Устройство для управления двухдвигательным электроприводом

 

„„SU „„1149361

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧ ЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

4(51) Н 02 P 1/56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВЪ м, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbfTHA (2,1) 3569590/24-07 (22) 30.03.83 (46) 07.04.85. Бюл. 13 (72) В.С.Боев .и В.А.Воронин (53) 621,316. 937 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Ф 399928, кл. Н 02 Р 1/56, 1970.

2. Ключев В.И., Терехов В.И.

Электропривод и автоматизация общепромышленных механизмов. И., "Энергия", 1980, с. 330-331. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ДВУХДВИГАТЕЛЬНЫИ ЗЛЕЕТРОПРИВОДОИ, содержащее .два контактора, силовые контакты которых подключены между выводами статорной обмотки соответствующего электродвигателя и зажимами для подключения питакяцей сети, два промежуточных реле, реле времени, командоаппарат и переключатель, одни выводы обмоток контакторов промежуточньи.реле и.реле времени подключены к нулевой шине, другой вывод обмотки первого контактора подключен к одному из зажимов первого эамыкаищего контакта первого промежуточного реле, другой вывод обмотки второго контактора подключен к. одному иэ зажимов второго замыкающего контакта первого промежуточного реле, другой вывод обмотки первого промежуточного реле через командоали

:подключен к точке соединения одних эажжов .первого и второго контактов переключателя, другой вывод обмотки второго промежуточного реле подключен х одному из зажимов замыкающего контакта реле времени, о т л и ч а ющ .е е с я тем,что, с целью повышения надежности, в него введены две группы диодов по три диода в каждой, аноды диодов каждой группы подключе ны к соответствующим зажимам для подключения питающей сети первого и второго электродвигателей, катоды указанных диодов объединены и подключены к точке соединения других зажимов первого и второго контактов переключателя, другой зажим первого замыкающего контакта первого проме жуточного реле через последовательно соединенные третий замыкающий контакт первого промежуточного реле и третий контакт переключателя подключен к зажиму для подключения питающей сети первого электродвигателя, третий замыкакиций контакт первого промежуточного реле и последователь" но соединенный с ним третий контакт переключателя зашунтированы последо- вательно соединенными четвертым замыкающим контактом переключателя и первым раэмыкающим контактом второго промежуточного реле другой зажим второго замыкающего контакта пер\ вого промежуточного реле через последовательно соединенные четвертый замыкающий контакт первого ® промежуточного реле и пятый контакт переключателя подключен к зажиму для: подключения питающей сети второго электродвигателя, пятый контакт переключателя и последовательно соединенный с ним .четвертый замыкающий контакт первого промежуточного реле зашунтированы последовательно соединенными шестым контактом переключателя и. вторым размыкающим контак" том второго промежуточного реле, другой вывод обмотки реле времени

11 9361 через последовательно соединенные размыкающие блок-контакты первого и второго контакторов соединен с другим зажимом замыкающего контакта реле времени и с точкой соединеИзобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов, например в электроприводе насосов, вентиляторов, в котором необходимо обеспечение взаимного резервирования из-за недопустимости перерыва в их работе.

Известно устройство для управления двухдвигательным электроприводом, содержащее контакторы, контакты которых включены к обмотке:. стато:ров электродвигателей, два реле . времени, контакты которых включены последовательно и подключены параллельно кнопке управления и замыкающему контакту контактора, причем катушка первого реле времени подключена к источнику питания, а катушка второго, реле времени подключена к источнику питания через замыкающий контакт. первого реле времени $1).

Недостатком этого устройства является низкая надежность работы изза отсутствия возможности бесперебойного питания электропотребителей при длительном перерыве электроснабжения, так как в этом случае происходит отключение электродвигателей и соответственно простой техноЛогического оборудования до восстановления системы электропитания.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для управления двухдвигательным электронриводом, содержащее два контактора, силовые контакты которых ..подключены между выВодами статорной обмотки соответствующего электродвигателя и зажимами для подключения питакщей сети, два промежуточных реле, реле времени, командоаппарат и переключатель, одни выводы обмотох промежуточных реле и реле ния вывода обмотки первого промежуточного реле с командоаппаратом, замыкающий контакт реле времени зашунтирован замыкающим контактом вуорого промежуточного реле. времени подключены к нулевой шине, другой вывод обмотки первого контактора подключен к одному из зажимов первого замыкающего контакта перво5 ro промежуточного реле, другой вывод обмотки второго контактора подключен к одному из зажимов второго замыкающего контакта первого промежуточного реле, другой вывод обмот1О ки первого промежуточного реле через командоаппарат подключен к точке соеДинения одних зажимов первого и второго контактов переключателя, другой вывод обмотки второго промежуточ15 ного реле подключен к одному из зажимов замыкающего контакта реле времени (2 1.

Недостатком известного устройства является сложность системы пере20 ключения электродвигателей на резервное питание из-за того, что необходим дополнительный контактор с замыкающими или размыкающими контактами, что приводит к дополнитель25 ным. затратам на приобретение этого аппарата и на производство электромонтажных работ.

Низкая надежность работы устройЗ0 ства вызвана тем, что контакты контактора включения резерва соединены с фазами двух источников питания и в момент переключения контактов, например, при подаче питания на две системы шин, может возникнуть пере35 крытие этих контактов по дуге, что приведет к короткому замыканию и соответственно к выходу из строя электрооборудования. Переключение

40 контактов с ocHoBHQI о источника GH тания на резервный происходит с перерывом питания .цепей управления электродвигателями, что приводит к их отключению, так как время бестоковой паузы при переключении соизме-. римо со временем отключения реле

1149361 4 I0

Целью изобретения является повышение надежности устройства.

Указанная цель достигается тем, что в устройство для управления двухдвигательным электроприводом, со держащее два контактора, силовые контакты которых подключены между выводами статорной обмотки соответствующего электродвигателя и зажимами для подключения питающей сети, два промежуточных реле, реле времени, командоаппарат и переключатель, одни выводы обмоток контакторов, промежуточных реле и реле времени подключены к нулевой шине, другой вывод обмотки первого контактора подключен к одному из зажимов первого замыкающего контакта первого промежуточного реле, другой вывод обмотки второго контактора подключен к одному из зажимов второго замыкающего контакта

- первого промежуточного реле, другой вывод обмотки первого промежуточного реле через командоаппарат подключен к точке соединения одних за- З жимов первого и второго контактов переключателя, другой вывод обмотки второго промежуточного реле подключен к одному из зажимов замыканицего контакта реле времени, введены две группы диодов по три диода в каждой, аноды диодов каждой группы подключены к соответствующим зажимам для подключения питающей сети первого и второго электродвигателей, катоды указанных дкодов объединены и подключены к точке соединенич других зажимов первого и второго контактов переключателя, другой зажим первого замыкающего контакта первого проме-, жуточного реле через последовательно соединенные третий замыкающий контакт первого промежуточного реле и третий контакт переключатеЛя.подключен к зажиму для подключения питаиицей сети первого электродвига; теля, третий замыкающий контакт пер вого промежуточного реле и последо15

40 электродвигателя 5 и 6 и зажимами ключатель 11, одни выводы обмоток

45 - контакторов 1 и 2, промежуточных ключен к одному из зажимов первого

50 замыкающего контакта 13 первого

3 системы управления. Поэтому необходимо содержать дежурный персонал для включения электродвигателей.

При возникновении короткого замыкания на шинах ввода контактора включения резерва .отключаются оба источника питания и соответственно обесточиваются электродвигатели, отсутствует выбор рабочей и резервной линии питания. вательно соединенный с ним третий контакт переключателя зашунтированы последовательно соединенными четвертым замыкающим контактом переключателя и первым размыкакицим контактом второго промежуточного реле, другой зажим второго замыкающего контакта первого промежуточного реле через последовательно соединенные четвертый замыкающий контакт первого промежуточного реле и пятый контакт переключателя подключен к зажиму для подключения питакицей сети второго электродвигателя, пятый контакт переключателя и последовательно соединенный с ним четвертый замыкающий контакт первого промежуточного реле зашунтированы последовательно соединенными шестым контактом переключателя и вторым размыкающим контак.том второго промежуточного реле, другой вывод обмотки реле времени через последовательно соединенные размыкающие блок-контакты первого и второго контакторов соединен с другим зажимом замыкающего контакта реле времени и с точкой соединения вывода обмотки первого промежуточного реле с командоаппаратом, замыкающий контакт реле времени зашунтирован замыкающим контактом второго промежуточного реле.

На чертеже приведена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит два контактора 1 и 2, силовые контакты 3 и 4 которых подключены между выводами статорной обмотки соответствукицего для подключения литаиицей сети, два промежуточных реле .7 и 8, реле 9 времени, командоаппарат 10 и перереле 7 и 8 и реле 9 времени подключены к нулевой шине 12, другой вывод обмотки первого контактора 1 подпромежуточного реле 7, другой вывод обмотки второго контактора ? под,ключен к одному из зажимов второго замыкающего контакта 14 первого промежуточного реле 7, другой вывод обмотки первого промежуточного реле 7 через командоаппарат 10 подклюI чен к точке соединения одних зажи1149361

20

40

45 мов первого и второго контактов

15 и 16 переключателя 11, другой вывод обмотки второго промежуточного реле 8 подключен к одному из зажимов щамыкающего контакта 17 реле 9 времени, две группы 18 и. 19 диодов по три диода в каждой, аноды диодов каждой группы 18 и 19 подключе ны к соответствующим зажимам для подключения питающей сети первого и второго электродвигателей 5 и 6, катоды указанных диодов объединены и подключены к точке соединения других зажимов первого и второго контактов 15 и 16 переключателя 11, другой зажим первого. замыкающего контакта 13 первого промежуточного реле 7 через последовательно соединенные третий замыкающий контакт

20 первого промежуточного реле 7 и третий контакт 21 переключателя 11 подключен к зажиму для подключения питающей сети первого электродвигателя 5, третий замыкающий контакт

20 первого промежуточного реле 7 и последовательно соединенный с ним третий контакт 21 переключателя 11 эашунтированы последовательно соединеннымн четвертым замыкающим контактом 22 переключателя 11 и первым разм1кающим контактом 23 второго промежуточного реле 8, другой зажим второго замыкающего контакта 14 первого промежуточного реле 7 через последовательно соединенные четвертый замыкающий контакт 24 первого промежуточного реле 7 и пятый контакт 25 переключателя 11 подключен к зажиму для подключения питающей сети второго электродвигателя 6, пятый контакт 25 переключателя 11 и последовательно соединенный с ним четвертый замыкающий контакт 24 первого промежуточного реле 7 зашунтированы последовательно соединенными шестью контактом 26 переключателя

11 и.вторым размйкающим контакгом

- 27 второго промежуточного реле 8, другой вывод обмотки реле 9 времени через последовательно соединенные размыкающие блок-контакты 28 и 29 первого и второго контакторов 1 и 2 соединен с другим зажимом замыкающего контакта 17 реле 9 времени и с точкой соединения вывода обмотки первого промежуточного реле 7 с камандоаппаратом 10, замыкающий контакт

17 реле 9 времени зашуитирован замыкающим контактом 30 второго проме— жуточного реле 8.

Устройство также может содержать контакт 31 технологического датчика, включенного последовательно с катушкой 3? третьего промежуточного реле, контакты 33 которого включены последовательно с обмоткой реле 9 времени. !

Устройство работает следующим образом.

В среднем положении переключателя 11 обмотки контакторов 1 и 2 и обмотки реле 7-9 отключены, соответственно электродвигатели 5 и 6 также отключены. После перевода переключателя 11, например, в левое положение и нажатии на кнопку Пуск командоаппарата 10 включается первое промежуточное .реле 7 по цепи: диоды 18 и 19, переключатель 11, командоаппарат 10, обмотка первого промежуточного реле 7. Контакты 13 и 14 реле 7 замыкаются и контактор 6 включается по цепи: переключатель

11, контакт 27 второго реле 8, замыкающий контакт 14 первого реле 7, обмотка контактора 6. Контакты 4 этого контактора замыкаются и электродвигатель 6 подключается к источнику питания ° Электродвигатель 5 остается отключенным и находится в резерве. При отключении электродвигателя 6 в результате отключения питания пли при неисправности (в результате срабатывания защиты электродвигателя) контактор 2 отключается, так как теряет питание его обмотка.

