Передвижное устройство возбуждения сейсмических сигналов

 

ПЕРЕДВИЖНОЕ УСТРОЙСТВО ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ, содержащее электродинамический источник генерирования импульсов. связанный с механизмом подъема и взаимодействующий с Излучателями, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возбузкдения поперечных акустических волн, излучатели расположены симметрично по обеим сторонам источника, связаны жестко с ним и шарнирными тягами с транспортным средством с возможностью поворота излучателей относительно транспортного средства параллельно средней продольной плоскости и перпендикулярной ей, причем одна из тяг выполнена составной и с возможностью менять свою длину. (Л 4 о а 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ соцИАлистичесних

РЕСГ1УБЛИ К (!9) (I I ) 4 (5 I) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

Н Аато СК0М СвидатедьСтву

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2887441/18-25 (22) 25. 02.80 (46) 07.03.85. Бюл. У 9 (72) С.Г. Осятинский, Ю.А. Бару, А.И. Макогон, И.П. Лобас и К.С. Гасиловский (53) 550.83 (088.8) (56) 1. Патент Франции 1(- 2276599. кл. С 01 V 1/053, опублик. 1974.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке У 2783921/18-25, кл. С 01 Ч 1/053, 1979 (прототип). (54)(57) ПЕРЕДВИЖНОЕ УСТРОЙСТВО

ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ, содержащее электродинамический источник генерирования импульсов, связанный с механизмом подъема и взаимодействующий с излучателями, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возбуждения поперечных акустических волн,, излучатели расположены симметрично по обеим сторонам источника, связаны жестко с ним и шарнирными тягами с транспортным средством с возможностью поворота излучателей относительно транспортного средства параллельно средней продольной плоскости и перпендикулярной ей, причем одна из тяг выполнена составной и с возможностью менять свою длину.

1144064

Поставленная цель достигается тем, что в передвижном устройстве возбуждения сейсмических сигналов, содержащем электродинамический ис- 45 точник генерирования импульсов, связанный с механизмом подъема и взаимодействующий с излучателями, излучатели расположены симметрично .по обеим сторонам источника, связаны 50 жестко с ним и шарнирными тягами с транспортным средством с возможностью поворота излучателей относительно транспортного средства параллельно средней продольной плоскос-55 ти и перпендикулярной ей, причем одна из тяг выполнена составной и имеет возможность менять свою длину.

Изобретение относится к разведочной геофизике и предназначено для возбуждения сейсмических сигналов, в частности поперечных волн в грунте. 5

Известно устройство для возбуждения поперечных волн, которое содержит излучатель, жестко сцепляемый с землей штифтами, массу для удара по излучателю, систему привода для подъема излучателя в транспортное положение, придания массе скорости и ориентирования ее по отношению к мишени излучателя P) ..

Недостатками данного устройства 15 являются сложность регулировки контроля длительности и амплитуды импульса, а также наличие вспомогательных операций для заглубления излучателя, соизмеряемых с временем 20 возбуждения импульсов, что снижает производительность геофизических. работ.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является 25 передвижное устройство возбуждения сейсмических сигналов, содержащее электродиьамический источник генерирования импульсов, связанный с механизмом подъема и взаимодействующий 30 ,с излучателем, и использующееся для простого контроля за длительностью и амплитудой импульсов Я .

Однако известное устройство предназначено для возбуждения продольных акустических волн в земле и не позволяет возбуждать поперечные акустические волны.

Цель изобретения " обеспечение возбуждения поперечных акустических 40 волн в земле.

На фиг.1 схематично изображено устройство, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид в плане на фиг.3 — схема работы; на фиг.4 — вид А на фиг.3; на фиг.5 — узел I на фиг.3 (присоединение излучателя к транспортному средству); на фиг.6 — сечение

Б-Б на фиг.5 (узел присоединения тяги к транспортному средству); на фиг.7 - сечение В-В на фиг.3 (узел присоединения тяги к излучателю).

Устройство смонтировано на транспортном средстве 1, например автомобиле, на платформе которого размещен пульт 2, подающий сигнал на заряд-разряд накопителей 3 электрической энергии.

Накопители 3 выполнены в виде шкафов, в которых находятся конденсаторы с системой, управляющей зарядом или их разрядом, и связаны кабелем 4 с пультом 2 и кабелем 5 с электродинамическим источником 6 генерирования импульсов.

