Устройство управления фрикционами коробки передач

 

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОНАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, содержащее источник давления рабочей жидкости, соединенный гидролиниями с переливным клапаном, через гидрораспределитель - с гидроцилиндрами управления фрикционами и через предохранительный клапан с гидробаком, при этом переливной клапан соедржит корпус с перегородкой, разделяющей последний на две полости, в одной из которых размещен поршень механизма включения с обратным клапаном и дроссельным отверстием, шток которого кинематически связан с педалью управления главной муфты сцепления, а в другой - порщень переливного клапана, связанный посредством первой пружины с поршнем механизма включения, отличающееся тем, что, с целью повыщения КПД устройства, переливной клапан снабжен штоком с буртиком, размещенным в отверстии перегородки, и второй и третьей пружинами, причем вторая пружина установлена между поршнем переливного клапана и перегородкой, третьямежду поршнем переливного клапана и концом штока, противоположного концу щтока i с буртом, а первая пружина установлена между буртом щтока и поршнем механиз (Л ма включения.

союз советсних

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

1147604 А

09) (И) 4(59 В 60 К 4! 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ, СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 l ) 3431864/27-11 (22) 29.04.82 (46) 30.03.85. Бюл. № 12 (72) А. М. Статкевич, Г. A. Таяновский, В. Ф. Чабан и В. Н. Ксендзов (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 629-113.585-52 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 106528, кл. В 60 К 41/06, 1984. (54) (57) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ф РИКЦИОНАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, содержа щее источник давления рабочей жидкости, соединенный гидролиниями с переливным клапаном, через гидрораспределитель — с гидроцилиндрами управления фрикционами и через предохранительный клапан с гидробаком, при этом переливной клапан соедржит корпус с перегородкой, разделяющей последний на две полости, в одной из которых размещен поршень механизма включения с обратным клапаном и дроссельным отверстием, шток которого кинематически связан с педалью управления главной муфты сцепления, а в другой — поршень переливного клапана, связанный посредством первой пружины с поршнем механ изма вкл ючен ия, о тличающееся тем, что, с целью повышения КПД устройства, переливной клапан снабжен штоком с буртиком, размещенным в отверстии перегородки, и второй и третьей пружинами, причем вторая пружина установлена между поршнем переливного клапана и перегородкой, третья— между поршнем переливного клапана и концом штока, противоположного концу штока с буртом, а первая пружина установлена между буртом штока и поршнем механизма включения.

1147604

З5

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления гидроподжимными фрикционными элементами ступенчатой коробки передач под нагрузкой.

Цель изобретения — повышение КПД устройства.

На чертеже схематически изображено предлагаемое устройство, общий вид.

Устройство уп ра влен и я фрик циона ми коробки переключения передач на ходу содержит насос 1, связанный каналом 2 с предохранительным клапаном 3, полостью 4 переливного клапана 5, расчределителем

6, а через него — с исполнительными гидроцилиндрами 7 и 8 коробки передач. Поршень 9 переливного клапана 5 опирается на пружину 10 и перекрывает сливное отверстие 11. Поршень 9 связан также пружиной 12 максимального давления, штоком ! 3 и пружиной 14 с плавающим в жидкости поршнем 15, имеющим дроссельные отверстия 16, а также обратный клапан 17, связанный с полостью 18 отверстием 19 в поршне 15, а с полостью 20 — отверстием 21 и каналами 22 в штоке 23 поршня !5. Шток 23 поршня 15 связан системой тяг 24 с педалью 25 главной муфты. Полости 18 и 20 заполнены жидкостью не полностью, а так, чтобы при перемещении поршня 15 влево компенсировать уменьшение объема полости 20 вдвигаемым,внутрь штоком 23. Переливной клапан 5 разделен от механизма

26 включения перегородкой 27.

Устройство работает следующим образом.

При включении одной из передач давление от насоса 1 по магистрали 2 передается к распределителю 6 и через него к исполнительному гидроцилиндру, а также в полость 4 переливного клапана 5. Под действием давления поршень 9 перемещается вправо, сжимая пружину 10 до тех пор, пока не откроет сливное отверстие. 11. Величина давления в исполнительном гидроцилиндре зависит от усилия сжатия пружины ! О, которая выбирается таким образом, чтобы получить коэффициент запаса гидроподжимных фрикционов равным 1,5 — 1,8.

При включении главной муфты сцепления усилие от педали 25 передается через тяги 24 на шток 23 поршня 15 и перемещает его влево. Обратный лкпан 17 при этом открывается и жидкость из полости 18 перетекает через отверстия 19 и 21 и каналы 22, а также дроссельные отверстия 6 в полость 20. Поршень 15 воздействует на пружину 14, а она — на шток 13 и через него на пружину

12 максимального давления, которая передает усилие на поршень 9 переливного клапана.

Вследствие того, что жесткость пружины

12 максимального давления выбирается

ВНИИПИ За каз 1474/18

Филиал ППП «Патент>, г. меньше, чем жесткость пружины 14, при передаче усилия от поршня 15 к поршню 9 сначала сжимается пружина 12 максимального давленчя. Шток 13 перемещается влево до упора буртиком в перегородку 27.

При достижении в гидравлическом устройстве давления, достаточного для преодоления суммарного усилия сжатия пружин 10 и 12, задающий поршень 9 перемещается вправо и открывает сливное отверстие 11.

Жесткость пружины 12 максимального давления и ход штока 13 до упора буртиком в перегородку 27 подбирается из условия получен ия коэффи циента запаса гидроуправляемых фрикционов, незначительно превышающего коэффициент запаса главной муфты сцепления.

П ри дальнейшем ходе педали главной муфты сцепления сжимается пружина 14, усилие ее сжатия передается через буртик штока 13 на перегородку 27 и давление в гидравлическом устройстве не возрастает.

При включении главной муфты сцепления (период разгона) тяга 24 отводится, от штока 23 и освобождает его. Однако поршень

15 под действием пружины 14 перемещается вправо медленно, так как обратный клапан 17 закрыт, а жидкость из полости

20 в полость 18 перетекает только через дроссельные отверстия 14. При этом давление в гидравлическом устройстве не снижается до тех пор, пока усилие от с:катия пружины 14 не снизится до величины усилия сжатия пружины 12 максимального давлен ия. При дальнейшем ходе поршня

15 вправо давление в гидравлическом устройстве падает, так как падает усилие сжатия пружин !2 и 14, а шток 13 начинает перемещаться вправо. Сечения дроссельных отверстий выбираются таким образом, чтобы сох ранить п остоянн ый и достаточ ный для работы без срыва коэффициент запаса гидроподжимных фрикционов в течение всего периода разгона.

Таким образом, на весь период включения главной муфты сцепления и период разгона поддерживается постоянный коэффициент запаса гидроуправляемых фрикционов, который ненамного выше коэффициента запаса главной муфты сцепления.

Выполненное таким образом устройство обеспечивает поддержание оптимального и постоянного значения коэффициента запаса гидроуправляемых фрикционов коробки передач в период включения главной муфты сцепления и разгона машины, что обуславливает повышение КПД устройства и повышение надежности и долговечности трансмиссии, поскольку улучшаются предохранительные свойства гидроуправляемых фрикционов во время разгона.

Ти раж 650 Подписное

Ужгород, ул. Проектная. 4

Устройство управления фрикционами коробки передач Устройство управления фрикционами коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх