Датчик износа пары трения

 

ДАТЧИК ИЗНОСА ПАРЫ ТРЕНИЯ, содержащий корпус, размещенный в неподвижном элементе пары трения резистор , установленные в корпусе источник тока и регистрирующий прибор, отличающийся тем, что, с целью диференцированного определения износа каждого элемента пары трения, между истирающим элементом пары трения и резистором установлен щуп в виде стержняj резистор вьтолнен из электропроводной резины, а истирающий элемент пары трения с индикаторной лункой. ел Од со со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУВЛИН ((9! (((!,((!(! G 01 N 3/56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОЬРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 1) 3683093/2 5-2 8 (22) 26. 12.83 (46) 23,05.85. Бюл. 1! - 19 (72) Л.М.Гуревич, А.К.Реймер, В.В.Тюменев, И.Г.Пономарев и Г.И, Соколов (53) 620.178.16(088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 1023224, кл. С 01 N 3/56, 1980, (54) (57) ДАТЧИК ИЗНОСА ПАРЫ ТРЕНИЯ, содержащий корпус, размещенный в неподвижном элементе пары трения резистор, установленные в корпусе источник тока и регистрирующий прибор, отличающийся тем, что, с целью диференцированного определения износа каждого элемента пары трения, между истирающим элементом пары трения и резистором установлен щуп в виде стержня, резистор выполнен из электропроводной резины, а истирающий элемент пары трения с индикаторной лункой.

1157399

Изобретение относится к технике испытаний на трение и может быть использовано для измерения износа пары трения без разборки во время ее работы. 5

Известен датчик износа пары трения, содержащий корпус, размещенный в неподвижном элементе пары трения резистор, установленные в корпусе источник тока и регистрирующий прибор. О величине износа судят по изменению сопротивления резистора P1) .

Однако известным датчиком определяется только износ элемента пары, в котором установлен резистор.Опреде-15 ление износа. другого элемента пары трения невозможно без установки еще одного датчика. При этом точность измерения износа мала иэ-за того, что последовательно с датчиком изно- 20 са включено переходное сопротивление резистор — изнашивающий элемент.

Цель изобретения — обеспечение дифференцированного определения износа каждого элемента пары трения. 25

Укаэанная цель достигается тем, что в датчике износа пары трения, содержащем корпус, размещенный в неподвижном элементе пары трения резистор, установленные в корпусе источ- gp ник тока и регистрирующий прибор, между истирающим элементом пары трения и резистором установлен щуп в виде стержня, резистор выполнен иэ злектропроводной резины, а истирающий элемент пары трения — с индикаторной лункой.

На фиг. 1 показана принципиальная схема датчика на фиг. 2 —

40 кривые изменения сопротивления в процессе износа при постоянных оборотах вала, где кривая 1 — начальное значение сопротивлений, кривая II — текущее значение сопротивлений.

I 45

Датчик износа пары трения состоит из корпуса 1, крышки 2 корпуса, направляющей втулки 3 и контактов 4 °

Резистор 5, выполненный из эластичного электропроводного материала, например электропроводной резины, размещен в кррпусе 1 и своими концами зажат в контактах 4 гайкой 6. В направляющей втулке 3 установлен с возможностью осевого перемещения щуп 7, выполненный в виде стержня, один конец которого контактирует с изнашивающим элементом пары трения (валом) 8, а другой через неэлектропроводный наконечник 9 — с резистором неподвижного элемента пары трения.

На рабочей поверхности изнашивающего элемента пары трения размещена индикаторная лунка 11. К контактам 4 подключены источник 12 питания и регистрирующий прибор 13. Между крышкой 2 н источником 12 питания включен исполнительный элемент 14, отключающий машину при достижении максимального износа.

Датчик работает следующим образом.

В процессе износа пары трения вал 8 перемещает в направляющей втулке 3 щуп 7, который наконечником 9 растягивает резистор 5 из электропроводкой резины. Величина сопротивления резистора 5 регистрируется прибором 12 и соответствует изменению геометрических размеров обоих элементов пары (8 и 10) трения. По мере поворота вала 8 щуп 7 попадает на индикаторную лунку 11. При этом под действием упругой силы резистора 5 он перемещается вверх (на фиг. 1), при этом скачком изменяется сопротивление резистора 5. По времени прохождения щупом 7 лунки 11 (зная первоначальное время) можно судить об износе вала 8, поскольку с его износом длина лунки уменьшается. По достижении критической величины износа поверхность резинового резистора 5 касается крышки 2 (положение которой регулируется), вследствие чего на исполнительный элемент 14 подается питание, и он отключает машину.

Датчик позволяет измерять суммарный износ элементов подшипника в процессе его работы и получать информацию о состоянии каждого иэ элементов пары трения в отдельности. Точность измерения износа, обеспечиваемая таким датчиком, существенно выше чем у известного за счет того, что на его показания не влияет наличие переходного сопротивления вал — резистор.

Тарировка датчика может производиться заранее вне пары трения с большой точностью.

1157399

Составитель В.Горюнов

Редактор А.Шандор Техред T.Ìàòî÷êà Корректор И.Мусха

Заказ 3330/40 Тираж 897,Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35 ° Раушская наб. ° д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г,ужгород, ул.Проектная, 4

Датчик износа пары трения Датчик износа пары трения Датчик износа пары трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх