Способ восстановления деталей типа крестовин карданного шарнира

 

1. СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТИПА КРЕСТОВИН КАРДАННОГО ШАРНИРА с шипами, выполненными с осевыми отверстиями, включающий увеличение наружного диаметра шипов путем их раздачи пуансоном с рабочей конической поверхностью и цилиндрическим пояском и последующую чистовую обработку наружной поверхности шипов, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем обеспечения одновременного увеличения наружного диаметра шипов и их длины, шипы крестовин предварительно обрабатывают до получения стенки толщиной t

СО1ОЭ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 В 23 Р 6 00 В 21 D 41 02

В(Е, 1, -,, П :

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ о (0 25 Оэ,7) 1а ° (21) 3708402/25-27 (22) 19.03.74 (46) 23.10.88. Бюл . У 39 (71) Институт сверхтвердых материалов АН УССР (72) А.М.Розенберг, О.А.Розенберг, В.В.Кривошея, Я,Б.Немировский, В.Н.Скалыга, Н.В.Молодык и Ю.Н.Даллакян (53) 621.774.72(088.8) (56) Розенберг О,A. Механика взаимодействия инструмента с изделием при деформирующем протягивании, Киев, Наукова думка, 1982, с. 7-8. (54)(SZ) 1. СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТИПА КРЕСТОВИН КАРДАННОГО ШАРНИРА с шипами, выполненными с осевыми отверс гиями, включающий увеличение наружного диаметра шипов путем их раздачи пуансоном с рабочей конической поверхностью и цилиндрическим

„„SU„„14 206 А пояском и последующую чистовую обработку наружной поверхности шипов, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем обеспечения одновременного увеличения наружного диаметра шипов и их длины, шипы крестовин предварительно обрабатывают до получения стенки толщиной где to — толщина стенки шипов;

d — внутренний диаметр шипов в исходном состоянии, а раздачу осуществляют пуансоном с углом наклона рабочей конической поо верхности a(= 6-12 и цилиндрическим пояском диаметром d = (1,01-1, 11) йо.

2. Способ по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что раздачу осуществляют в несколько переходов.

1148206

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ВОсстанОвлении изношенных или бракованных деталей трубчатой фОрмыу например для вОсстановления. размеров изношенных либо бракованных крестовин карданных шарниров с шипами, выполненными с осевыми отверстиями 10

Целью изобретения является расширение технологических возможностей путем обеспечения одновременного увеличения Наружного диаметра шипов и их длины. 1S

Па фиг. 1 представлена зависимость изменения Осевых размеров детали от угла наклона рабочей конической поверхности !!Уансона при раздаче детали „; !;„,jd =- 0,50 н степенью деформа- 20

« 1 -dа

-:-,;;;;и:---.--- = 0,050; на фиг. 2 — зави а симость изменения осевых ра.змеров детали От то!!шины стенки при раздаче пуансоном с углом Ы = 8 и степенью

О .! -d«! дРформацин ---- — = 0,050; Йч фиг.З а эависимостr. изменения осевых размеров

:,-!этажи О. суммарной степени деформас! --и J пи!! —: --- — -- нрн раздаче детали с 30

/- ., —.- 0 5 н несколь!«о переходов т..-.-ансо :> ...:: углом с = 8 при степени а д,ва- «Оа -чцИИ За ОцИН ПЕрЕХОд — — ——

= 0.„050; на фиг. 4 — схема восстанов35 а!«!!!ил размеров пипа крестовины„требуему!з толщину стенки которого достигают предварительным рассверливанием внутреннего Отверстия, на фиг. 5— схема восстанОвления размерОв шипа крестовины, требуемую толщину стенки ко-,оного достигают предварительным увеличением наружного диаметра.

Как показали эксперименты (фиг.1) только при использовании пуансона и угле наклона рабочей конической поО вРрхнос" ..÷ > =- 6 — 12 наблюдается удлин"".íF-.«! шипов крестовин, а во всех

ocòà JI,FIbII случаях — укорочение. Толщина стенки шипов также влияет на

50 изменение их Осевых размеров, как следует из фиг. 2, на которой предс:.авле!!О изменение осевых размеров шипов с различными толщинами стенок при раздаче пуансоном с углом а! =8 оО

Зависимость показывает, что в диапазоне толщин стенок tа/d а = 0,25-0,7, где t — толщина стенки шипов; d0— внутренний диаметр шипов в исходном состоянии, наблюдается удлинение шипов, во всех остальных случаях оно отсутствует. Наличие удлинения при одновременном увеличении наружного диаметра шипов наблюдается только при указанном сочетании значений углов а! и толщин стенок и объясняется следующим. При раздаче тонкостенных шипов с t.-/д (0,25 даже при всех значениях углов а!контактные давления в очаге деформации относительно невелики и не достигают величины критического контактного давления, приводящего к возникновению осевого течения материала в очаге деформации.

