Способ диагностики механизма
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
g ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:., H ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3676382/18-28 (22) 16.12.83 (46) 23.05.85.Бюл.У 19 (72) В.А.Карасев, В.В.Кондратьев и Г.М.Назаренко. (53) 620,1.001.5 (088.8) (56) 1.Карасев В.А. и др. Вибрационная диагностика газотурбинных двигателей, М., "Машиностроение", 1978, с.127. 2. Авторское свидетельство СССР У 823890, кл. С 01 M 1/00, 1981 (прототип) . (54) (57) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЗМА, заключающийся в том, что преобразуют вибрацию узлов механизма в электрический сигнал, фильтруют и выделяют его информативный параметр, формируют сигнал коррекции, на кото„„Я0„„1157 О А рый умножают информативный параметр перед его измерением, и по полученному результату судят о дефекте механизма, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, измеряют температуру и давление " в гаэовоздушном тракте и в системе смазки двигателя, а сигнал коррекции формируют по зависимости Ртр l 4 Р Рм M)-, р+, т+ р +d, т м 4 м ю где Р и Т - соответственно давление и температура в газовоздушном тракте; P и Т вЂ” соответственно давлем м ние и температура в системе смазки; oL oL 0 Ы вЂ” постоянные коэффици1 2г 3с 4 енты. Ю(1тГ т)= тм РиТгде Р иТ 2 3 4 На чертеже изображена структурная схема устройства, реализующего спо" соб. Устройство, реализующее способ, содержит преобразователь 1 вибраций, установленный на корпусе 2 двигателя, преобразователи температу,->ы 3 и давления 4, установленные в гаэовоэдушном тракте двигателя, преобра" зователи температуры 5 масла и дав" ления 6 масла, установленные в системе смазки. Преобразователь 1 вибраций подключен к фильтру 7, выход которого подключен к блоку 8 коррекции, преобразователи 3 - б подключены к блоку 9 формирования корректирующего сигнала, выход которого подключен к блоку 8 коррекции. Выход блока 8 коррекции через блок 10 измерения подсоединен к индикатору ll, Блок 10 измерения соединен с преобразователем 12 частоты вращения. 1 11573 Изобретение относится к виброиз- мерительной технике и может быть использована для диагностики меха низмов, в частности газотурбинных двигателей, и для обнаружения неисправностей узлов двигателей при их испытаниях и эксплуатации. Известен способ обнаружения неисправностей корпусных деталей двигателей, состоящий в том, что вибра- 10 цию корпуса преобразуют в электрический сигнал, фильтруют, корректируют с учетом частоты вращения ротора и измеряют информативные параметры сигнала (например, амплитуду, по которым судят о неисправностях двигателя. Недостаток способа состоит в том, что он не пригоден для раннего обна" ружения неисправностей (обрыва фраг- 20 ментов рабочих лопаток, трещины в дисках, износ подшипников), когда изменение амплитуды вибрации, вызванное неисправностью, не превышает изменения вибрации под влиянием по" летно-режимных факторов (давлений и температур по тракту двигателя, давлений и температур масла и др.) gl) . Наиболее близким по технической сущности к изобретению является спо- 30 соб диагностики механизма, заключающийся в том, что преобразуют вибрацию узлов механизма в электрический сигнал, фильтруют и выделяют его информативный параметр, формируют сиг- 3$ нал коррекции, на который умножа" ют информативный параметр перед его изменением, и по полученному результату судят о деффекте механизма 2), Однако известный способ не позво- 40 ляет отделить изменение параметра, вызванное неисправностью, от допустимых изменений, происходящих не под действием времени наработки, а под действием полетно-режимных фак- 4> торов, вызывающих изменение динами,ческих сил и демпфирования давлений I .и температур в газовоздушном трах" ,те двигателя и в системе смазки, и вследствие этого недостаточная точ-® ность обнаружения многих неисправностей двигателя на ранней стадии их развития. Цель изобретения - повьппение точности М Укаэанная цель достигается тем,что согласно способудиагностики механизма,заключающемуся втом,что преобразу60 2 ют вибрацию узлов механизма в электрический сигнал, фильтруют и выделяют его информативный параметр, формируют сигнал коррекции, на который умножают информативный параметр перед его измерением, и по полученному результату судят о деффекте механизма, измеряют температуру и давление в гаэовоэдушном тракте и в системе смазки двигателя, а сигнал коррекции f формируют по. эависиК мости соответственно давление и температура в газовоздушном тракте; соответственно давление и температура в системе смазки; постоянные коэффициенты. Способ осуществляется следующим образом. Вибрации, создаваемые двигателем 2, преобразуются преобразователем I вибраций в электрический сигнал, который фильтруют фильтром 7, выделяют для измерения его информативный йараметр. Затем проводят коррекцию отфильтрованного сигнала по амплитуде путем подачи его с фильтра 7 на один из входов блока 8 коррекции, на второй вход которого подан сигнал от блока 9 формирова157360 Составитель А.111ман Редактор С.Патрушева Техред И.Асталош Корректор С.Черни Заказ 3327/38 Тираж 534 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 з 1 ния корректирующего сигнала. На входы блока 9 формирования подаются электрические сигналы от преобраэо вателей температуры 3 и давления 4 в гаэовоздушном тракте двигателя, преобразователей температуры масла и давления масла в системе смазки. Сигнал с информативным параметром снимают с выхода фильтра 7, перед измерением умножают в блоке 8 коррекции на си"нал коррекции, сформированный с учетом температур н давлений в газовоэдушном тракте и в системе смазки двигателя в виде зависимости 1 к(,» и РтР т1= г З и+- м где P и Т вЂ” соответственно давление и температура в гаэовоздушном тракте двигателя; Р и Т - соответственно давление и температура в системе смазки; S Ы„,ь, Ы,с + — постоянные коэффициен« ты. Сигнал с выхода блока 8 поступает в блок 10 измерения, в который, одновременно приходит сигнал от преобразователя 12 частоты вращения, скорректированный с учетом частоты вращения ротора. С выхода блока 10 измерения сигнал поступает на индикатор 11. Способ позволяет значительно повысить точность диагностики двигателя и обнаружить неисправности на их ранней стадии развития.