Механическая передача

 

МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая ведущий и ведомый валы, установленные на них две пары дисков, один из которых закреплен на ведомом валу, и связанную с ведущим валом внутренней обоймой обгонную муфту с рядом заклинивающих элементов,с внещней обоймой которой связан один из дисков, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и уменьщения габаритов, второй диск также закреплен на ведомом валу, муфта имеет третью обойму, второй ряд заклинивающих элементов и связанные со средней обоймой щеки, а второй диск ведущего вала жестко связан с одной из щек муфты.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECflYEillHH

„„SU„„1146499 A

4(51) F 16 H 3 08. F 16 Р 41 07

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АSTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

52 1 3 37 Ц 5 6

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3579307/25-28 (22) 12.04.83 (46) 23.03.85. Бюл. № 11 (72) М. С. Казаков (71) Ленинградский филиал Проектно-технологического института «Энергомонтажпроект» (53) 621.833 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 105164, кл. F 16 Н 3/08, 1956. (54) (57) МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая ведущий и ведомый валы, установленные на них две пары дисков, один из которых закреплен на ведомом валу, и связанную с ведущим валом внутренней обоймой обгонную муфту с рядом заклинивающих элементов,с внешней обоймой которой связан один из дисков, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения габаритов, второй диск также закреплен на ведомом валу, муфта имеет третью обойму, второй ряд заклинивающих элементов и связанные со средней обоймой щеки, а второ" диск ведущего вала жестко связан с одной из щек муфты.

1146499

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна механическая передача, содержащая ведущий и ведомый валы, установленные на них две пары дисков, один из которых закреплен на ведомом валу, и связанную с ведущим валом внутренней обоймой обгонную муфту, с рядом заклинивающих элементов, с внешней обоймой которой связан один из дисков.

Второй диск связан с ведомым валом посредством фрикционной муфты, второй диск ведущего вала связан с ним жестко, а обгонная муфта имеет две обоймы и один ряд тел заклинивания (lJ. 15!

, .:(- "а гк:,:;:" конструкции - малая надежность и болгипие габариты из-зы на.ичпя дополните !hHoA фрикционной муфты.

Пель изобретения - — повышение надежности и уменьшение габаритов.

Для достижения этой цели в механической передаче, содержащей ведущий и ведомый валы, установленные на пих две пары дисков, один пз которых закреплен на в домом валу, и связанную с ведущим валом внутренней обоймой обгонную муфту с р»дом заклпнивающих элементов, с внешней

Оооймой которой связан Один из дисков, второй диск также закреплен на ведомом валу, муфга имеет третью обойму и второй ряд аклипиваюгцих элементов и связанные со средней Обоймой щеки, а второй диск ведупп.го вала жестко связан с одной из щек муфты.

На фиг. l изображена механическая передача, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; а фиг. 3 — разрез Б Б на фиг. 2; ны фиг. 4 -- разрез В-B на фиг. 3; ца фиг. 5- — разрез Г-Г на фиг. 3; на фиг. 6— разрез Д-Д на фиг. 3; на фиг. 7 — вид Е

40 на фиг. 2 в момент начала самовыключения повышающей передачи; на фиг. 8 — то же. в момент конца cdvlooòêëþ÷åíèÿ повышающей передачи; на фиг. 9 — разрез Б-Б на фиг. 2 B момент окончания самоотключения повышающей передачи. 45

Механическая передача содержит разновеликие диски и 2 ведущего вала 3, связанные попарно с разноименными разновеликими дисками 4 и 5 ведомого вала 6.

В диске большего диаметра ведущего вала размещена обгонная муфта. Муфта состоит из средней обоймы 7, расположенной в ней внутренней обоймы 8 и ряда заклипивающих элементов — роликов 9, подпружиненных толкателями 10 с пружинами 1. Между средней обоймой 7 и внутренней обоймой 8 55 установлены упругое кольцо 12, выполнеьцое с наружными контактирующими с радиальными пазами 13 обоймы 7 выступами 14, и демпфирующие кольца 15, удерживающие упругое кольцо 12 в симметричном относительно средней обоймы 7 положении.

Концы роликов 9 выступают за пределы упругого кольца 2 и образуют выступы 16, расположенные в кольцевых пазах 17 диска 2 и щеки 18, установленных с обеих сторон муфты и закрепленных на внутренней обойме от осевого перемещения с помощью, например, пружинных колец 19. Диск 2 представляет собой вторую щеку муфты.

Выступы 16 роликов 9, кольцевые пазы

17 диска 2 и щеки 18 представляют собой устройство, ограничивающее перемещение роликов 9 в радиальном направлении.

