Волновой зубчатый редуктор

 

ВОЛНОВОЙ ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР, содержащий гибкое и жесткое зубчатые колеса и устройство для смазки, размещенное в пазу обода жесткого колеса , включающее твердую смазку и - -flfdij f ., ,. 3 ;, ,,. --v « узел однонаправленного перемещения ее, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности подачи твердой смазки в зону зацепления колес, в пазу вьтолнены параллельно его оси равномерно по поверхности цилиндрические канавки, твердая смазка представляет собой брикет, а передача снабжена двумя магнитами, один из которых жестко связан с брикетом, а другой - с узлом однонаправленного перемещения и биметаллической пружиной, размещенной между разноименными полюсами магнитов, а узел однонаправленного перемещения представляет собой коническую втулку и взаимодействую (Л щие с ней ш.арики, размещенные в ци- . линдрических канавках.

СВОЗ СОВЕТСКИХ

ОЗ В Ю И

РЕСПУБЛИК (l9) ((() 4 (5!) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ (ОСЗЩАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

fO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ .И ОТКРЫТИЙ

К ABTOPCHQMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3653258/25-28 (22) 09.08.83 (46) 30.03.85. Бюл. В 12 (72) Г.К. Антонова, Е.Н. Ивашов, А.И. Мельников, М.И.Некрасов и С.В. Степанчиков (71) Московский институт электрон ного машиностроения .(53) 62-723(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 411257, кл. F 1б Н 57/04,- 1971.

2. Авторское свидетельство СССР .В 977891, кл. Р 16 Н 57/04, 1982 (прототип); (54) (57) ВОЛНОВОЙ ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР, содержащий гибкое и жесткое зубчатые колеса и устройство для смазки, размещенное в пазу обода жесткого . колеса, включающее твердую смазку и узел однонаправленного перемещения ее, отличающийся тем,, что, с целью повышения надежности подачи твердой смазки в зону зацепления колес, в пазу выполнены параллельно его оси равномерно по поверхности цилиндрические канавки, твердая смазка представляет собой брикет, а передача снабжена двумя магнитами, один из которых жестко связан с брикетом, а другой — с узлом однонаправленного перемещения и биметаллической пружиной, размещенной между разноименными полюсами магнитов, а узел однонаправленного перемещения представляет собой коническую втулку.и взаимодействующие с ней шарики, размещенные в цилиндрических канавках.

1147884

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в волновых зубчатых передачах для вакуумных условий эксплуатации.

Известен зубчатый редуктор, содержащий зацепляющиеся между собой зубчатые колеса и устройство для смазки, включающее твердые смазочные элементы, имеющую форму шарика, ролика или диска, и узел одно- 1О направленного перемещения, выполненный в виде магазина, размещенного в крышке редуктора и подающего твердые смазочные элементы в зону зацепления по мере их истирания (1) .

В указанном редукторе твердая смазка расходуется нерационально, так как не вся попадает в зону зацепления. Кроме того, не обеспечивает-ся равномерное распределение твердой 2О смазки по рабочим поверхностям зубьев, что снижает надежность смазки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является волновой зуб- д чатый редуктор, содержащий гибкое и жесткое зубчатые колеса и устройст. во для смазки, размещенное в пазу обода жесткого колеса и включающее твердую смазку и узел однонаправленного перемещения ее (2) .

Твердая смазка может быть порошкообразной или пластичной, удерживаемая винтом и увлекаемая под действием силы упругости упругим

35 элементом подается в зону зацепления жесткого и гибкого колес.

Устройство смазки известного ре. дуктора не обладает высокой надежностью, так как усилие поджатия упругого элемента, выполненного из эластомера в виде цилиндра, к боковым поверхностям зубьев гибкого колеса не регулируется, поэтому стабильная подача, смазки в зону трения невозможна. К тому же запас порошкообразной смазки, расположенной в паве обода жесткого колеса, ограничен и не восполняется в.процессе работы волнового зубчатого редуктора, что также дестабилизирует подачу смазки.

Цель изобретения — повьппение надежности подачи твердой смазки в .вону зацепления жесткого и гибкого колеса волнового зубчатого редуктора.

Поставленная цель достигается тем, что в волновом зубчатом редукторе, содержащем гибкое и жесткое зубчатые колеса и устройство для смазки, размещенное в пазу обода жесткого колеса, включающее твердую смазку и узел однонаправЛенного перемещения ее, в паеу выполнены параллельно его оси равномерно по поверхности цилиндрические канавки, твердая смазка представляет собой брикет, а передача снабжена двумя магнитами, один из которых жестко связан с брикетом, а другой — с узлом однонаправленного перемещения и биметаллической пружиной, размещенной между разноименными полюсами магнитов, а узел однонаправленного перемещения представляет собой коническую втулку и взаимодействующие с ней шарики, размещенные в цилиндрических канавках.

На фиг. 1 показан поперечный разрез предлагаемого редуктора по жесткому колесу волновой передачи с устройством смазки; на фиг. 2 — продольный разрез редуктора.

Волновой зубчатый редуктор содержит жесткое 1 и гибкое 2 колеса, генератор 3 волн и устройство для смазки, размещенное в пазу 4 обода жесткого колеса 1, включающее твердосмазочный брикет 5, постоянно прижатый к зубьям гибкого колеса 2 посредством биметаллической пружины

6 сжатия,, концы которой связаны с двумя разноименными полюсами двух постоянных магнитов 7 и 8. Магнит 7 жестко связан с твердосмазочным брикетом, а магнит 8 — с устройством од-, нонаправленного перемещения, представляющего собой коническую втулку

9 и взаимодействующие с ней шарики

10, размещенные в цилиндрических канавках 11. Последние выполнены в пазу 4 параллельно его оси равномерно поверхности. Количество канавок

11 и шариков 10 соответственно не менее трех. Устройств для смазки может быть несколько по периметру жесткого колеса 1.

Волновой зубчатый редуктор работает следующим образом.

Вращение генератора 3 волн вызывает возвратно-поступательные радиальные перемещения стенки гибкого колеса 2 и его вращения, в результате чего твердосмазочный брикет 5, установленный в пазу 4 жесткого колеса

1 и постоянно прижатый к гибкому

11478

Составитель Г. Кузнецова

Редактор М. Бандура Техред С.Легеза КорректорЕ. Сирохман

Заказ 1554/32 Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий. 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 колесу 2 посредством биметаллической пружины 6, начинает истираться, оставляя смазку на гибком колесе 2.

По мере истирания твердосмазочного брикета 5 магнит 7 вместе с конической втулкой 9 перемещается вниз.

При этом усилие пружины 6 сжатия и усилие взаимодействия постоянных магнитов 7 и 8 создают результирующую составляющую, имеющую определен- 1р ную величину и действующую на твердосмазочный брикет 5. Если коли.чество смазки, поступаемое на гибкое колесо 2 от твердосмазочного брикета 5, недостаточно, то возрастает коэффициент трения в зацеплении, в результате чего резко повышается температура вблизи устройства смазки. При повышении температуры уменьшается сила магнитного притяжения gp двух постоянных магнитов 7 и 8, в результате чего биметаллическая пружина 6 сжатия начинает с большим

84 4 усилием давить на твердосмазочныйбрикет 5 через постоянный магнит 7.

Кроме того, сама биметаллическая пружина 6 сжатия под действием температуры деформируется, т.е. как бы разжимается, оказывая тем самым дополнительное силовое воздействие на твердосмазочный брикет 5.

Таким образом, описанная конструкция волновой передачи с устройством смазки обладает способностью автоматического регулирования подачи смазки в волновое зубчатое зацепление.

Применение волнового зубчатого редуктора с устройством смазки позволяет повысить надежность подачи твердой смазки в зону зацепления жесткого и гибкого колес путем приме" кения устройства смазки, выполненного в виде твердосмазочного брикета, постоянно прижатого к зубьям гибкого колеса, причем усилие прижатия может автоматически регулироваться.

Волновой зубчатый редуктор Волновой зубчатый редуктор Волновой зубчатый редуктор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к конструктивным особенностям, относящимся к охлаждению редукторов вертолета

Отдушина // 2112174

Картер // 2115854
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для конструирования корпусных деталей редукторов, работающих в условиях перемещения в пространстве

Редуктор // 2124660

Изобретение относится к системам смазки, в частности к гибридной системе смазки с автономной откачкой масла для применения в агрегате трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению, в частности к закрытой быстроходной цепной передаче с роликовыми и зубчатыми цепями

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к устройствам системы смазки и гидроуправления трансмиссией

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания
Наверх