Устройство для управления шаговым двигателем

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, содержащее компаратор , соединенный первым входом с информационным входом устройства, а вторым - с выходом реверсивного счетчика, связанного счетным входом с тактовым входом устройства, также связанного с тактовым входом коммутатора , снабженного входом направления вращения и подключенного выходами к фазам двигателя, четыре элемента ИЛИ-НЕ, инвертор, соединенный входом с выходом равенства компаратора , и общую шину, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены связанннй с валом двигателя датчик начала отсчета, дополнительный элемент ИЛИ-НЕ, шины Тест и Начальная установка и триггер, соединенный инверсным вькодом с установочным входом реверсивного счётчика и первыми рходами третьего и четвертого элементов ИЛИ-НЕ, второй вход последнего их которых соединен с выходом неравенства компаратора, а выход с входами направления счета реверсивного счетчика и направления вращения коммутатора, второй вход третьего элемента ИЛИ-НЕ соединен с выходом инвертора, подключенного своим входом также к первому входу второго элемента.ИЛИ-НЕ, соединенного вторьм своим входом с тактовым вхо (Л дом устройства и первым входом дополс нительного элемента ИЛИ-НЕ, подключенного вторым входом к выходу третьего элемента ИЛИ-НЕ, а выходом к тактовому входу коммутатора, выходвторого элемента ИЛИ-НЕ соединен со счетным входом реверсивного счетчика , вход установки в О триггера :л подключен к шине Начальная установ3 ка и к первому входу первого элеменю .,,та ИЛИ-НЕ, соединенного вторым вхо:о :о дом с датчиком начала отсчета, а выГ ходом - с входом установки в триггера, подключенного счетным входом к ошне Тест, а информацион ным входом - к общей шиие.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) () 1) ф(5)) Н 02 P 8/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕККЫЙ КОМИТЕТ СССР

По ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕКИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3623988/24-07 (22) 19. 07.83 (46) 15. 05. 85. Бюп. У 18 (72) Ю.А.Ларионов, А.М.Ментюков, P.Ã.Êðóìåð, В.Б.Шапошников, H.0.Âëàñîâ и М.Х. Гоштейн (71) Всесоюзный научно.-исследовательский институт научного приборостроения (53) 621.3 13.3.-133.13-525(088.8) (56) 1. Гумен В.Ф., Калининская Т.В.

Следящий шаговый электропривод. Л,, "Энергия", 1980, с. 4.

2. Сетхурам Д. Схема управления шаговым двигателем. — "Электроника", 1980, В 24, с. 64 ° (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ШАГОВЫМ ДВИ ATEJIEN содержащее компаратор, соединенный первым входом с информационным входом устройства, а вторым — с выходом реверсивного счетчика, связанного счетным входом с тактовым входом устройства, также связанного с тактовым входом коммутатора, снабженного входом направления вращения и подключенного выходами к Лазам двигателя, четыре элемен-. та ИЛИ-HE инвертор, соединенный входом с выходом равенства компаратора, и общую шину, о т л и ч а ю— щ е е с я тем,. что, с целью повышения надежности, в него введены связанный с валом двигателя датчик начала отсчета, дополнительный элемент ИЛИ-НЕ, шины Тест и "Начальная установка и триггер, соединенный инверсным выходом с установочным входом реверсивного счетчика и первы" ми уходами третьего и четвертого элементов ИЛИ-НE, второй вход последнего их которых соединен с выходом неравенства компаратора, а выходс входами направления счета реверсив- . ного счетчика и направления вращения коммутатора, второй вход третьего элемента ИЛИ-НЕ соединен с выходом инвертора, подключенного своим входом также к первому входу вто\ рого элемента ИЛИ-НЕ, соединенного З вторым своим входом с тактовым входом устройства и первым входом допол нительного элемента ИЛИ-НЕ, подключенного вторым входом к выходу третьего элемента ИЛИ-НЕ, а выходомк тактовому входу коммутатора, выход второго элемента ИЛИ-НЕ соединен со счетным входом реверсивного счетчика, вход установки в "0" триггера подключен к шине "Начальная установка" и к первому входу первого элемен.та ИЛИ-НЕ, соединенного вторым входом с датчиком начала отсчета, а выходом — с входом установки в "1" триггера, подключенного счетным входом к шине "Тест", а информационным входом — к общей шине.

1156233

Изобретение относится к электротехнике, а .именно к управлению шаговыми двигателями, и может быть использовано в автоматических регистрирующих притворах. 5

Известно устройство для управления шаговым двигателем,: содержащее сумматор„ генератор импульсон, коммутатор фаз шагового двигателя (11.

Недостатком этого устройства яв- 10 ляется отсутствие обратной связи, что снижает надежность обработки заданной информации.

Наиболее близким к иэо ."."тению является устройство для управления 15 I шаговым двигателем, содержащее компаратор, соединенный первым входом с информационным входом устройства, вторым входом — с выходом реверсивного счетчика, связанного с тактовым уц входом коммутатора, снабженного входом направления вращения и.подключенного выходами к фазам двигателя, четыре элемента ИЛИ-HE инвертор, соединенный входом с выходом равенства 25 компаратора, и общую шину (2) .

Недостатком такого устройства является возможность накаппивания ошибки иэ-эа ложных срабатываний счетчика и потерь шагов двигателя, что снижает надежность работы.

Цель изобретения — повышение надежности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для управле- 35 ния шаговым двигателем, содержащее компаратор, соединенный первым входом с информационным входом устройства, а вторым — с выходом реверсивного счетчика, связанного счетным входом с тактовым входом устройства, также связанного с тактовым входом коммутатора, снабженного входом направления вращения и подключенного выходами к фазам двигателя, четыре элемента ИЛИ-НЕ, инвертор, соединенный входом с выходом равенства компаратора, и. общую шину, вв дены связанный с валом двигателя датчик начала отсчета (ДНО), дополнительный о элемент ИЛИ-НЕ, шины "Тест" и "Начальная установка и триггер, соедйненный инверсным выходом с установочным входом реверсивного счетчика и первыми входами третьего и четвертого элементов ИЛИ-НЕ, второй вход последнего из которых соединен с выходом неравенства компаратора, а выход — с нходами направления счета реверсивного счетчика и напр;,.плен: я вращения коммутатора, второй вход третьего элемента ИЛИ-НЕ соединен с выходом инвертора, г1одключенного своим входом также к первому входу второго элемента HJIH-HF,, соединенного вторым своим нходом с тактовым входом устройства и первым входом дополнительного элемента И-НЕ, подключенного вторым входом к выходу третьего элемента ИЛИ- HE, а ныходомк тактовому входу коммутатора, выход второго элемента ИЛИ-НЕ.соединен со счетным входом реверсивного счетчика, вход установки н "0 триггера подключен к-шине Начальная установ.ка" и к первому входу первого элемента. ИЛИ-HF., соединенного вторым входом с датчиком начала отсчета, а ныходом — с входом установки в "111 триггера, подключенного счетным нходом к шине Тест", а информационным входом — к общей шине.

На фиг.1 приведена функциональная схема устройства, на фиг.2-временные диаграммы сигналов на основных элементах устройства.

Устройство (фиг.i) состоит из пяти двухвходовых элементов ИЛИ-НЕ

1-5, инвертора б, реверсивного счетчика 7 триггера 8, инверсный выход которого соединен с установочным входом счетчика /, компаратора 9, первый вход которого соединен с информационным входом устройства, а второй — с выходом счетчика 7, коммутатора 10, тактовый вход которого соединен с выходом пятого элемента

ИЛИ-HF 5„ а вход направления вращения соединен с выходом четвертого элемента ИЛИ-НЕ 4, шагового двигатепя 11, фазы которого соединены с ныходами коммутатора 10, ДНО 12, связанного с ротором двигателя, выход которого соединен с вторым входом первого элемента ИЛИ-НЕ 1. г

Устройство работает следующим образом.

В период времени to —

ИЛИ-HE 3, разрешая прохождение тактовых импульсов, подаваемых на тактовый вход устройства, на одноименный вход коммутатора t0 и на первый вход элемента ИЛИ-НЕ 4. задавая направление вращения ротора шаговогодвигателя 11 и переключая счетчик на режим -вычитания, В период времени 1г — 1 ротор двигателя 11 вращается в сторону начала отсчета (начала шкалы). В момент времени 4> ДНО 12 устанавливается в положение, соответствующее началу отсчета, и на его выходе вырабатывается сигнал нулевого уровня, который через элемент ИЛИ-HE 1 переводит триггер 8 в единичное состояние (сигнал нулевого уровня на инверсном выходе), При этом счетчик

7 переводится в режим сложения, л коммутатор 10 обеспечивает вращение. двигателя 11 от начала отсчета.

Рассмотрим случай, когда число

А, подаваемое на информационный вход устройства (фиг.1), pавно нулю, Этому случаю соответствует момент времени t z- kg (фиг.2) . Т к как число

В, вырабатываемое на вь>ходе счетчи ка

7, также равно нулго, то на выходе равенства (равгго) коггпаратот а 9 формируется сигнал единичного уровня, а на вьгходе нег авенства (г.еньше) — сигнал нулевого уров;я. Сигнал единичного уровня с выхода равен. ства компаратора 9 подается на элемент ИЛИ-НЕ 2 и инвертор 6, запрещая прохождение тактовых импульсов на счетный вход счетчика 7 и тактовый вход коммутатора 10, В результате рабочий орган, связанный ; двигателем 11, находится в исходном положе" нии (в начале шкалы).

При поступлении на информационный вход числа AK (момент ьремеии фиг.2) на выходе равенства компаратора 9 вьграбатывается сигнал :«улевого уровня. При этом разрешается прохождение тактовых импульсов на входы счетчика 7 и коммутатора 10.

В,период времени 61- Ф 4 шаговый двигатель перемещает рабочий орган (не показан) и ДНО 12 от начала шкалы в положение, соответствующее заданног<у числом A. Счетчик 7 считает число импульсов, поступивших на вход коммутатора 10, каждому из которых соответствует поворот ротора двигатепя 11 на один гяаг.

В момент времени 44 (фиг.2) вход. ное число А становится меньше, чем число В, записанное в счетчике 7.

При этом на выходе неравенства компаратора 9 (меньше) вырабатывается сигнал единичногс уровня, которьtA, проходя через элемент ИЛИ-HE 4, изменяет направление счета счетчика 7 и направление переключения фаз дви гaòåëÿ коммутатором 10 на обратное.

В период времени 3<- 4 обеспечивается движение к началу шкалы, а счетчик 7 работает в режиме вычита25 ния. Когда А=В (момент 5, фиг.2) на выходе равенства компаратора 9 вырабатывается сигнал единичного уровня, что приводит к запрещению прохождения тактовьгх импульсов на входы счетчика 7 н коммутатора 10 (период - k <, фиг. 2 ), В момент времени 16 от внешнегo устройства (ap показано) на вход

Тест подается команда в виде прямэуго1гьггого единичного импульса, 35 который своим передним фронтом устанавливает триггер 8 в нулевое положение. При этом работа устройства происходит аналогично периоду

40 времени г,«- g,< .. В момент времени,, устройство устанавливается в положение, соответствующее началу отсчега (началу шкалы).

В дальнейшем описанный цикл работы

45 повторяется с периодичностью подачи входного числа А и команды на вход тест.

Периодический контроль работы устройства с установкой его в исходное .положение по сигналу датчика на59 чала отсчета повышает надежность устройства и точность обработки за" данного перемещения.

1 56233

Фиг.1

gagggg Заказ 3193/54 Ти аж 646 По сапе овевав 3ИШ Патевт, г.Увтооод, уа.вроевтваа,

Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к шаговым двигателям (ШД)

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике, к системам, содержащим электрические приводы с шаговыми двигателями, требующими точного позиционирования исполнительного механизма, например графопостроители, станки с программным управлением и т.д

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе с ограниченным диапазоном перемещения подвижного элемента

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к электроприводу

Изобретение относится к способу управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях, в электрических машинах, предназначенных для работы в широком диапазоне изменения частоты вращения, в устройствах, в которых необходим большой пусковой момент

Изобретение относится к злектротехнике и может быть использовано в системах управления с шaгoвы ш двигателями
Наверх