Совместно со средней обоймой 7 выполнена звездочка 20, имеющая противоположно направленные клиновые полости 21 и 22, в которых размещен второй ряд заклинивающих элементов — роликов 23 и 24. Снаружи средней обоймы 7 установлен обод диска I, представля1ощий собой внешнюю обойму обгонной муфты, и контактирует со звездочкой 20 в направлении передачи крутящего момента при помощи роликов 23, подпружинных толкателями 25 с пружинами 26, а и Обратном направлении — роликов 24, подпружиненных толкателями 27 с пружинами 28.

С обеих сторон роликов 23 и 24 на средней ооойме 7 становлены шайбы 29, связанные между собой укороченными 30 и удлиненной 31 стяжками, контактирующими с роликами 23 со стороны суженной части клиновых полостей 2! звездочки 20.

На конце удлиненной стяжки 3!, выходящей за пределы щеки 18 через паз 32, расположенный на. окружности, закреплена одним концом пружина 33, другой конец которой зафиксирован с помощью пальца 34 на щеке 18. Торцовая стенка 35 паза 32 является упором, ограничивающим поворот щеки 18.

Механическая передача работает следующим образом.

В процессе включения при вращении ведущего вала 3 и закрепленной на нем обоймы 8 по часовой стрелке ролики 9, размещаясь в суженной части выемок обоймы 8, заклиниваются и, тем самым, приводят во вращение упругое кольцо 12, вместе с которым начинает вращаться и обойма 7.

Ролики 23, размещаясь в суженной части выемок 21 обоймы 7, заклиниваются и приводят во вращение обод диска 1, который начинает вращать меньшего диаметра диск 4 ведомого вала 6. Происходит передача вращения на ведомый вал с большей угловой скоростью.

Одновременно с диском 4 и ведомым валом 6 начинает вращаться и диск 5 с передачей вращения на диск 2 с большей, чем у диска 1, угловой скоростью, поскольку диск

1146499

Фиг.Z

2 установлен с возможностью вращения относительно вала 3.

При увеличении нагрузки на ведомом валу более расчетной величины усилие заклинивания роликов 9 возрастает так, что упругое кольцо 12 вместе с демпфирующими кольцами 15 деформируется до соприкосновения выступов 16 роликов 9 с буртиками кольцевых пазов 17 диска 2 и щеки 18. Происходит заклинивание выступов 16 роликов 9 между обоймой 8 и диском 2 с одной стороны и щекой 18 — с другой.

Величина наибольшего передаваемого большим диском 1 ведущего вала крутящего момента в данном случае ограничивается моментом трения между роликами 9 и упру- 1 гим кольцом 12, причем сила трения зависит как от упругих свойств и параметров упругого 12 и демпфирующих 15 колец, так и от величины их деформации, равной полуразности диаметра буртиков кольцевых пазов 17 и номинального наружного диаметра упругого кольца.

Передача вращения на ведомый вал 6 начинается через диск 2 меньшего диаметра ведущего вала на диск 5 большего диаметра ведомого вала с сообщением ведомому валу

6 вращения с меньшей, чем в первом случае, угловой скоростью. При этом диск 4 ведомого вала 6 начинает тормозить диск 1 ведущего вала 3. Происходит проскальзывание щеки 18 и диска 2 относительно обоймы 7 и обода диска с одновременным поворотом шайб 29 под действие пружины 33 до соприкосновения стяжек 30 и 31 с роликами 23. Усилия пружины 33 недостаточно для выведения роликов 23 из суженной части клиновых полостей 21 звездочки 20, поэтому пружина 33 деформируется до момента соприкосновения торцовой стенки 35 паза 32 щеки 18 с концом удлиненной стяжки 31.

При дальнейшем повороте щеки !8 и диска 2 относительно обоймы 7 и обода диска 1 во вращение вовлекается удлиненная стяжка 31, а вместе с ней — шайбы 29 с укороченными стяжками 30. Ролики 23 выталкиваются из суженной части выемок 21 с помощью стяжек 30 и 31 вначале под действием щеки 18, а затем под действием энергии сжатой пружины 33, и происходит свободное вращение всех элементов муфты относительно обода диска 1.

Передача вращения от ведущего вала к ведомому происходит при пониженной угловой скорости ведомого вала до момента уменьшения скорости вращения ведущего вала или изменения направления его вращения, когда упругое кольцо 12 отжимает ролики 9 от буртиков кольцевых пазов 17, а толкатели 25 с пружинами 26 и пружиной 33 возвращают щеку 18 в исходное положение.

Использование предлагаемого устройства дает возможность повысить эффективность привода и улучшить условия труда.

Кроче того, повышается надежность и уменьшаются габариты привода.

1146499

11464с/г/

Составитель Э. Барановский

Редактор В. Данко Техред И. Верес Корректор H. Гнрняк

Заказ 1340/28 Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Механическая передача Механическая передача Механическая передача Механическая передача Механическая передача 

 

Наверх