Зубчатая эвольвентная передача

 

„„SU„„ t 155806

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЯ4АЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51) F 16 И 8

cos 8., Ì .-2 яр где K= —,— — — =

cos к

"-1

COS . б

2-3 — -7- — - ---козффициент

cos x 2 з,р асимметрии профилей зубьев: аз k щ

1-2 нр

cos o(2 — з козффиц!!ент соотно!!!е!!! н! уг- чов з ацсплсния

1- 2

Х

1-2 нр — углы зацспления во внешнем зацеплении !-

Ж соотвстстА.

2-3 н д!. !

2-3на углы з ацспления во внутреннем зацеплении соответстВРЕЕНо по рабочим и нерабочим профилям зубьев; числа зубьи

1 3 ев цили!!д— рических колес пере- «Ь дачи с внешними и внутренними воэ!Ьвент ными зубьями соответственно, ) I

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ (21) 3670?24/25-28 (22) 09.1 2 ..83 (46) 15.05.85. Бил. Р 18 (72) 3. Б. Ву:E aioE:, А.Л. Капелевич, В.И.Ацаньев, С.В.Люневич, Т.А.Новикова, В.П.Сорогин и A.Ã.Öóêåðìàí (53) 621.833(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

8 !8808 кл. F 16 Н t/48, 1978.

2. Кудрявцев В.Н, Планетарные передачи. И.-Л., Машиностроение", 1966, с. 190-191 {прототип). (54)(57) ЗУБЧАТАЯ )ВОЛЬВЕНТНАЯ ПЕРЕ—

ДАЧА, содержащая цилиндрическое колесо, находящееся одновременно во внешне!! и внутреннем зацеплениях с другими цилиндрическими эвольяент-ными колесами с общим центрсм„ у которой угон зацегления во внешнем зацеплении больше угла зацепления во внутреннем зацеплении, о .! л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения несущей способност!! зуб "атой передачи при рабочем направлении вращения путем увеличения углов зацеплсния по рабочим профилям зубьев во внеп!нем и внутреннем зацеплениях, профили зубьев всех колес выполнеHbi несимметричными с большими профильными yr». ìè во внешнем ч с меньшими прсфил!,.Eü .E: углами во внутреннем зацеплениях, чем противоположные нерабоч!!е профи !и зубьев, а связь между углами зацепления выбрана в соответствии < соотношением

cos o! . !-2 ш

c= — = =

cos g

Ц!

2-3 нр

Z+Z

1 Z

3 2 вепно по рабочим и нсрабочи!! профилял! зуг ьсв;

:! .! К1(Г(и> (П Г) б— к (>г>; с я (5Н1 "iн(1((::

" (Мit:,, ; >,:—

11> ? Г >, :, . .) 3 !J.!.-- .; 1(((1-, (—! Е и i !1 >Г 0 . Г 1

Г,) !! ) р ., >Г ;( (.Рс«ОС ";.!М .(„;.—! (>! . . (Bi . :. t!?(Я а(» 3:Г) ()(! . .(1,{(. 1>1>

i!!," (НЕ;.,3—."., б;.. Г> ..

Гl 3 )бре> - - tiii 0 Tt., (итсй " >ча-.цино— с т 1) о е Г и в, -1 именно к (> е,цу к т о р ам к а;..

Обще> о тB? i(спе«(няльн01 0 нязн 1чс

Н (:Я» (>. O t О )E>ty(ПО "0 (ОВИЯМ 13 (<(1(JIy а

Тан>(и () Г(н ) 3 На:Iр а(1!J! B?! lt!t вращ(- НИ Я

h B J i Bi (! . Я О С Г (О Н и !, . М и С i i а Г .> )> >К Е Н Н О С Т (Л и рс.сур

1(зс(ест({(! Bóá÷ять(е передачи, сс>.,ер>кащие ц(;линдгрическос колес.>

1) Нсз t (!! H!«tи .: B OS(I>B(1 J! T I{(it(>(!() y áЬЯМИ накс>цящ с сн оцновреме «НО но BHB(J(?t(H((и Б Н к> Т P! и Н (> >! 3 Bl! (Г!Л С . H И Я Х . ДРУ Г И((И

ЦИ 1(i!IЛ") >(Ч> t К)11 !И 3 НО !I J Б(3 НТ НЬ((с(И КОЛ>>

" .B. И, 1.: >)(.(>)Ц,:!ЛГ(и С) Г 31!!1! ЦС ?«Т (! „ I! (3 t« ."P Я! Ь— но>>::.t:.,;(>(() ({ь(г10!i::(Г:о 3 «и«че бг;Ок"., 1 О>i ., Я!1(Н.зt i{HЯ (,О> l с ((СО 1 1)роl О ДЛЯ

B 1>3«) "((" .Гс> 3 а ЦР Г>ЛЕНИ.{ ?3Ь(ПС)ЛИГ 1! )СЛ.=>"

tii1ii > М . К (1>(3 BJ(JBГ!Л Е Н>1?> (11>НТPB!11>

«>ЬГХ )I t 1 «! (Jl >(>)!>)> уб> Г>>«Н

?, е Ц О 1,-1 : Т с> а ми !1 B J! E i!> 3 у() ч Я ТЬ!Х пе-:)(Па-: яВП;ГР1 1-я Гр()Г(с;> Гь(ос ть !1 сл(>) !!Ость 1 вязянняя с нг>а(1(>(?ГОГ! ". >?:ò

Яяиб,)>(ее i)Г!1«зкои .-...>п(д>(ЯГГ).".мс)1{

Г{вл«{е-(-,.-я зуб.;а Г ); 3 3(>i;ьв; п:ть(ая,lc,-, Bt> >, >1-!,;»1(B, (>B)> Г>иг(1! HJ! 11?) Ч; С >: ОЕ;Кг

ЛГ СO) E>B" .ЦЛ)3;с-, С).: С)ЛНСВГ .МЕННО ПО

:,Р . 1! . 1 (>И,;IJ JJ!.?, .! >С((..(>., .1; -3>ii:i H НТ;)1>е>- ам.(об>щ((,1 1 .-,1 рс и.

Г Р,)((УГГЦ» 3311ЦЕГ«)!t. Н,; I, ВН - (ГГнем з Яцеплении боль::.:(= ..: зс«11(0>3>!(3-.

i.:.":?l в!;. в>«>>>тре?(нем -> «Ji,((i!.;()HHJ; . (р:)ф )> И 3 > Q Ь(>B> $;OJi ЕС BJ tli ))(t! -!>!. Г 111 ° >>(с> 1

Р и -l H ?, >Л ? i

- 7 (, ("О Га С.>- 1.(3Гс>С (BI" ò;- 1., к - 1(! (с.

СОСТ .>ИГ Б ГQ -(ТО ГГ- Г)Г*" ГЯ E ..: e

;-«Е ВЬ((IO;. >(с> 1-;Е с УЩ1)с (1) С П;>(ОГ>-! !С T i> а (с

К Я Г У В Е Л И Е и И Е У Г ) > () Р 3 Я Ц Г : (3 J * !! t{

)30 Bi!f0(ill«P>(i! В?{У t t)0,; >Е>Г >;:1 (: гt!3({ИЯК

О Г р Я Г« > Ч Е Н Сf,и> > i им с«Л Ь l ((> (! I Н, .1>! (V 1! Ь l> И .11{-.(11» :,!iB >(t i 1>3(1>((),„- 11. (:-() С), OP(> 1(3 t) Г 0 ! Е Р с К ((>.И «1. . (ЕГ (Ь И 3 Г > С) () Р Т Е Н И! и i; i»1 П ?(3(! Е Н(: =. i l (.. (щ: .,> 1 1 Г)> 00 нос. т и при . ., б оч(е! 1 1> с(,-3 ()а НЛЕНИИ t>t)BB!(- !. Я !> .> (".(>Ч>;- -(!Г>1 ({ . (;г—

Jt0t3 3ян "ТЛЕНИя ) )ябо;>с Г,p!>, 1 Г > с (в (3 !30 B НЕ 1((НЕ?! i.: Bi> ., ; >); .:,E (>!>(:>; Н,;, f(3«

УКЯЗЯННан ЦЕЛЬ Л С:.ИГЯ(Гс —, 1Т 1 3" )Чатой )нс).(ЬНГ.- н Гн >J! ((е- )1-. (>а -I,"()ДЕР>КЯЩГ(зс) Ци (1(Н;ГП ...,=-:. К>>

С с>а "» >Ц 1(>Е -: )„Jil>1 с> > 1 :.(1> 1(с(()в

Н(- М !. Bt!" с)ЕННС-М ЯЯЦЕ!! !(>HH,,:;,;-ру—

ГIГМИ ЬГ "JIB?(ДРАЛ ЧЕС КИМИ .. :3(ГЛ "НЕ> t !ЬКЛ!!

> д !(0 Ã(å>. 1(>(и (. Об!()>с(;>1 цен"" >м > 11 »то>) (: и

> 1 Г1>! 3Я ((П>(ЕНИЯ BÎ BHB -., -, {ГЕ(.: .::— ((л!л болид! УГЛЯ 3 Brier« r(3 .i>*.! рЕ Н НЕМ 3 Яцс ПХI ЕНИН ) ((РОГ?)(ЛЛИ .{у бь(В .> С Е Х КОЛ С. . БЬ(Г«ОЛ Н! НЫ Н >" >(?Я«((- Т,. И>1 i (-r! с бо«ч ((1"..11.: Г>Г) ))11>(1,,>»ГЛ>» >а

BI.; 1 È "1I1?i»:; И (.: М-.. > !,!1(И! ГИ 1(>1> С,"Из Г > °:.1) .>

liPt)Т : ()Г) (С>>:О:3(({Ь((> !- "t . -. ;. IIР, (> с. Гс)» @, it )

"-g t((>

3 (.б9 t», 1,>

1 > ! t );, 11>3 с > 3 зк>б, «н: г:м

r,,l

tI

1 .:"5 к. I-Ú

1155806 колес передачи

С ВHPlUHHMH И внутренними S эвольвентными зубьями соответгйв Ыг г й." 3 1 р

cos Ы

Ш1-1

/ со д-„, г-5 нр и Z — числа зубьев

"2 цилиндриЧеских ственно, имеющими общий центр; число зубьев ци- 10

2 линдрического колеса с внешними эвольвентнымн зубьями.

На чертеже изображена схема за- IS цепления зубчатой передачи.

Зубчатая передача содержит цилиндрическое колесо i с центром 2 и внешними эвольвентными зубьями 3, имеющими профили 4 и 5, находящиеся 0 одновременно во внешнем и во внутреннем зацеплениях с другими цилиндрическими эвольвентными колесами.

Одно из них (колесо 6) имеет внешние эвольвентные зубья 7 с профилями 8 25 и 9, другое (колесо 10) имеет внутренние эвольвентные зубья 11 с профилями I2 и 13. Колеса 6 и 10 имеют общий центр 14. Угол с „, больше

1-2 угла а,, 30

Профйли зубьев всех колес (1; 6 и 10) выполнены несимметричными. Рабочие профили 4 и 8 зубьев 3 и 7 колес 1 и 6, находящиеся во внешнем зацеплении, имеют большие профильные

35 угль>, чем нерабочие профили 5 и 9.

Рабочие профили 5 и 12 зубьев 3 и 11 колес 1 и 10, находящиеся во внутреннем зацеплении, имеют меньшие профильные углы, чем нерабочие профили 4 и 13. Профили 4 колеса 1 явля7 ются рабочими, а профили 5 — нерабочими во внешнем зацеплении с колесом 6, в то время, как во внутреннем зацеплении с коле ом 10 профили 4 колеса 1 являются нерабочими, а профили 5 — рабочими. Связь между углами зацепления в передаче определяется соотношением

К C 1, (I)

cos d. сиз d. -Э . (.)

cos Ы.

Щ1- 2.

c SL Z, +7.

12 P " < . (3) сг ог 2-3- Х1 а- s

Увеличение углао,,, зацг пления

2 по рабочим боконым сторонам зубьев во внешним зацеплении при заданном значении коэффициента торцол 1-2 ного перекрытия по сравнению с передачей с симметричными профилями зубьев достигается в результате уменьшения угла 1ы1, т.е. путем выбора

1-2нр значения коэффициента К>1 из соотношения (2) . величение угла „достигается выбором чисел Z„, z> и 2 зубьев колес, обеспечивающих коэффициент

С )1 соотношение (3).

Распределение углов зацепления между внешним и внутренним зацеплением обеспечивается исходя из соотношения (1) .

В процессе работы зубчатой передачи в рабочем (основном) режиме колесо 6 вращается относительно цент ра 14 в рабочем направлении и и передает вращение колесу 1 с центром 2 рабочими профилями 8 и 4 зубьев 7 и 3 и далее к колесу 1О с центром 14 рабочими профилями 5 и 12 зубьев 3 и II. При нерабочем режиме работы передачи колесо 6 вращается относительно центра 14 в нерабочем направлении гг.р и передает вращения колесу 1 с центром 2 нерабочими профилями 9 и 5 зубьев 7 и 3 и колесу 10 с центром 14 нерабочими профилями 4 н 13 зубьев " и 11.

Предлагаемая зубчатая передача обладает повышенной несущей способностью и иэносостойкостью -ffGbp÷

9 длительным ресурсом работы и низким шумом.

Достаточно высокая изгибная прочность зубьев, т.е. возможность увеличения радиусов кривизны рабочих профилей зубьев в зоне контакта, повышает контактную прочность зубьев, снижает относительную скорость скольжения профилей,.что исключает возможность заедания зубьев. Кроме того, созданы благоприятные условия для образования контактной гидродинамической масляной пленки. Высокие значения углов рабочих профилей зубьев способствуют vовышению п.гавности работы передачи, что снижает уровень вибраций.

Состани ель A. Верхонский

Редактор Л.Пчелинская Техред Ж. Ка .теленич Корректор :,Ш кмар

Заказ 3115/ЗЗ Тираж 8i28 I1ñä:tèсное

ВНИИПИ Государственного комитетa CCCÐ по делам изобретений и открытий

113035, Нос:кна, )К-35, Раушская на6., д. 5

Филиал ПШ1 "Патент", г.ужгород, ул.Проектиан,

Зубчатая эвольвентная передача Зубчатая эвольвентная передача Зубчатая эвольвентная передача Зубчатая эвольвентная передача 

 

Похожие патенты:

Редуктор // 1153149

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх