Пневмосистема управления коробкой передач

 

1. ПНЕВМОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ, содержащая последовательно соединенные пневмолиниями источник давления, редукционный клапан, клапан включения передач, пневмораспределитель , силовой пневмоцилиндр, а также педаль управления муфтой сцепления и кинематически связанный с ней механизм блокировки передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе путем обеспечения останова штока пневмоцилиндра в промежуточном положении , пневмораспределитель имеет корпус с размещенными в немчетырьмя секциями двухпозиционных кранов и рукояткой управления , кинематически связанной через кулисный механизм со штоками кранов, полости которых пневмолиниями соединены с двумя силовыми пневмоцилиндрами, каждый из которых имеет корпус с размещенными в нем шток-поршнем с центральным буртом включения передач и двумя дополнительными поршнями с буртами, подпружиненными относительно корпуса и размешенными по обе стороны от бурта шток-поршня. причем корпус также выполнен с буртом и разделен шток-поршнем и дополнительными поршнями на три полости, при этом центральная полость соединена постоянно с атмосферой , а крайние полости соединены через краны пневмораспределителя с источником давления или с атмосферой. 2.Пневмосистема по п. 1, отличающаяся тем, что для довключения передач при попадании шестерен зуб на зуб и частично отпущенной педали сцепления в нее дополнительно включен обратный клапан, установленный в пневмосистеме после клапана включения передач. 3.Пневмосистема по пп. Г и 2, отличающаяся тем, что для обеспечения стабильносi ти довключения передач при попадании шестерен зуб за зуб и частично отпущенной W педали, муфты сцепления в нее включен дополнительный ресивер, установленный после обратного клапана. 4.Пневмосистема по п. 1, отличающаяся тем, что для согласования процесса включения передач и торможения кардана в нее включен дополнительный пневмоцилиндр одностороннего действия торможения карел дана, установленный в пневмолинии после О) клапана включения передач. 5.Пневмосистема по п. 1, отличающаяся ;о со тем, что для последовательного выключения муфты сцепления, а затем включения пнев4 мосистемы привод управления клапаном включения передач снабжен дополнительно кулисным механизмом.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3610027/27-1! (22) 24.06.83 (46) 23.05.85. Бюл. № 19 (72) В. Е. Шевчук и М. А. Зацепин (71) Алтайский ордена Ленина тракторный завод им. М. И. Калинина (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Автомобиль КамАЗ. М., «Машиностроение», 1982, с. 122. (54) (57) l. ПНЕВМОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ, содержащая последовательно соединенные пневмолиниями источник давления, редукционный клапан, клапан включения передач, пневмораспределитель, силовой пневмоцилиндр, а также педаль управления муфтой сцепления и кинематически связанный с ней механизм блокировки передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе путем обеспечения останова штока пневмоцилиндра в промежуточном положении, пневмораспределитель имеет корпус с размещенными в нем четырьмя секциями двухпозиционных кранов и рукояткой управления, кинематически связанной через кулисный механизм со штоками кранов, полости которых пневмолиниями соединены с двумя силовыми пневмоцилиндрами, каждый из которых имеет корпус с размещенными в нем шток-поршнем с центральным буртом включения передач и двумя дополнительными поршнями с буртами, подпружиненными относительно корпуса и размещенными по обе стороны от бурта шток-поршня,,.SU 1156934 д

4(59 В 60 К 41 06 причем корпус также выполнен с буртом и разделен шток-поршнем и дополнительными поршнями на три полости, при этом центральная полость соединена постоянно с атмосферой, а крайние полости соединены через краны пневмораспределителя с источником давления или с атмосферой.

2. Пневмосистема по п. I, отличающаяся тем, что для довключения передач при попадании шестерен зуб на зуб и частично отпущенной педали сцепления в нее дополнительно включен обратный клапан, установленный в пневмосистеме после клапана включения передач.

3. Пневмосистема по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что для обеспечения стабильности довключения передач при попадании шес- Ро терен зуб за зуб и частично отпущенной педали муфты сцеплении в нее включен дп- (/) полнительный ресивер, установленный после обратного клапана.

4. Пневмосистема по п. 1, отличающаяся тем, что для согласования процесса включе- Я ния передач и торможения кардана в нее включен дополнительный пневмоцилиндр одностороннего действия торможения кардана, установленный в пневмолинии после Ю клапана включения передач. С5

5. Пневмосистема по п. 1, отличающаяся {;© тем, что для последовательного выключения р муфты сцепления, а затем включения пнев- р мосистемы привод управления клапаном включения передач снабжен дополнительно кулисным механизмом.

1156934

Изобретение относится к пневматическим приводам управления транспортных машин.

Целью изобретения является повышение надежности в работе пневмосистемы путем обеспечения останова штока пневмоцилиндра в промежуточном положении.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема пневмосистемы управления коробкой передач; на фиг. 2 — устройство пневмораспределителя; на фиг. 3 — схема положения рукоятки управления пневмораспределителем.

Пневмосистема управления коробкой передач состоит из источника давления, включающего в себя последовательно соединенные компрессор 1, регулятор 2 давления, ресивер 3 и манометр 4, редукционного клапана 5, клапана 6 включения передач управляемого педалью муфты сцепления с рычагами 7 и 8 и кулисным механизмом 9 последовательно установленных обратного клапана 10, дополнительного ресивера 11, пневмоцилиндра 12 одностороннего действия, установленного параллельно обратному клапану пневмораспределителя 13, состоящего из подпружиненной рукоятки 14, связанной жестко с упором 15, который расположен в пазу кулисы 16, установленной в корпусе пневмораспределителя, четырех двухпозиционных кранов, управляемых через шток 17 рукояткой 14, рабочая полость А которых попеременно соединяется посредством двойного клапана 18 или через отверстие Б — с атмосферой, а через канал  — с дополнительным ресивером 11, двух пневмоцилиндров 19, имеющих штокпоршень 20 с центральным буртиком, два дополнительных поршня 21 и 22, две возвратные пружины 23 сжатия, сапун 24, а корпус пневмоцилиндра, имеющий также в центральной части буртик, разделен основным шток-поршнем и дополнительными поршнями на три полости, причем центральная компенсационная полость Г соединена постоянно через сапун с атмосферой, а крайние полости Д и E через пневмораспределитель соединяются поочередно с атмосферой или источником давления.

Устройство работает следующим образом.

При нейтральном положении рукоятки 14 и выключенной педали муфты сцепления компрессор 1 подает воздух через регулятор 2, ресивер 3, редукционный клапан 5 к клапану 6 включения передач, который отсекает давление от пневмосистемы. Поэтому остальные узлы пневмосистемы находятся в нейтральном положении под действием оттяжных пружин.

При нажатии на рычаг 8 педали муфты сцепления сначала частично выключается муфта сцепления, затем, когда верхний рычаг 7 упрется в паз кулисы 9, открывается клапан 6 включения передач и воздух под

5 l0

40 редуцированным давлением подается в цилиндр 12 тормоза кардана и через обратный клапан 10, ресивер i l и открытый нижний двойной клапан 18 пневмораспределителя 13 поступает в рабочие полости Е и Д пневмоцилиндра. Так как одинаковое давление в обеих рабочих полостях действует на равную площадь шток-поршня включения и противоположно направлено, шток-поршень 20 остается в нейтральном положении — передача не включена.

Для того, чтобы включить передачу, необходимо при выжатой педали муфты сцепления приподнять рукоятку 14 рычага пневмораспределителя и по кулисе 16 перевести ее в одно из положений, показанных на фиг. 3 (например, вправо, II передача).

При этом шток 17 левого крана поднимается, увлекая за собой двойной клапан 18, который отсекает давление от полости А, а затем через полый шток и отверстие Б соединяет полость А с атмосферой. Опускаем рукоятку, которая под действием пружины зафиксируется упором 15 во включенном положении в специальном пазу кулисы 16.

Давление в полости Е пневмоцилиндра падает, а в полости Д остается прежним, поэтому шток-поршень 20 сдвигается влево, увлекая за собой центральным буртиком дополнительный поршень 22 выключения, и поводком Ж, расположенным на шток-поршне, включает соответствующую передачу.

Для того, чтобы давление в компенсационной полости Г пневмоцилиндра оставалось одинаковым, она постоянно соединена через сапун 24 с атмосферой.

При опускании педали муфты сцепления срабатывает механизм блокировки передач (не показан), который фиксирует ползун и вместе с ним через поводок Ж шток-поршень 20 пневмоцилиндра во включенном положении.

Одновременно клапан включения передач отсекает давление в магистрали пневмораспределителя и соединяет ее с атмосферой. Пневмоцилиндр 12 растормаживает кардан.

Для случаев, когда включение передачи не происходит из-за попадания шестерен зуб на зуб и когда после опускания педали муфты сцепления давление в пневмосистеме после клапана включения передач может упасть до нуля, предусмотрена установка обратного клапана 10 и дополнительного ресивера 11. Обратный клапан сохраняет давление в пневмосистеме управления пневмораспределителя, а дополнительный ресивер 11, объем которого соизмерим с объемом надпоршневого пространства пневмоцилиндра 19, обеспечивает возможность довключения передачи при отпущенной педали муфты сцепления и вращающемся карданном валу.

1156934

Для выключения передачи необходимо вы жать педаль муфты сцепления и, приподняв рукоятку 14, перевести ее в нейтральное положение, зафиксировав в кулисе 16. При этом воздух под давлением через клапан б включения передач, обратный клапан 10, дополнительный ресивер 11 и полости кранов пневмораспределителя поступит в рабочие полости Е н Д пневмоцилиндра.

В левой рабочей полости пневмоцилиндра давление воздуха воздействует на штокпоршень 20 включения и дополнительный поршень 22 выключения, плюс усилие от пружины 23, а в правой полости пневмоцилиндра давление воздуха действует только на шток-поршень 20. Из-за возникшей разности усилий шток-поршень 20 см естится в нейтральное положение. Передача выключена.

Аналогичным образом можно последовательно включить и выключить все передачи, 1156934

«//7

Редактор Л. Гратилло

Заказ 3251/1 7

Составитель А. Барыков

Техред И. Верес Корректор А. Зн мокосов

Тираж 650 Поднисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Пневмосистема управления коробкой передач Пневмосистема управления коробкой передач Пневмосистема управления коробкой передач Пневмосистема управления коробкой передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх