Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей

 

1. АМОРТИЗИРУЮЩИЙ ТОРСИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ДИСКОВ МУФТ СЦЕШ15НИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, содержащий два вращающихся корпусных элемента, установленных соосно с зазором и связанных друг с другом с возможностью ограниченного относительного углового пе1 емещения посредством расположенных в зазоре по окружности по меньшей мере двух упругих . элементов, по меньшей мере один из которых выполнен в виде пластины с ножкой, связанной с одним корпусным элементом в виДе ступицы и консольным упругим рычагом, вьшолненным :по ргСдиусу с возможностью взаимодействия с другим корпусным элементом, отличающийся тем, что, с целью повьппения надежности работы за счет изменения жесткости упругих элементов под действием передаваемого крутящего момента, конец рычага вьтолнен с выступом в виде заплечика, расположенного свободно с зазором относительно выступа, выполненного на ответном корпусном элементе, 2.Механизм по п. 1, о т л и ч ающи и с я тем, что выступ на конце рычага выполнен в форме крючка, ориентированного наружу. 3.Механизм по пп. 1 и 2, о т л ичающийся тем, что рычаг выполнен в форме спирали. 4.Механизм по itn. 1-3, отличающийся тем, что упругий элемент в виде пластины вьтолнен с двумя рычагами, расположенными по обе стороны от ножки. 5.Механизм по п. 4, отлича (П ющийся тем, что рычаги направлены выступами в противоположные стороны от ножки. 6.Механизм по п. 4, отличающийся тем, что оба рычага выполнены в форме спирали. 7.Механизм по п. 1, о т л и ч аю щ и и с я тем, что пластинчатый Й1 упругий элемент выполнен в виде шай:Ад бы с центральной прорезью, которая X) образует опорную поверхность и ра(И1; ально выступающую ножку, и с наружN ной прорезью, которая образует рычаг-.. 8.Механизм по п. 7, отличающийся тем, что шайба выпопнема разрезной, 9.Механизм по п. 7, отличаю . щ и и с я тем, что в шайбе, в зоне между основаниями рычагов и ножки, выполнено отверстие. ЛО, Механизм по п. 7, о т л и ч аю щ И и с я тем, что центральная про

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4<», Р 16 и 13/64

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ХК) ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3390755/25-27 (22) 03.02.82 (31) 8102110 (32) 04. 02.81 (33) Франция (46) 30.04,85. Бюл. ¹- 16 (72) Пьер Луазо (Франция) (71) Валео (Франция) (53) 621т825. 54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 614263, кл. F 16 D 13/64, 1976.

Авторское свидетельство СССР № 903614, кл. F 16 D 13/64, 1980.

Патент Франции ¹ 2309729, :кл. F 16 D 13/64, 1976.

Патент США № 2114247,кл.192-106.1, 1938. (54) (57) 1. АМОРТИЗИРУНМЦИЙ ТОРСИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ

ДИСКОВ МУФТ СЦЕНЛ НИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, содержащий два вращающихся корпусных элемента, установленных соосно с зазором и связанных друг с другом с возможностью ограниченного относительного углового перемещения посредством расположенных в зазоре по окружности по меньшей мере двух упругих :. элементов, по меньшей мере один из которых выполнен в виде пластины с ножкой, связанной с одним корпусным элементом в виДе ступицы и консольнья упругим рычагом, выполненным. по радиусу с возможностью взаимодействия с.другим корпусным элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы за счет изменения жесткости упругих элементов под действием передаваемого крутящего момента, конец рычага

„„su„„ a выполнен с выступом в виде заплечика, расположенного свободно с зазором относительно выступа, выполненного на ответном корпусном элементе, 2. Механизм по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что выступ на конце рычага выполнен в форме крючка, ориентированного наружу.

3. Механизм по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что рычаг выполнен в форме спирали.