Включается реле 9 времени по цепи: переключатель 11, командоаппарат 10, блок-контакты 28 и 29, обмотка реле

9 времени, контакт 17 которого замыкает цепь питания обмотки второго реле 8. Второе реле 8 переключает свои контакты 15,. 16 н 30 и поэтому получает питание обмотка контактора

1 по цепи: переключатель 11, контакт

20, контакт 13 первого реле 7. Включаетея.электродвигатель 5. Отключение электродвигателя осуществляется нажатием кнопки "Стоп" камандоаппарата 10. Перевод электродвигателя 6 в резервное положение осуществляется переключателем 11.

Таким образом, осуществляется asтоматическое включение резервного электродвигателя при нарушении его

1149361

Составитель В.Анешечкин

Техред ЖЛастелевич Корректор А Обручар

Редактор О.Черниченко

Заказ 1914/40 . Тираж 646 Подписное

ВНИЙНИ Государственного комитета СССР по делам изобретений .и открытий

113035, Иосква, В-35 ° Раушская наб., д. 4/5

Филиал НПП "Патент" ° г. Ужгород, ул. Проектная, 4

7 электропитания без дополнительного контактора включения резерва с исключением отключения напряжения в цепи управления. релейных элементов, что приводит к повышению надежности работы устройства.

Устройство для управления двухдвигательным электроприводом Устройство для управления двухдвигательным электроприводом Устройство для управления двухдвигательным электроприводом Устройство для управления двухдвигательным электроприводом Устройство для управления двухдвигательным электроприводом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для регулирования работы вспомогательного привода (ВП) транспортных средств в аварийных режимах, получающих питание от источника постоянного или переменного тока, состоящего, преимущественно, из нескольких преобразователей собственных нужд (ПСН), в условиях изменяющейся нагрузки ВП, способной превысить предельно допустимые значения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различных механизмов, требующих взаимного резервирования электродвигателей из-за недопустимости перерыва в работе

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различных механизмов, требующих взаимного резервирования электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различных механизмов, когда требуется взаимное резервирование электродвигателей для обеспечения непрерывной работы

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях промышленности, машиностроении, коммунальном хозяйстве и в иных отраслях народного хозяйства для автоматизации плавного пуска высоковольтных электродвигателей (мощностью до десятков МВт) напряжением 6-10 кВ. Техническим результатом является увеличение надежности работы всей схемы за счет обеспечения возможности запуска основного высоковольтного асинхронного электродвигателя напрямую от сети при выходе из строя низковольтного трехфазного регулятора напряжения (НТРН); оптимальное задание динамики разгона и регулирование частоты вращения основного высоковольтного асинхронного электродвигателя (ВАД), что повышает качество переходных процессов и процессов пуска основного ВАД; обеспечение минимума электромагнитных потерь в основном ВАД. Устройство адаптивного управления плавным пуском высоковольтных электроприводов содержит выключатели и шину питания, участки кабельных линий, высоковольтные асинхронные электродвигатели - резервный и основной. В устройство дополнительно введены основная линия автоматизации с дополнительными коммутационными аппаратами (контакторы и выключатели), понижающим и повышающим трансформаторами для согласования высокого напряжения (6 кВ) и низкого напряжения питания (0,4 кВ), низковольтный трехфазный регулятор напряжения, резервный участок кабельной линии с выключателем, контактором и магнитным пускателем, для запуска основного ВАД при выходе из строя НТРН, а для задания динамики разгона основного ВАД и регулирования частоты его вращения введены датчики частоты вращения, напряжения и тока статора и сумматор в цепи обратной связи и предусмотрен режим плавного пуска основного высоковольтного асинхронного электродвигателя. Система интеллектуально-фазового управления (СИФУ) получает информацию с датчиков частоты вращения, напряжения и тока статора и управляет основным (ВАД) по минимуму в нем электромагнитных потерь, что обеспечивает минимизацию потребляемой электроэнергии в переходных режимах и процессах пуска. 1 ил.:
Наверх