен

Бензосульфокислый натрий

Дициандиамид

Эвтектический

0,2-3,0

0,01-4,0

1-10 сплав

Мыльная пласОстальное тичная смазка

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3669609/23-04 (22) 14.10.83 (46) 07.03.85.Бюл. ¹- 9 (72) И.М.Мельниченко, М.М.Близнец и В.Ф.Новиков (7 1) Гомельский государственный университет (53) 621.892(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 518517, кл. С 10 М 5/12, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР № 690063, кл. С 10 M 5/02, 1979.

3. Авторское свидетельство СССР № 667583, кл. С 10 M 5/02, 1979.

4. Авторское свидетельство СССР

¹ 836079, кл. С 10 M 5/02, 1981 (прототип). (54)(57) АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗОЧНАЯ

КОМПОЗИПИЯ ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ, содержащая мыльную пластичную смазку, глицерин и порошкообразный металлический наполнитель, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения износостойкости узлов трения и увеличения ресурса их работы при повышенных нагрузках и скоростях скольже4(11С 10 М 61/00; (С 10 М 161/00, 125: 20, 147 02, 135: 08, 133: 24, 125:04,) С 10 N 40:02, 10:IО, IÎ:08, 10: 06 ния и в присутствии газообразного водорода в зоне фрикционного контакта композиция дополнительно содержит азотнокислую медь, политетрафторэтилен, бензосульфокислый натрий, дициандиамид, а в качестве порошкообразного металлического наполнителя — эвтектический сплав, включающий, мас.Ж:

Висмут 60

Свинец 18

Олово 12

Индий 10 при следующем соотношении компонентов в смазочной композиции, мас ° 7

Глицерин 1-12

Азотнокислая

37á5

Поставленная цель достигается

30 тем, что антифрикционная смазочная композиция, содержащая мыльную пластичную смазку, глицерин и порошкообразный металлический наполнитель, дополнительно содержит азотно"

35 кислую медь, политетрафторэтилен, бензосульфокислый натрий, дициандиамид, а в качестве порошкообразного металлического наполнителя композиция — эв ектический сплав, включающий, мас. :

Висмут 60

Свинец 18

Олово 12

Индий 10

45 при следующем соотношении компонентов в смазочной композиции, мас. :

Глицерин 1 — 12

Азотнокислая медь О,! 5,0

Политетрафторэтилен 0,05-.8,0

Бензосульфокислый натрий 0,2-3,0

Дициандиамид

ЭвтектичесX) кий сплав

0,01-4,0

1 — 10

1 114

Изобретение относится к созданию антифрикционных смазочных материалов, обладающих высокими антифрикционными и.противоизносными свойствами в присутствии газообраз- 5 ного водорода в зоне фрикционного контакта.

Известна антифрикционная смазочная композиция, содержащая мыльный или углеводородный загуститель (S-35 мас.X), порошки металлов (5-30 мас. ), обработанные окисленными углеводородами или их продукта— ми нитровапия, и дисперсионную среду (1j.

Недостатками этой смазки являются относительно высокий коэффициент трения смазываемого ею узла трения и недостаточно высокая противозадирная

20 стойкость в условиях повышенного содержания водорода в зоне фрикционного контакта, 1звестна также антифрикционная смазочная композиция, содержащая порошок меди (1-30 мас. ), политрифторхлорэтилен или политетрафторэтилен (0,1-10 мас. ) и мыльную пластичную смазку (до 100 мас. ) (2) .

Недостатками этой смазки являются способность меди при эксплуатации в тяжелонагруженных сопряжениях подвергаться наклепу (упрочнению) в зоне контакта и переходить в окисленные формы, обладающие абразивным действием, повышающие, вследствие этого, коэффициент трения и интенсивность износа сопряженных поверхностей, а также низкая противозадирная стойкость смазки в условиях присутствия значительного количества водорода в зоне фрикционного контакта.

Известна антифрикционная смазочная композиция, содержащая политетрафторэтилен (2-5 мас. ), порошок меди (10-15 мас. ), порошок свинца (2-4 мас. ) и мыльную пластичную смазку (до 100 мас,.X) (3) .

Недостатками известной композиции являются низкая противозадирная стойкость и высокий износ в условиях повышенного содержания водброда в зоне фрикционного контакта.

Наиболее близкой по составу и достигаемому результату к предлагаемой является антифрикционная смазочная композиция, содержащая бензойный альцегид (О, 2-8 мас. ), глицерин (1-15 Mac X), порошок меди (5-40 мас. и мыльную пластичную смазку (до 100 мас. ) f4) .

Недостатками известной смазочной композиции (смазки) являются высокий коэффициент трения и низкая долговечность смазки при повышенных скоростях скольжения и нагрузках на фрикционный контакт. Присутствующая в смазочной композиции медь способна подвергаться наклепу в зоне контакта и переходить в окисленные формы, обладающие абразивным действием и повышающие, вследствие этого, коэффициент трения и интенсивность износа сопряженных поверхностей. Кроме того, при наличии значительной концентрации водорода в зоне фрикционного контакта существенно уменьшается противозадирная стойкость известной смазки.

Цель изобретения — повышение износостойкости узлов трения и увеличение ресурса их работы при повышенных нагрузках и скоростях скольжения и в присутствии газообразного водорода в зоне фрикционного контакта.

1143

Мыльная пластичная смазка Остальное

В качестве мыльных пластичных смазок могут использоваться, например, пластичные смазки. ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-203, ЦИАТИМ-221, Литол-24 и др. Введение пластичной смазки

1 ниже оптимальной концентрации способствует повышению коэффициента тре- 10 ния трибосопряжения, а выше оптимальной концентрации — снижает противоизносные и противозадирные свойства смазочной композиции.

Для дополнительного повышения износостойкости и нагрузочной способности трущихся поверхностей в . смазку дополнительно введен легко55

При высоких загрузочно — скоростных режимах эксплуатации узла трения на фрикционном контакте развиваются значительные температуры. Повышение температуры значительно снижает 2п адгезию пластичной смазки и поверхности вала и ее вязкость, что приводит к удалению смазочно G материала с фрикционного контакта и, в конечном итоге, к заеданию и выходу 25 из строя узла трения. Для повышения смазочных свойств композиции в базовую пластичную смазку введены политетрафторэтилен (ГОСТ 10007 †) и дициандиамид (ГОСТ 6988-73). gp

Введение политетрафторэтилена из дициандиамида выше оптимальной Kon— центрации приводит к значительному возрастанию вязкости и коэффициент.-. трения смазочной композиции, а ниже оптимальной концентрации — ухудшает ее антифрикционные свойства при повышенных температурах.

Однако при длительной эксплуатации смазочной композиции политет- 4< рафторэтилен и дициандиамид подвержены термодеструкции и термоокислению. Бензосульфокислый натрий (МРТУ 6-09-2069-65), введенный в плас— тичную смазку, пРедназначен для 45 стабилизации ее свойств при эксплуатации в области повышенных темпера-тур, нагрузок и скоростей. Введение бензосульфокислого натрия выше оптимальной концентрации снижает нагру-5О зочную способность узла трения при тяжелых режимах эксплуатации, а ниже оптимальной концентрации— уменьшает эффект стабилизации.

765 4 плавкий (температура плавления

58 С) эвтектический сплав (МРТУ 6-09-353-63), содержащий, мас.7:

Висмут 60

Свинец 18

Олово 12

Индий 10 способный при трении генерировать на пятнах касания пластичную пленку, защищающую поверхность от схватывания при тяжелых Режимах трения. Введение в смазочную композицию сплава позволяет компенсировать износ стального контртела и улучшить мтнкрогеометрию его поверх— ности путем заполнения углублений между микронеровностями расплавом сплава. Введение эвтектического сплава выше оптимальной концентрации увеличивает коэффициент трения трибосопряженпя, а ниже оптимальной концентрации — уменьшает нагрузочную способность узла грения.

При эксплуатации пар трения в условиях повьпиенных. нагрузок и скоростей скольжения в результате дегидрирования углеводородных компонентов смазочной композиции в зоне фрикционного контакта образуется значительное количество диффузионно-способного водорода, что приводит к наводораживанию и повышенному водородному износу металлического контртела.

С целью снижения содержания ак— тивного водорода в зоне трения в смазку введена азотнокислая медь (ГОСТ 4163-68),обладающая свойствами ингибитора наводораживанил металлов при трении. Под действием контактных деформаций и вспышек температур, развивающихся па пятнах касания, происходит нагреванне и разложение азотнокислой меди с выделением атомарного кислорода, в результате чего наблюдается равномерный ток кислорода в зону фрикционного контакта, его взаимодействие с водородом с образованием молекул воды, О которые, адсорбируясь на продуктах диспергирования фрикционно взаимодействующих материалов, снижают силу трения фрикционного сопряжения.

Таким образом, в результате химичес" кого взаимодействия водорода и кислорода снижается содержание атомарного водорода в зоне фрикционного контак1143765

Таблица 1

Компоненты

Состав, мас.X

Предлагаемый

Известный

1 2 3 4 5 6

12 6, 1

Глицерин

0 5

10

0,1

Азотнокислая медь

5 0,05

0,05 9

Бензосульфокислый натрий

0,2

0,1

1,5

Дициандиамид

0,01 2

0,05

Звтектический сплав

0,2

5,5

12

Бензойный альдегид

Порошок меди

ЦИАТИМ-201

До 100

3 та. При этом повышается водородная износостойкость металлических пар трения. Кроме того, азотнокислая медь в сочетании с глицерином (ГОСТ 6259-75) активирует образование медных пленок переноса на сопряженных металлических поверхностях, обеспечивая тем самым работу узла трения в режиме избирательного переноса.

Введение в смазочную композицию 10 азотнокислой меди ниже оптимальной концентрации ие обеспечивает работу узла трения в режиме избирательного ,переноса, а выше оптимальной концентрации — снижает ее противоиз- 15 носные и антифрикционные свойства.

Технология получения антифрикционной смазочной композиции для узлов трения состоит в добавлении в базовую мыльную пластичную смазку 20 необходимых. ингредиентов и перемешивании полученного состава при комнатной температуре.

Составы предлагаемых и известной смазок приведены в табл.1. В табл.2 25 даны свойства предлагаемых и известной смазок.

Политетрафторэтилен 0,01 8

Лабораторные испытания смазочных композиций осуществляют на установке СИЦ-2 при нормальной нагрузке

10 МН/м и скорости скольжения

0,5 м/с для пары трения сталь 40X— бронза БрАЖ-9-4.

Как следует из данных табл.2, сочетание выбранных компонентов смазочной композиции позволяет снизить износ бронзового подшипника на

25-243Х и уменьшить коэффициент трения парь, бронза-сталь после длительной эксплуатации на 2 1-1837. При отклонении состава композиции от оптимального такой эффект не получается (составы 1 и 5).

Антифрикционная смазочная композиция для узлов трения рекомендуется к применению в парах трения скольжения, функционирующих при высоких температурах и нагрузках, например в шарнирно-болтовых сопряжениях, винтовых передачах, герметизированных опорах и других отраслях техники.

До 100 До 100 До 100

1143765.Продолжение табл.1

Компоненты

Состав, мас.Х

Известный

Предлагаемый л

До 100

ЦИАТИМ- 2 2,1

Литол-21.

До 100.Таблица 2

Свойства

Состав, мас. Х

Фрикционные свойства смазочных композиций после 100 ч эксплуатации: коэффициент трения

Редактор Г.Волкова.

Заказ 853/23

Тираж 546 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Ра шская наб. . 4/5

Э Э У д

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 линейный износ бронзовМо подшипника; мм/км

L М

1 2 3 4 5 6

Ю»

1 2 3 4 5 6

0,096 0,07 0,03 0,06 0,11 0,085

0,031 0,016 0,007 0,018 0,029 0,024

Составитель Е.Пономарева

Техред А.Бабинец Корректор О.Луговая

Антифрикционная смазочная композиция для узлов трения Антифрикционная смазочная композиция для узлов трения Антифрикционная смазочная композиция для узлов трения Антифрикционная смазочная композиция для узлов трения Антифрикционная смазочная композиция для узлов трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим технологическим средствам (СОТС) для обработки металлов резанием в машиностроительной и приборостроительной промышленности, в частности, для нарезания резьбы метчиками, плашками, раскатниками в жаропрочных сталях, а также в сплавах на никелевой основе и может быть использовано на машиностроительных и приборостроительных заводах

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим технологическим средствам (СОТС) для обработки металлов резанием в машиностроительной и приборостроительной промышленности, в частности, для нарезания резьбы метчиками, плашками, раскатниками в жаропрочных сталях, а также в сплавах на никелевой основе и может быть использовано на машиностроительных и приборостроительных заводах

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим технологическим средствам (СОТС) для обработки металлов резанием в машиностроительной и приборостроительной промышленности, в частности, для нарезания резьбы метчиками, плашками, раскатниками в жаропрочных сталях, а также в сплавах на никелевой основе и может быть использовано на машиностроительных и приборостроительных заводах

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим технологическим средствам (СОТС) для обработки металлов резанием в машиностроительной и приборостроительной промышленности, в частности, для нарезания резьбы метчиками, плашками, раскатниками в жаропрочных сталях, а также в сплавах на никелевой основе и может быть использовано на машиностроительных и приборостроительных заводах

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим технологическим средствам (СОТС) для обработки металлов резанием в машиностроительной и приборостроительной промышленности, в частности, для нарезания резьбы метчиками, плашками, раскатниками в жаропрочных сталях, а также в сплавах на никелевой основе и может быть использовано на машиностроительных и приборостроительных заводах

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим технологическим средствам (СОТС) для обработки металлов резанием в машиностроительной и приборостроительной промышленности, в частности, для нарезания резьбы метчиками, плашками, раскатниками в жаропрочных сталях, а также в сплавах на никелевой основе и может быть использовано на машиностроительных и приборостроительных заводах
Наверх