4. Механизм по пп. 1-3, о т л ич а ю шийся тем, что упругий элемент в виде пластины выполнен с двумя рычагами, расположенными по обе стороны от ножки.

5. Механизм по п. 4, о т л и ч аю щ и и с я тем, что рычаги направлены выступами в противоположные стороны от ножки. б. Механизм по п. 4, о т л и ч аю шийся тем, что оба рычага выПолнены в форме спирали, 7. Механизм по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что пластинчатый упругий элемент выполнен в виде шайбы с центральной прорезью, которая образует опорную поверхность и радиально выступающую ножку, и с наружной прорезью, которая образует рычаг„

8. Механизм по п. 7, о т л и ч аю шийся тем, что шайба выполнена разрезной. 3»

9. Механизм по п. 7, о т л и ч аю шийся тем, что в шайбе, в зоне между основаниями рычагов и ножки, выполнено отверстие. ,10. Механизм по и. 7, о т л и ч аю шийся тем, что центральная про1153842 резь шайбы образует дааметрально расположенные ножки разной высоты.

11. Механизм по пп. 1-7, о т л ич а ю шийся тем, что второй упруИзобретение относится к машиностроению, в частности к транспортному машиностроению, и может быть использовано в конструкциях фрикционных муфт сцепления автомобилей. 5

Целью изобретения является повышение надежности работы за счет изменения жесткости упругих элементов под действием передаваемого крутящего момента.

Надежность достигается наличием между корпусными элементами диска и ступицы по меньшей мере двух упругих элементов, один из которых выполнен в виде пластины с ножкой, связанной 15 с одним из корпусных элементов, и упругим консольно-радиусным рычагом, конец которого выполнен с выступом в виде заплечика для взаимодействия с выступом, выполненным на другом корпусном элементе.

На фиг. 1 изображен амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей, разрез; на фиг. 2 и 3 — раз- 25 резы соответственно А-A и Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — ступица, разрез, на фиг. 5 и 6 — сечение В-В на фиг.4, варианты формы .ступицы, на фиг.7-12— варианты формы выполнения упругого З(} элемента в виде пластины; на фиг.13— упругий элемент в виде кольцевой пружиньц на фиг. 14 — упругий элемент в виде пластины с фрикционным элементом; на фиг. 15 - сечение Г-Г на фиг. 7; на фиг. 16 — сечение D D на . фиг. 14; на фиг. 17 — вид Е на фиг.12.

Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей в представленном виде содержит корпусной элемент в виде трубчатой ступицы 1 и корпусной элемент в виде кожуха 2, которые соединяются соответственно с ведомым и ведущим валами (не по- 45 казаны). Между ступицей 1 и кожухом гий элемент выполнен в виде кольцевой пружины, один конец которой жестко соединен с одним корпусным элементом, а второй - с другим.

2 установлены вкладьппи 3. Кожух 2 образован двумя тарелками 4 и 5, вставленными друг в друга кромками 6 и 7, соединенными сваркой. На тарелке 4 заклепками 8 прикреплен фрикционный диск 9, а в кромке 6 сделаны две пары диаметрально расположенных выступов 10 и 11 в виде лапок,c вырубленных и отогнутых внутрь кожу ха 2 в противоположные по окружности стороны.

Трубчатая ступица 1 выполнена с внутренней поверхностью шлицевой

12 или овальной 13 формы для соединения с ведомым валом, а на наружной поверхности с диаметрально противоположными прорезями 14 для соединения с упругими элементами 15-17.

Упругие элементы в вариантах на фиг. 7-12 и 15, 17 представляют со-. бой пластины 18 в виде шайб, выполненные с центральными прорезями 19, образующими опорные поверхности, и одной или двумя радиально выступающими ножками 20 и 21 в форме трапеции или шлицы 22, а также с наружными прорезями 23, образующими один или два упругих консольно-радиусных рычага 24 и 25 с выступами 26 на концах в виде заплечиков в форме крючков, ориентированных наружу.