В связи с тем, что контактные давления при раздаче,таких шипов ниже критических, то толщина их стенки при этом изменяется незначительно ° Учитывая постоянство объема, соотношение t (0,25 do вызывает укорочение длины шипов. Увеличение толщины стенки приводит к росту контактных давлений в очаге деформации. В сочетании с укаэанным значением углов

=6-12 при деформировании шипов с толщиной стенки t /d а = 0,25 в зоне контакта возникают давления, дости-. гающие критической величины. В результате этого изменяется напряженнодеформированное состояние детали, начинается осевое течение материала, стенка детали существенно утоняется,что приводит к ее удлинению. Таким образом, появление удлинения прц одновременном увеличении наружного диаметра вызвано изменением напряженнодеформированного состояния детали, обусловленного достижением критических контактных давлений в очаге деформации. Этот случай является единственным из всех возможных видов деформированного состояния детали и выполняется только при одновременной реализации условий, указанных в формуле изобретения. Увеличение толщины стенки шипов выше указанного диапазона 0,7 dî изменяет напряженнодеформированное состояние детали и приводит к интенсификации осевого течения слоев материала, близлежащих к обрабатываемому отверстию. В результате замедляется увеличение наружного диаметра, а при t0/d о 0,9 никакой деформацией отверстия нельзя вызвать пластическое увеличение наружного диаметра. В этом случае, слой

1148206 металла, ближайший к обрабатываемому отверстию, вытекает на торец, в то время как основной объем материала из-за затухающего увеличения наружного диаметра практически не удлиняется.

При использовании пуансона с углом о 6 о контактные давления в очаге деформации недостаточны, чтобы вызвать удлинение шипов (фиг. 1). С увеличением угла о 12 резко возрастает осео вая сила, которая препятствует удлинению детали.

Эксперименты (фиг. 3) показали, что с увеличением суммарной деформаdn do ции отверстия ††--, осуществляемой

B несколько переходов ll — ым количеством пуансонов, наблюдается пропорциональный рост удлинения. Кроме того, удлинение экстремально зависит от

ds < о — Обработка экспериментальных

do данных позволила установить связь удлинения со степенью деформации при толщинах стенок в заявляемом диапа( зоне

1 d -do — 1 + ((520,8(- — — — )

1о dî

<1 «1о

+ 56,66(-- - — - ) — 0,53) (-2,16 х

"(to d о) 2 + 2 05 to do-0,38)3"

do х о

Данная зависимость получена экспериментальным путем и отражает сложную взаимосвязь параметров do, to do d,, d -d где d — диаметр цилиндричесН о 1 кого пояска пуансона в процессе напряженно-деформированного состояния, т.е. в процессе контакта пуансона с обрабатываемой деталью.

Из этой формулы методом итераций получены граничные условия для значений диаметра цилиндрического пояска и ., — (1 ° 0 1 - 1, «) . °

Указанное вьппе соотношение является еще одним необходимым условием для получения одновременного увеличения наружного диаметра шипов и их длины.

Способ осуществляется следующим образом. Для восстановления крестовины 1 карданного шарнира с шипами,вы10 полненными со сквозными осевыми отверстиями 2, шипы раздают пуансоном

3 с углом наклона рабочей конической поверхности (4) с = 6-12 и цилиндрическим пояском 5 с диаметром d >

= (1,01-1,11) 1о

При этом обязательным условием является соблюдение соотношения toledo

О, 25-0, 7. Если соотношение to/d о восстанавливаемой детали больше 0,7, то механической обработкой отверстия, например рассверливанием, добиваются требуемого соотношения. В том случае, когда to/d o (0,25, то увеличение требуемой толщины стенки шипа обеспе25 чивают установкой на шипе технологического стакана 6.

Пример. Восстанавливались крестовины карданного вала с шипами, имеющими толщину стенки t д = 0,83 и t = 0,22 Йо. Рассверливанием ото верстия шипа в одном случае и установкой технологического стакана в другом получали шипы толщиной стенки

05d .

Раздачу осуществляли в один переход пуансоном с углом наклона рабоо чей конической поверхности Ы = 8 и цилиндрическим пояском d, = 1,06 d, а в качестве смазки использовали

4 сульфофрезол.

В результате раздачи получали saданное увеличение длины шипов 1

1,0055 1 и наружного диаметра.

Параметры деталей в процессе восстановления приведены в таблице.

45 ° °

Использование данного способа при восстановлении деталей типа крестовин карданного вала обеспечивает одновременное увеличение наружного диа50 метра шипов и их длины.

1148206

Средние размеры деталей до раздачи

Режимы раздачи

Размеры деталей до раздачи о(D D d d

di с10 о

d о о о о

to toy

"од do< «1 о2

I группа деталей 0,05 8 32 32 12 16 10 8 0,5 0,5 1,0055 32,32

ХХ группа деталей 0,05 8 23 32 16 16 3,5 8 0,22 0,5 1,0055 23,51 где Оо о2

t/s, 009

12 ® м град

Put.f

f008

1004

doó 1о о

0 наружный диаметр шипов в исходном. состоянии; наружный диаметр шипов после предварительной обработки с целью заданного получения соотношения to u doi внутренний диаметр шипов в исходном состоянии; внутренний диаметр шипов после предварительной обработки; толщина стенки шипа в исходном состоянии; толщина стенки шипа после предварительной обработки; наружный диаметр шипов после раздачи.

01 0,3 0,5 0,7 фМо 0 f05 0,1 Nа" do

dy фиг. 2 Ùèñ. 3

1148206

Составитель

Редактор Н.Сильнягина Техред Л.Сердюкова

Корректор А.Обручар

Тираж 922 Подписное

В1!ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4896

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ восстановления деталей типа крестовин карданного шарнира Способ восстановления деталей типа крестовин карданного шарнира Способ восстановления деталей типа крестовин карданного шарнира Способ восстановления деталей типа крестовин карданного шарнира Способ восстановления деталей типа крестовин карданного шарнира 

 

Похожие патенты:
Наверх