Источник 6 преобразовывает электрическую энергию, накопленную в накопителе 3, в механические импульсы, передаваемые через равные промежутки времени (по мере накопления энергии в накопителе 3) в земmo через излучатели 7, расположенные симметрично по обе стороны источника 6. Источник 6 совместно с излучателями 7 подвешен гибким элементом 8 к стойке 9 через систему блоков 10, Подъем и опускание источника б с излучателями 7 происходит с помощью гидросистемы 11, запускаемой пневматическим краном 12.

Излучатели 7 связаны с транспортным средством 1 жесткой 13 и составной 14 тягами, позволяющими регулировать угол вхождения в землю излучателей 7.

Тяга 13 поворачивается на оси 15 в плоскости, параллельной средней продольной плоскости, а вместе с обоймой 16 может поворачиваться на пальце 17- в плоскости, нерпендикулярной средней продольной плоскости.

Тяги 13 и 14 шарнирно соединяются с излучателями при помощи пальцев 18.

Устройство работает следующим образом.

При перемещении устройства к месту проведения сейсморазведки источник 6 вместе с излучателями 7

1144064 находится в верхнем транспортном положении (фиг. 1) .

Для приведения источника 6 и излучателей .7 в рабочее положение краном 12 включается привод гидросистемы 11. Происходит опускание источника 6 и излучателей 7 за счет поворота относительно оси 15 тяг 13 и 14, соединенных с излучателями пальцами 18.

Как только излучатели 7 касаются земли, образуя " ее горизонтальной плоскостью угол о6 за счет самозаглубления они входят в земную поверхность до тех пор,пока дно канавки (борозды) становится параллельным поверхности земли.

Движение транспортного средства может быть приостановлено для получения накопления отраженных сейсмических волн на каждой точке или может продолжаться без дальнейшего заглубления излучателей 7.

Включается энергопитание, представляющее собой синхронный генератор, приводимый от двигателя транспортного средства 1.

Командой с пульта 2 управления включаются зарядные цепи накопителя 3 электрической энергии.

Начинается процесс заряда накопителя 3, после окончания которого на разрядную цепь подается управляющий сигнал, по которому токи разряда из накопителя 3 через систему кабелей 4 и 5 протекают по обмоткам источника 6, где происходит преобразование электрической энергии в механический импульс, который передается почве, возбуждая в ней упругие сейсмические волны.

Для развязки транспортного средства 1 и излучателей 7 тяги 13 вместе с обоймой 16 могут поворачиваться относительно вертикальных пальцев 17 в плоскости,перпендику1п лярной средней предельной плоскости транспортного средства 1.

ПосЛе регистрации отраженных колебаний устройство возбуждения сейсмических волн передвигается на новое место, для чего источник 6 совместно с излучателями 7 устанавливают в транспортное положение.

При этом краном 12 включается привод гндросистемы 11 для подъема источника 6 с излучателями 7.

Выполнение устройства согласно изобретению позволяет создать надежное и удобное в эксплуатации передвижное устройство возбуждения попе25 речных волн с электродинамическим источником механических импульсов, обеспечивающим простую регулировку длительности и амплитуды импульсов, повысить производительность геофизических работ за счет сокращения времени на вспомогательные операции по заглублению излучателей, обеспе-, чить возбуждение поперечных волн в процессе передвижения устройства.

Экономический эффект от использования единицы оборудования ориентировочно составляет 40 тыс.руб.

1144064

1144064

Составитель В. Зверев

Техред Т.Маточка Корректор И. Зрдейи

Редактор E. Папп

Заказ 900/38

Тирам 748 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4

Передвижное устройство возбуждения сейсмических сигналов Передвижное устройство возбуждения сейсмических сигналов Передвижное устройство возбуждения сейсмических сигналов Передвижное устройство возбуждения сейсмических сигналов Передвижное устройство возбуждения сейсмических сигналов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам сейсмической разведки

Изобретение относится к геофизическим исследованиям и может найти применение при проведении наземного сейсмического профилирования методами многоволновой сейсморазведки

Изобретение относится к области невз рывной сейсморазведки, а именно к устройствам для возбуждения поперечных сейсмических волн в грунте

Изобретение относится к сейсморазведке и позволяет упростить источник поперечных сейсмических волн, повысить его эффективность и надежность работы
Наверх