Пластины 18 могут быть выполнены с двумя рычагами 24 и 25, расположенными по обе стороны от ножки 20 и направленными выступами 26 в противоположные стороны от ножки 20, или с двумя рычагами 24 и 25, направленными выступами 26 в одну сторону относительно шлицев 22.

° Для улучшения упругости один или оба рычага 24 и 25 могут быть выполнены в форме спирали. Пластины 18 в виде шайб могут быть выполнены с центральной прорезью 19 в форме, образующей диаметрально расположенные ножки 20 и 21 разной высоты или раз1 !53842 резной, а также (для улучшения упругости) с треугольными отверстиями 27 в зоне между основаниями рычагов 24 и 25 и ножками 20.

Вторые упругие элементы 16 выпол- 5 иены в виде кольцевых пружин с концами в форме ножек 28 и крючков 29.

Упругие элементы 17 выполнены в виде пластин с ножками 30 трапецеидальной формы и с наружными прорезя- 10 ми 31 и 32, образующими S-образные упругие консольно-радиусные рычаги 33 на концах с выступами 34, оснащенными фрикционньми элементами 35.

Механизм содержит четыре упругих элемента 15 в виде установленных попарно пластин 18 различной толщины, два упругих элемента 16 в виде кольцевых пружин и два упругих элемента

17 в виде пластин с фрикционными эле- 2 ментами 35, которые установлены ножками 20, 21, 28 и 30 в прорезях ступицы 14 диаметрально противоположно друг другу, при этом крючки 29 упругих элементов 16 зацеплены с выступами 10 и 11 кожуха 2, а выполненные в виде заплечиков выступы 26 на ры-. чагах 24 и 25 упругих элементов 15 расположены свободно с зазором относительно выступов. 10 и 11 кожуха 2.М

Амортизирующий торсионный механизм ,преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей работает следующим образом.

Когда кожух 2 приводится во вращении в направлении (фиг. 2,3) например, против часовой стрелки, что соответствует работе в тяговом режиме, вначале вступает в действие один упругий элемент 16 в виде кольцевой пружины, а затем, когда выступы

10 и 11 кожуха 2 входят в зацепление с выступами 26 упругих элементов 15 в виде пластин 18, их усилия добавляются к усилиям упругих элементов 16. Одновременно вступают во взаимодействие с кромками 6 кожуха 2 чувствительные к воздействию центробежных сил фрикционные элементы 35, закрепленные на упругих элементах 17.

При работе в обратном режиме угловое отклонение между вращающимися частями изменяется на противоположное и имеет место процесс, аналогичный описанному, причем сначала .в действие вступает другой упругий элемент 16 в виде кольцевой пружины.

В сравнении с известными устройствами подобного назначения, прототи". пом и базовым объектом данное устройство имеет относительно небольшую жесткость при малых величинах вращающего момента, чем обеспечивается хорошее поглощение шумов от мертвой точки до остановки, а с другой стороны обладает возможностью увеличивать жесткость при более значительных величинах вращающего момента.

Кроме того, данное устройство характеризуетси компактностью и удобством монтажа - демонтажа.

2

3 153842 рие. д

l153842

Zf 15 7В

Фиг. 11

Фиг.14

8оо Е. 6Риг.17

Жиг. 13

/-Г

ВНИИПИ Заказ 2543/45 Тираж 898 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4

ЗХ

ЗФ

Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных и тормозных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент и эксплуатирующимся в различных фрикционных узлах

Изобретение относится к фрикционным изделиям, имеющим кольцевую форму и эксплуатирующимся под воздействием значительных крутящих моментов
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники, железнодорожного транспорта, машин и оборудования, муфтах сцеплений
Изобретение относится к фрикционным изделиям, преимущественно безасбестовым, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах

Изобретение относится к высокотемпературным композиционным материалам, полученным инфильтрацией газовой фазы химического вещества и осаждением матрицы связующего материала в пористой структуре
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Наверх