Тормозное устройство монорельсовой дороги

 

ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО МОНОРЕЛЬСОВОЙ ДОРОГИ, включающее головную тормознзпо тележку, содержащую следящий ролик с валом и ограничитель скорости с корпусом, внутри ко торого расположен шток, и хвостовую тормозную тележку, причем в корпуса тележек смонтированы поворотные под noffSu i пружиненные рычаги с тормозными колодками и механизмом срабатывания, барабаны, соединенные между собой канатом управления с регулируемыми по длине упорами, и расцепители, отличающееся тем, что, с целью повьппения надежности и безо- . пасности эксплуатации путем снижения динамических нагрузок при торможении, хвостовая тормозная тележка снабжена дополнительными ограничителями скорости и следящим роликом с валом, причем на свободных концах основного и дополнительного валов закреплены корпусы основного и дополнительного ограничителей скорости, вьше которых соосно установлены с возможностью вращения барабаны, а расцепители вьтолнены в виде расположенных на барабанах подпрзгжиненных собачек, установленных с возможностью их взаимодействия со штоками ограничителей скорости, причем собачки на барабанах установлены в протийофазе. MONOf /lbC. 2 .1

СОК)З СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ÄÄSUÄÄ 11557

4(51) Е 2" F 13/02; В 61 Н 9/02

:. »ва мэ ев.-,:.м,.:в. - гO

OIlHGAHHE NSOEPETEHNg .

К ABTOPCHGMV СВИДЕТЕПЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (54)(57) ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ЮНОРЕЛЬСОВОЙ ДОРОГИ, включающее головную тормозную тележку, содержащую следящий ролик с валом и ограничитель скорости с корпусом, внутри которого расположен шток, и хвостовую тормозную тележку, причем в корпусах тележек смонтированы поворотные под(21) 3650726/29-03 (22) 06.10.83 (46) 15,05.85. Бюл. Р 18 (72) О.Б.Ененко, В.В.Бухановский, А.В.Бабенко и В.Л,Коротков (71) Украинский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт подземной гидравлической добычи угля (53) 62.596(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

11I 470643 кл. E 21 Р 13/02, 1982.

2. Авторское свидетельство СССР

9 709438, кл. В 61 Н 9/02, 1978 (прототип). пружиненные рычаги с тормозными колодками и механизмом срабатывания, барабаны, соединенные между собой канатом управления с регулируемыми по длине упорами, и расцепители, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и безопасности эксплуатации путем снижения динамических нагрузок при торможении хвостовая тормозная тележка снабжена дополнительными ограничителями скорости и следящим роликом с валом, причем на свободных концах основного и дополнительного валов закреплены корпусы основного и дополнительного ограничителей скорости, выше которых соосно установлены с возможностью вращения барабаны, а расцепители выполнены в вице расположенных на барабанах подпружиненных собачек, установленных с возможностью их взаимодействия со штоками ограничителей скорости, причем собачки на барабанах установлены в противофазе.

1 11557

Изобретение относится к монорельсовым дорогам, конкретнее к шахтным подвесным монорельсовым дорогам для транспортирования материалов и людей.

Известно тормозное устройство канатной дороги, содержащее ограничитель скорости и привод тормозного механизма С13.

Известное устройство не может быть использовано в монорельсовых 10 дорогах.

Наиболее близким к предлагаемому является тормозное устройство монорельсовой дороги, включающее головную хвостовую тормозные тележки, в кор пусах которых смонтированы поворотные подпружиненные рычаги с тормозными колодками и механизмом срабатывания, барабаны, соединенные между собой канатом управления с регулируемыми по длине упорами, и расцепители, головная тормозная тележка содержит следящий ролик с валом и ограничитель скорости с корпусом внутри которого расположен шток (2 1.

Недостатком тормозной системы является то, что при движении под ук- лон может сработать тормозная тележка, расположенная впереди состава, 9 Зо что ведет к большим динамическим нагрузкам, воздействующим на элементы подвижного состава и пути.

Цель изобретения — повышение надежности и безопасности эксплуатации путем снижения динамических

35 нагрузок при торможении.

Поставленная цель достигается тем, что тормозное устройство монорельсовой дороги, включающее голов- 4О ную тормозную тележку, содержащую следящий ролик с валом и ограничитель скорости с корпусом, внутри которого расположен шток, и хвостовую тормозную тележку, причем в корпу- 45 сах тележек смонтированы поворотные подпружиненные рычаги с тормозными колодками и механизмом срабатыва— ния, барабаны, соединенные между собой канатом управления с регулиру- $0 емыми по длине упорами, и расцепители, хвостовая тормозная тележка снабжена дополнительным ограничителем скорости и следящим роликом с валом, при этом на свободных концах И основного и дополнительного валов закреплены корпусы основного и дополнительного ограничителей скорости, вьппе которых соосно установлены с возможностью вращения барабаны, а расцепители выполнены в виде расположенных на барабанах подпружиненных собачек, установленных с воэможностью их взаимодействия со штоками ограничителей скоростей, причем собачки на барабанах установлены в противофазе.

На фиг. 1 изображена тормозная система монорельсовой дороги, вид сбоку на- фиг. 2 — тормозная тележка, вид сбоку на фиг. 3 — узел Х на фиг. 2; на фиг. 4 — вид А на фиг. 3, собачка находится в положе! нии, при котором включается тормозная тележка на фиг. 5 — то же, вид А на фиг. 3 — собачка находится в положении, при котором тормозная тележка не включается, на фиг. 6— сечение Б-Б иа фиг. 2, на фиг. 7— сечение В-В на фиг. 3.

Тормозная система выполнена в виде тормозных тележек 1 и 2, расположенных в начале и в конце состава и соединенных между ;обой канатом 3 управления с регулируемыми упорами 4.

Тормозная тележка состоит из корпуса 5, перемещающегося по монорельсу на опорных катках б, выполненного с направляющими отверстиями, в которых могут перемещаться двуплечие рычаги 8, с одного конца нагруженные рабочей пружиной 9, а с другого конца к ним присоединены тормозные колодки 7.

Автоматическое включение тормозных тележек 1 и 2 в случае превьппения допустимой величины скорости. движения производится ограничителем 10 скорости с корпусом 11 и штоком 12. Вращение ограничителю 10 скорости передается смонтированным с ним на одном валу следящим роликом 13, контактирующим с вертикальной стенкой монорельса.

Шток 12 при превышении допустимой скорости вращения ограничителя 10 скорости взаимодействует с расцепителем 14, состоящим из собачки 15, нагруженной пружиной 16, имеющей воэможность поворачиваться вокруг оси 17, установленной на упоре 18.

Упор 18 расцепителя 14 смонтирован на барабане 19 и выполнен с опорным выступом, который обеспечивает фиксацию собачки 15 при вэаимодейст3 1 вин ее со штоком 12 ограничителя 10 скорости при вращении последнего только в одном направлении. При этом расцепитель 14 передает вращение барабану 19 от штока 12 ограничителя 10 скорости. При вращении ограни чителя 10 скорости в противоположном направлении опорный выступ упора 18 не фиксирует собачку 15 и шток 12 поворачивает ее на оси 17. После прохода штока под собачкой пружина 16 возвращает ее в исходное положение (фиг. 3 и 5),при этом барабану 19 вращение не передается. Таким образом, расцепитель 14 передает вращение барабану 19 при вращении ограничителя 10 скорости только в одном направлении.

В тормозных тележках 1 и 2 упоры 18 расцепителей 14 установлены таким образом, что вращение барабанам 19 передается при вращении ограничителей 10 скорости в противоположных направлениях.

Шток 12 ограничителя скорости соединен с инерционным грузом 20, удерживаемым в корпусе 11 пружиной 21, усилие в которой регулируется гайкой 22 (фиг. 7).

Для удержания рычагов 8 и тормозных колодок 7 в транспортном положении (при этом колодки 7 образуют зазор ct со стенкой монорельса) служит механизм 23 срабатывания. Конструктивно он может быть выполнен, например, в виде гидроцилиндра 24, корпус и шток которого соединены с рычагами 8, и крана 25 управления.

При этом рычаги 8 удерживаются в транспортном положении давлением рабочей жидкости в гидроцилиндре 24, :созданным ручным насосом.

Тормозные тележки I и 2 при монтаже транспортного средства устанавливаются таким образом, чтобы в каждой конкретной выработке первой от ограничителя скорости срабатывала тормозная тележка, находящаяся в конце состава при движении его под уклон.

Тормозная система работает следующим образом.

155783 ф

1$

26

2$

36

3$

4$

При движении транспортной установки следящие ролики 13 тормоз ных тележек 1 и 2, постоянно прижатые к стенке монорельса, передают вращение ограничителям 10 скорости.

Если скорость вращения ограничителей 10 скорости не превышает максимально допустимой (при нормальной эксплуатации транспортной установ." ки), то величина центробежной силы, действующей на шток 12 ограничителя 10 скорости, меньше усилия пружины 21 и шток 12 не выдвигается из корпуса 11. При увеличении скорости выше допустимой (например, при обрыве каната на уклоне) центробежная сила груза 20 преодолевает действие пружины 21, шток 12 вместе с грузом 20 перемещается и его конец входит в зацепление с собачкой 15 расцепителя 14.

Так как ограничители 10 скорости тормозных тележек 1 и 2 при движении состава в одном направлении вращаются в одну и ту же сторону, то рас» цепитель 14 передает вращение барабану 19 только одной тормозной тележке, причем той, которая находится в конце состава при скатывании его под уклон, например 1 (положение тормозных тележек согласуется с углами наклона конретной выработки). При этом барабан 19 наматывает канат 3 управления, упор 4 которого включает механизм 23 срабатывания тормозной тележки 1, т.е. поворачивает кран 25 управления, что приводит к падению давления в гидроцилиндре 24, рабочая пружина 9 поворачивает рычаги 8 в корпусе 5 и прижимает тормозные колодки 7 к стенке монорельса.

В то же время в тормозной тележке 2, находящейся впереди состава при скатывании его под уклон, расцепитель 14 не передает вращение барабану 19 и она не может включаться от своего ограничителя скорости. Во время торможения состава тележкой 1 барабан 19 продолжает вращаться и наматывает канат 3 управления (канат имеет напуск для обеспечения свободного прохода подвижного состава на закруглениях) до тех пор, пока упоры 4, расположенные у тормозной тележки 2, не воздействуют на ее краи 25 управления, что приводит к срабатыванию тормозной тележки 2. Окончательная остановка состава осуществляется двумя тор мозными тележками.

При,изменений направления скатывания состава (при изменении направления угла наклона выработки) снача1155783 ла от своего ограничителя 10 скорости включается тормозная тележка 2, находящаяся теперь в конце состава при скатывании его под уклон, так как изменяется направление вращения ограничителей скорости. Тормозная тележка 1 включается от тормозной тележки 2 канатом 3 управления. Таким образом, всегда первой от ограничителя скорости включается тормозная тележка, находящаяся в конце состава при скатывании его под уклон, а вторая включается от первой канатом управления.

Применение изобретения исключает

5 торможение состава в режиме толкания, при этом сцепки между подвижными единицами состава работают на растяжение. Кроме того, снижаются динамические нагрузки при торможении

1О и достигается плавность торможения, повышается эксплуатационная безопасность и надежность.

1155783

1355783

J l 55783

8-8

Составитель В.Прокофьев

Техрвд.T,Дубинчак Корректор Л.Пилипенко

Редактор Л.Пчелинская

Подписное

Фили

° Ф tl илиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Заказ 3109/31.. Тираж 44б

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва; Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тормозное устройство монорельсовой дороги Тормозное устройство монорельсовой дороги Тормозное устройство монорельсовой дороги Тормозное устройство монорельсовой дороги Тормозное устройство монорельсовой дороги Тормозное устройство монорельсовой дороги Тормозное устройство монорельсовой дороги 

 

Похожие патенты:

Толкатель // 1154486

Толкатель // 1145162

Изобретение относится к монорельсовому транспорту, в частности к конструкциям клапанных распределителей, используемых для управления пружинно-гидравлическими тормозными устройствами
Наверх