Способ контроля зубчатых колес перед зубошлифованием

 

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ ;КОЛЕС ПЕРЁД ЗУБОиШИФОВАНИЕМ, заклю- . чающийся в том, что ориентируют ; контролируемое колесо по обеим сто ронам его зубьев относительно измерительного инструмента, центрируют, измеряют припуск по обеим сторонам зубьев с одновременной его регистрацией , корректируют угловое положение зубчатого колеса, повторно измеряют и регистр1Ч уют припуск, после чего определяют одновременно шлифуемые разноименные стороны зубьев колеса с одинаковьм припуском.и разность между наибольшим припуском и припуском этих сторон зубьев, отличающий с я тем, что, с целью повышения точности обеспечения ориентации колеса относительно режущего инструмента , в качестве параметра ввличишл коррекции угловогЪ Положения колеса выбирают полуразрядность. минималыа(х припусков разноименных сторон зубьев. 4i ;о QD

СОЮЗ СОВЕТСКИХ с

РЕСПУБЛИК

4(5!) G 01 В 5 20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ в ввсвсснсвв свссссвъствм аз ог

0,1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИИ)БРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3648014/25-28 (22) 05. 10.83 (46) 30.03.85. Бшл. Ф 12 (72) Э.Н. Перов, Ю.В., Лазарей и Е.M. Рябов .(71) Пермский политехнический институт и Пермское производственное обьединение "Иоторостроитель" им. Я.М;. Свердлова (53) 531.717 .2:621.833(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР ,В 1028999, кл. 0 01 В 5/20, 1981.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке В 3481940, ка.001 В 5/20,,26.05.83 (прототип). (54)(57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫК

,КОЛЕС ПЕРЕД ЗУБОПШИФОВАНИЕИ, эаклю:чаюшийся в том, что ориентируют контролируемое колесо по обеим сто—

„„SU„„! 147919 А ронам его зубьев относительно измерительного инструмента, центрируют, измеряют прнпуск по обеим сторонам зубьев с одновременной его регистрацией, корректируют угловое полошение зубчатого колеса, повторно измеряют и регистрируют прнпуск, после чего определяют одновременно шлнфуемые разноименные стороны зубьев колеса с одинаковым припуском.и разность мешду наибольшим припуском и принуском этих сторон зубьев, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения точности обеспечения ориентации колеса относительно решущего инструмента, в качестве параметра величины коррекции углового полохения колеса выбирают полуразрядность

1 минимальных припусков разноименных сторон зубьев.

1147919

Цель достигается тем, что согласно способу контроля зубчатых колес перед эубошлифованием, заключающемуся в там что ориентируют контроли 55 руембе колесо по обеим сторонам его зубьев относительно инструмента, центрируют, измеряют прппуск па обеим

Изобретение относится к машиностроенф, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес.

Известен способ контроля зубчатых колес перед зубошлифованием, заключающийся в там, что ориентируют контролируемое колесо зубчатое по обеим сторонам его зубьев относительно измерительного инструмента и измеряют отклонение припуска по обеим сторонам зубьев с одновременной его записью (Ц

Недостатками этого способа являются трудоемкость и низкая точность ориентации зубчатого колеса атно- 15 сительно режущего инструмента на зубошлифовальных станках с делительной червячной парой.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является. 20 способ контроля зубчатых колес перед эубошлифованиеи, заключающийся в том, что ориентируют контролируемое колесо по обеим сторонам зубьев относительно измерительного инстру- 25 .мента, центрируют, измеряют припуск по обеим сторонам зубьев с одновременной его регистрацией, корректируют угловое положение зубчатого колеса, повторно измеряют и регистрируют припуск, после чего определяют одновременно шлифуемые разноименные стороны зубьев колеса с одинаковым припуском и разность между наибольшим припускам и припускам этих сторон зубьев j2) .

Недостатком известного способа является низкая точность информации о положении обрабатываемого зубчатого колеса относительно режущего инструмента на зубошлифовальнам станке, обеспечивающем одновременное окончание удаления погрешности по обеим сторонам зубьев от предшествующей обработки, что повышает вероятность появления не полностью прошлифованных зубьев (чернавин).

Целью изобретения является повышение точности обеспечения ориентации колеса относительно режущего инструмента. сторонам зубьев с одновременной его регистрацией, корректируют угловое положение зубчатого колеса, повторна измеряют и регистрируют ирипуск, после чего определяют одновременно шлифуемые разноименные стороны зубьев колеса с одинаковым припуском и разность между наибольшим припуском и припуском этих сторон зубьев, в качестве параметра величины коррекции углового положения колеса выбирают полураэность минимальных припусков разноименных сторон зубьев.

На фиг. 1 изображена совмещенная диаграмма величины припусков по обеим сторонам зубьев контролируемого колеса до корректировки его углового положения относительно делительного диска; на фиг.2 — совмещенная диаграмма величины припусков после корректировки ега углового положения.

На фиг. 1 и 2 приняты следующие обозначения: С(— угловое положение впадин колеса, z — припуск под зубошлифование, мм; 1,2 — кривые распределения припуска соответственно по левой и правой сторонам зубьев;

В „„, z „ — соответственно" наименьший и наибольший припуск на эубашлифование; M — - угловое расстояние между одновременно шлифуемыми впадинами колеса; S — разность между наибольшим припуском па колесу и припускам одновременно шлифуемых разноименных сторон зубьев с одинаковым припускам; В, E — впадины с минимальным припуском; А — впадина, па которой производится первоначальная ориентация колеса относительно делительнога диска; М вЂ” впадина с наибольшим припуском после корректировки углового положения колеса; Б — разность минимальных припусков; С, D, П вЂ” наладочные впадины.

Способ контроля зубчатых колес перед зубошлифованием осуществляется следующим образом.

Контролируемое зубчатое колесо устанавливают с зазорам на посадочную поверхность планшайбы контрольного прибора (не показан), содержащего делительный механизм, механизм разворота планшайбы с зубчатым колесом относительного делительного диска и измерительную каретку с двумя измерительными блоками, состоящими иэ измерительного наконечника, от1147919 4 счетного устройства и датчика линейных перемещений, с расположением одной из его впадин в зоне измерения и предварительно закрепляют на планшайбе. Затем колесо выверяют при расфиксированном делительном диске по базовой поверхности с точностью, регламентируемой техническими условиями на операцию зубошлифования н окончательно закрепляют на планшайбе. 1б

После этого фиксируют делительный диск, вводят во впадину в зоне измерения измерительные наконечники и путем разворота планшайбы относительно делительного диска механизмом разворота нланшайбы Bhlp&BHHBBlot припуск по обеим сторонам этой впадины колеса по отсчетнаму устройству, одновременно регистрируя величину нрипуска на ленте регистрирующего прибора. Настройка отсчетного устройства измерительных блоков и пера регистрирующего прибора на нулевое положение производится по эталонному (прошлифованному на нижний предельный разрмер толщины зуба) зубчатому колесу. Подключаются датчики линейных перемещений к регистрирующему прибору поочередно.

Поэтому после измерения всех впадин З@ колеса на ленте регистрирующего прибора будет вычерчена совмещенная диаграмма распределения нрипуска левой и правой сторон зубьев контролируемого колеса (фиг. 1).

Как видно иэ диаграммы припуска, величина наименьшего прнпуска под шлифование z „„„ . отрицательная, . т..е. при данном угловом положении колеса на станке после зубошлифоваиия в секторе впадины Е на правых сторонах зубьев остаются черновины. По диаграмме припуска определяют разность

Ы минимальных припусков по левой (впадина В) и правой (впадина Е) сторонам зубьев (И 0,09 им) и

45 разворачивают планшайбу с контролируемым колесом относительно делительного диска в направлении стороны зубьев с наибольшим из минимальных припусков (левой) на величину полу$0 разности минимальных припусков, равную 0,045 мм. Величина разворота фиксируется по отсчетным устройствам измерительных блоков.

И

После корректировки углового положения контролируемого колеса повторно измеряют и регистрируют припуск по обеим сторонам его зубьев и строят новую совмещенную диаграмму распределения припуска па обеим сторонам зубьев колеса (фиг.2), на которой минимальные припуски ва впадинах В и Е будут выравнены и равны наименьшему припуску z ® .

По новой диаграмме припуска определяют наладочные впадины — впадины, имеющие одновременно шлифуемые разноименные стороны зубьев с одинаковым припуском, расположенные друг от друга на угловом расстоянии

M. Наладочные впадины и их одновременно обрабатываемые стороны зубьев с одинаковым припуском отмечают на зубчатом колесе.

При шлифовании левой рабочей поверхностью инструмента левых сторон зубьев колеса, а правой — правых сторон зубьев, в качестве наладочных впадин будут (фиг. 2): при обработке инструментом, расположенным в разных впадинах колеса — впадины С и D, прн расположении инструмента в одной впадине колеса — впадина П (M = О). Если на диаграмме припуска нет. одновременно шлифуемых разноименных сторон зубьев с одинаковым припуском, то в качестве наладочных выбирают впадины, имеющие одновременно шлифуемые разноименные стороны зубьев с наименьшим различием в припуске.

При ориентации зубчатого колеса по сторонам зубьев с равным припуском наладочных впадин относительно инструмента на зубошлифовальном станке достигается одновременное окончание удаления погрешностей от предшествующей обработки ко обеим сторонам зубьев колеса.

После выбора наладочных впадин определяют разность S между наибольшим припуском по колесу во впадине

И и припуском разноименных сторон зубьев с равным припуском наладочных впадин, равную или пропорциональную величине отвода режущего инструмента после ориентации по нему на станке разноименных сторон зубьев с одинаковым припуском наладочных впадин.

Отвод инструмента на величину S от сторон зубьев наладочных впадин предотвращает увеличение глубины .резания на первом проходе в секторах зубчатого венца с наибольшим припус комв

1147919

R ** К $

0, 0

Составитель В. Афонский

Редактор Т. Веселова Техред Т.Наточка Корректор О. Тигор

Заказ 1563/34 Тираж 651 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Аттестованное зубчатое колесо .устанавливают на зубошлифовальном . станке, выверяют по базовой поверхности, закрепляют и ориентируют по сторонам зубьев наладочных впадин от- 5 носительно режущего инструмента.

Затем отводят инструмент от сторон зубьев на величину R, вычисленную по формуле

30 где К - коэффициент, учитыйающий направление подачи инструмента на врезание (К = 1 — если подача производится в танген-. циальном направлении, К = 1J<,д, - если подача в радиальйом направлении к оси колеса, где об — угол профиля зуба по окружности измерения, град., град устанавливают заданную технологией подачу инструмента на врезание и шлифуют колесо по автоматическому циклу.

Использование изобретения обеспечивает уменьшение припуска, вероятности появления прижогов и черновин, что повыпает производительность и качество шлифованных колес с зубчатым венцом низкой точности.

Способ контроля зубчатых колес перед зубошлифованием Способ контроля зубчатых колес перед зубошлифованием Способ контроля зубчатых колес перед зубошлифованием Способ контроля зубчатых колес перед зубошлифованием 

 

Похожие патенты:
Наверх