Устройство управления фрикционами коробки передач

 

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОНАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, содержащее основной гидронасос, соединенный гидролиниями через переливной и предохранительные клапаны с гидробаком и через распределитель - с исполнительными гидроцилиндрами фрикционов, а также кинематически связанный через планетарную передачу с дополнительным гидронасосом, гидравлически соединенным с гидробаком через задающий переливной клапан, содер- -t--- ;a;jja| жащий корпус с перегородкой, разделяющей последний на две полости, в одной из которых размещен поршень клапана, а в другой-. поршень MexaFffl3Ma включения, щток которого кинематически связан с рычагом переключения передач, при этом шток порщня клапана размещен в отверстии перегородки и через пружину связан с поршнем механизма включения, датчик загрузки двигателя , подвижный элемент которого связан с органом управления подачей топлива, отличающееся тем, что, с целью повышения КПД один конец щтока поршня задающего переливного клапана подпружинен относительно порщня последнего, а между другим концом, выполненным с буртом, и перегородкой установлен ползун, кинематически связанный о S с подвижным элементом датчика загрузки двигателя, причем сопрягаемые поверхнос (Л ти перегородки и ползуна выполнены под углом к продольной оси корпуса. СП 4 (Х

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

4(50 В 60 41 06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ чача,в ., 12 (21) 3635369/27-11 (22) 19.08.83 (46) 07.05.85. Бюл. № 17 (72) А. М. Статкевич, Г. А. Та яновский, В. Ф. Чабан и В. С. Чешуи (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 629 — 113,585 — 52 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1065258, кл. В 60 К 41/06, 1983. (54) (57) УСТРОЛСТВО УПРАВЛЕНИЯ

ФРИКЦИОНАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, содержащее основной гидронасос, соединенный гидролиниями через переливной и предохранительные клапаны с гидробаком и через распределитель — с исполнительными гидроцилиндрами фрикционов, а также кинематически связанный через планетарную передачу с дополнительным гидронасосом, гидравлически соединенным с гидробаком через задающий переливной клапан, содер„„SU„„1154119 А жащий корпус с перегородкой, разделяющей последний на две полости, в одной из которых размещен поршень клапана, а в другой -, поршень механизма включения, шток которого кинематически связан с рычагом переключения передач, при этом шток поршня клапана размещен в отверстии перегородки и через пружину связан с поршнем механизма включения, датчик загрузки двигателя, подвижный элемент которого связан с органом управления подачеи топлива, отличающееся тем, что, с целью поныц)ения КПД один конец )нтока поршня задающего переливного клапана подпружииен относительно поршня последнего, а между другим концом, выполненным с буртом, и перегородкой установлен ползун, кинематически связанный с подвижным элементом датчика загрузки З . двигателя, причем сопрягаемые поверхности перегородки и ползуна выполнены под фФ углом к продольной оси корпуса.

11

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления гидроподжимными фрикционными элементами ступенчатой коробки передач под нагрузкой.

Цель изобретения — повышение КПД устройства при переключении передач регулированием производительности основного насоса.

На чертеже изображено предлагаемое устройство.

Устройство содержит основной насос 1, связанный через планетарную передачу 2 с приводимым во вращение от двигателя 3 валом 4 и валом 5 дополнительного насоса

6, регулирующего производительность основного насоса 1. Последний напорной магистралью 7 связан с переливным клапаном 8, предохранительным клапаном 9, распределителем 10, а через него — с гидроцилиндрами 11 фрикционов 12.

Дополнительный гидронасос 6 напорной магистралью 13 связан с задающим переливным клапаном 14, который оборудован подпружиненным пружиной 15 поршнем 16, который через пружину 17 и дополнительный шток 18 и пружину 19 связан с поршнем 20 механизма 21 включения. Полости механизма 21 включения задающего переливного клапана 14 соединены между собой дроссельным отверстием 22 и обратным клапаном 23, установленным в поршне 20, шток 24 которого опирается на рейку 25, связанную тягой

26 с рычагом 27 переключения передач. Поршень 16 перекрывает сливное отверстие 28.

Ползун 29 системой рычагов 30 связан с подвижным элементом 31 датчика загрузки, состоящего из центробежного датчика 32 числа оборотов, связанного через зубчатые колеса 33 с валом 4, через толкатель 34, кулису 31 и пружину 35 — с педалью 36 подачи топлива. Свободные полости механизма 21 включения заполнены жидкостью.

Устройство работает следующим образом.

Насос подает масло под давлением к гидрораспределителю, а от него — к гидроцилиндрам 11. Насос 6 подает масло к задающему переливному клапану 14, который поддерживает заданный расход рабочей жидкости в напорной магистрали 13 и, следовательно, определенную скорость вращения вала 5 насоса 6, а также коронной шестерни планетарной передачи, связанной с валом насоса 1 при данном числе оборотов водила планетарной передачи. Предварительное поджатие пружины 15 задающего переливного клапана 14 выбирается исходя из расчета получения производительности основного насоса, необходимой для поддержания коэффициента запаса гидроуправляемых фрикционов и восполнения утечек.

При переключении передач рычаг 27 перемещает рейку 25, которая одним из своих выступов воздействует на шток 24 поршня

54119

2

20 механизма 21 включения задающего переливного клапана и перемещает его влево, сжимая пружину 19, которая воздействует на дополнительный шток 18, пружину 17 и на поршень 16, и, перемещая его также влево, блокирует отверстие 28 насоса 6. Жидкость из безштоковой полости механизма включения перетекает в штоковую полость через дроссельное отверстие 22 и обратный клапан 23. Пружины 17 и 19, а также длина рычагов 30 подобраны так, что при максимальном моменте двигателя, т.е. когда кулиса отклонена влево, ползун 29 занимает такое положение, при котором он позволяет максимально переместить влево дополнительный шток 18 и полностью заблокировать сливное отверстие 28 насоса 6. Полное перекрытие сливного отверстия 28 задающего переливного клапана 14 приводит к росту давления в магистрали 13, что увеличивает сопротивление вращению вала 5 насоса 6 и снижает число его оборотов, а это приводит к росту оборотов вала основного насоса I т.е. к увеличению максимальной производительности его.

Максимальная производительность насоса 1 выбирается исходя из необходимости получения оптимального перекрытия при стопроцентной загрузке двигателя. При уменьшении загрузки двигателя кулиса 31 отклоняется вправо и перемещает вверх ползун 29, который перемещает вправо дополнительный шток 18, что приводит к уменьшению усилия сжатия пружины 17, а это влечет за собой снижение давления в магистрали 13, что уменьшает сопротивление вращению вала 5 гидронасоса 6 и увеличивает число его оборотов. Это приводит к уменьшению оборотов вала основного насоса 1, т.е. к снижению его производительности, что уменьшает темп включения гидроподжимного фрикциона и позволяет получить оптимальное перекрытие при меньшей загрузке двигателя. Таким образом, предлагаемое устройство позволяет регулировать производительность основного насоса в период переключения передач в зависимости от загрузки двигателя и получить оптимальное перекрытие передач.

После установки рычага 27 в положение включенной передачи шток 24 освобождается и имеет возможность вместе с поршнем 20 перемещаться вправо. Поршень 20 перемещается вправо медленно, так как обратный клапан закрыт, а жидкость из правой полости в левую полость механизма включения перетекает через дроссельное отверстие 22.

Сечение дроссельного отверстия 22 выбирается таким, чтобы поддерживать усилие сжатия пружины 19 (жесткость пружины 19 выше жесткости пружины 17) достаточным для поддержания дополнительного штока 18 в крайнем левом положении, ограниченном. положением ползуна 29 на протяжении всего периода переключения передач.

Устройство управления фрикционами коробки передач Устройство управления фрикционами коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх