Самонастраивающееся устройство автоматического направления движения трактора

 

САМОНАСТРАИВАЮЩЕЕСЯ УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА по авт. св. № 334935, отличающееся тем, что. с целью повышения качества автовождений, в него введена дополнительная цепь управления , содержащая импульсный элемент, состоящий из последовательно соединенных звена задержки и мультивибратора с органом подстройки длительности импульса, и сервопривод остановочного тормоза траКтюра , при этом вал органа подстройки введенного мультивибратора связан с валом шагового двигателя, вход звена задержки соединен с выходом трехпозиционного датчика , а выход мультивибратора - с входом сервопривода остановочного тормоза.

COlO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„Я0„„1148580 А

4(5!) А 01 В 6904

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, ::./1/

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 334935 (21) 3695976/30-15 (22) 09.12.83 (46) 07.04.85. Бюл. ¹ 13 (72) А. А. Черпак (53) 631.364 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР №. 334935, кл. А 01 В 69/04, 1970 (прототип). (54) (57) САМОНАСТРАИВАЮЩЕЕСЯ YCTPOPICTBO АВТОМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА по авт. св. № 334935, отличающееся тем, что, с целью повышения качества автовождения, в него введена дополнительная цепь управления, содержащая импульсный элемент, состоящий из последовательно соединенных звена задержки и мультивибратора с органом подстройки длительности импульса, и сервопривод остановочного тормоза трактора, при этом вал органа подстройки введенного мультивибратора связан с валом шагового двигателя, вход звена задержии соединен с выходом трехпозиционного датчика, а выход мультивибратора — с входом сервопривода остановочного тормоза.

1!48580

45

Ф

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к автовождению сельскохозяйственных агрегатов.

По основному авт. св. Юэ 334935 известно самонастраивающееся устройство автоматического направления движения трактора, содержащее контур управления, имеющий копирующий механизм, трехпозиционный датчик, импульснь1й элемент, связанный через двухпозиционный ключ с сервоприводом поворота, и контур регулирования, содержащий добавочный импульсный элемент, трехпозиционный анализатор и шаговый дви, гатель, вал которого соединен с подстроечной системой импульсного элемента контура управления 11).

Недостатком известного устройства является то, что в случае значительного уменьшения скорости управляемого поворота, поворот трактора за время управляющего воздействия остается недостаточным.

Цель изобретения — повышение качества а втовождения.

Посттвленная цель достигается тем, что в устройство введена дополнительная цепь управления, содержащая импульсный элемент, составленный из последовательно соединенных звена задержки и мультивибратора с органом подстройки длительности импульса, и сервопривод остановочного тормоза трактора, при этом вал органа подстройки введенного мультивибратора связан с валом шагового двигателя, вход звена задержки соединен с выходом трехпозиционного датчика, а выход мультивибратора— с входом сервопривода остановочного тормоза.

На фиг. 1 представлена структурная схе. ма предложенной системы вождения трактора для одного, борта трактора (для другого борта схема аналогична); на фиг. 2 — статические характеристики подстроечных органов импульсных элементов контура управления и дополнительной цепи; на фиг. 3— временные диаграммы управляющих импульсов импульсных элементов основного контура и дополнительной цепи для случая, когда дополнительная цепь включена в работу.

Самонастраивающееся устройство автоматического направления движения трактора состоит из контура управления, контура самонастройки и дополнительной цепи.

Контур управления предназначен для автоматического вождения трактора вдоль базовой линии. Он состоит из чувствительного элемента 1, датчика 2, импульсного элемента 3, ключа 4 и сервопривода 5 трактора 6 (фиг. 1). Чувствительный элемент 1 выполняется в виде механического копира, на оси

- которого располагается подвижный элемент датчика 2. Последний выполняется. в виде релейного преобразователя и выполняет роль включающего элемента для импульсно5

35 го элемента 3, выполненного в виде мультивибратора. Ключ 4 представляет собой двухпозиционный релейный элемент, он включается при поступлении с элемента 3 импульсного сигнала и пропускает импульс на сервопривод 5, который воздействует иа механизм поворота трактора — первый вход трактора. Сервопривод 5 состоит из гидроэлектрозолотника и гидроцилиндра.

Контур самонастройки предназначен для . подстройки импульсного элемента 3 основного контура. Он состоит из импульсного элемента 7, анализатора 8 и исполнительного элемента 9. Импульсный элемент 7 выполняется в виде преобразователя релейного сигнала в один импульсный сигнал с длительностью, достаточной для срабатывания элемента 9. Вход элемента 7 связан с выходом элемента 4, по которому поступает сигнал паузы между импульсами элемента 3, выход элемента 7 подается на анализатор 8. Анализатор 8 представляет собой трехпозиционное релейное устройство и имеет два входа, первый вход определяет положение цепей релейного устройства, а второй вход — импульсный сигнал элемента ?. Исполнительный элемент 9 выполняется в виде реверсивного шагового двигателя 9, на вход которого поступает сигнал с анализатора 8, а выходом является угол поворота вала движения. Вал двигателя связан с подстроечным органом элемента 3, например с осью потенциометра, от положения которой зависит длительность импульса элемента 3.

Дополнительная цепь предназначена для повышения угловой скорости поворота трактора в тех случаях, когда она становится недостаточной в контуре управления.

Дополнительная цепь состоит из импульсного элемента 10 и сервопривода 5. Импульсный элемент 10 выполняется в виде мультивибратора с звеном задержки на начало подачи импульса и имеет два входа: первый вход включает в работу элемент 10 (включающим элементом является датчик 2), второй вход — подстроечный орган выполняется аналогично подстроечному органу элемента 3, определяет длительность импульса элемента 10 и связан с валом элемента 9. Устройство сервопривода 11 аналогично устройству сервопривода 5. Выход импульсного элемента 10 соединен с входом сервопривода 11, выход сервопривода 11 .— с другим входом трактора, от которого зависит увеличение угловой скорости управляемого поворота трактора. Например, для тракторов с планетарным механизмом поворота сервопривод 5- соединен с механизмом тормоза планетарного механизма, а сервопривод ll — с механизмом остановочного тормоза. Для других конструкций механизмов поворота подключение сервоприводов 5 и ll производится по аналогии.

1148580

Подстроечный органы элементов 3 и 10 соединены с выходом элемента 9 таким образом, что статическая характеристика R (фиг. 2) .подстроечного органа элемента 10 смещена относительно статической характеристикии R, подстроечного органа элемента 3 в сторону больших значений выходного сигнала X s элемента 9.

Крутизна характеристик R, и R одинаковая.

Импульсный элемент 10 содержит звено задержки, обеспечивающее задержку начала импульса относительно момента определяемого сигналом датчика 2. В связи с этим начало управляющего импульса элемента 10, поступающего на сервопривод 11, .отстает (фнг. 3) от начала управляющего импульса Г элемента 3.

Импульсные элементы 3 и 10 имеют одинаковые коэффициенты передачи по длительности управляющих импульсов, т.е. при равных значениях R> и R значения им пульсов < и ® +1,", равны.

В связи с тем, что подстроечные органы элементов 3 и 10 соединены с выходом эле.мента 9 со смещением статических характеристик, длительность импульса элемента 3 всегда больше суммы Г",+% „"на величину Г".

Длительность времени запаздывания Г; выбирается из расчета обеспечения включения сначала сервопривода 5, а затем сервопривода 11. Величина E устанавливается путем смещения статических характеристик R u

R> из расчета отключения сначала сервопривода 11, затем сервопривода 5.

Принцип работы самонастраивающейся системы автоматического вождения с переменной структурой основан на увеличении выходного сигнала Х „„элемента 9 при сни9 женин угловой скорости поворота трактора, и, наоборот, уменьшении выходного сигнала Х выхэлемента 9 при увеличении угловой скорости поворота трактора.

Устройство работает следующим образом.. ,При нормальной скорости поворота трактора, например при достаточно большом усилии на крюке, система работает как самонастраивающаяся, так как величина отклонения выходного сигнала Х „„ исполнитель9 ного элемента 9 невелика, и поэтому изменения Х, (фиг. 2) приводят к изменению только длительности импульса 1 элемента 3.

Таким образом, дополнительная цепь управления остается .отключеннои.

По мере уменьшения угловой скорости поворота трактора, например, за счет уменьшения крюкового усилия или увеличения момента сопротивления повороту трактора происходит увеличение выходного сигнала Х „„элемента 9 за счет срабатывания контура самонастройки, и когда величина

55 тора повышается, так как его отклонение от базовой линии уменьшаются. его возрастет до такой степени, что длительность импульса, элемента 10 станет больше времени запаздывания 1", в работу подключается сервопривод 11, который начинает воздействовать на остановочный тормоз (другой вход), увеличивая угловую скорость поворота трактора. Трактор в этом случае начинает управляться контуром управления и дополнительной цепью управления. Происходит изменение структуры системы автоматического вождения. Включение дополнительной цепи в работу приводит к возрастанию скорости управляемого поворота трактора, возрастает быстродействие системы и отклонения трактора от базовой линии уменьшаются быстрее по сравнению с его автоматическим вождением только контуром управления.

После того, как дополнительная цепь управления включена в работу, в случае значительного увеличения угловой скорости поворота трактора за счет изменения внешних условий, например, в результате возрастания нагрузки на крюке или уменьшении сопротивления момента поворота трактора за счет срабатывания контура самонастройки выходная величина Х ъц, элемента 9 начинает уменьшаться, уменьшая при этом величину длительности сигналов элементов 3 и 10. В связи с тем, что характеристика R„,смещена относительно К, (фиг. 2) в сторону больших значений выход

30 ной величины Х, „„элемента 9, в определенный момент времени длительность управляющего импульса 1 „ дополнительной цепи станет равной нулю, дополнительная цепь отключается, и трактор опять управляется только контуром управления.

8 связи с тем, что выход элемента 9 постоянно связан .с элементами 3 и 10, самонастройка системы происходит непрерывно при отключенном и включенном состояни;х дополнительной цепи. Таким образом реа4О лнзуются принципы самонастройки системы н переменной структуры.

При работе дополнительной цепи управления соблюдается очередность включения сначала сервопривода 5 контура управления, а затем сервопрнвода 11 дополнительной

45 цепи, и очередность их отключения; сначала сервопривода 11 дополнительной цепи, а затем сервопривода 5 контура управления.

В результате того, что угловая скорость управляемого поворота трактора поддерживается дополнительной цепью на достаточно высоком уровне, а контур самонастройки выдерживает определенную длительность управляющих импульсов как при отключенной, так и включенной дополнительной цепи, качество автоматичеокого вождения тракll48580

Составитель Б. Кузьмич

Редактор Л. Зайцева Техред И. Верес Корректор А. Тяско

Заказ l 759/I Тираж 743 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l 13035, Москва, Ж вЂ” 35," Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Самонастраивающееся устройство автоматического направления движения трактора Самонастраивающееся устройство автоматического направления движения трактора Самонастраивающееся устройство автоматического направления движения трактора Самонастраивающееся устройство автоматического направления движения трактора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к средствам автоматизации процессов в сооружениях защищенного грунта

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к устройствам для автоматического вождения машинно-тракторных агрегатов

Изобретение относится к устройству и способу для распознавания границ обработки или задающих величин, которые подвергают численной обработке для автоматического управления движением по курсу вдоль этих задающих величин

Изобретение относится к области автоматического вождения сельскохозяйственных мобильных агрегатов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, предназначено для информационного контроля заданной глубины обработки почвы

Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано для автоматического вождения агрегата в междурядьях пропашных культур при капельном орошении
Наверх