Передача,переключаемая под нагрузкой

 

1. ПЕРЕДАЧА, ПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ПОД НАГРУЗКОЙ, содержащая две пары соосных один с другим коаксиальных перемещаемых в осевом направлении один относительно другого валов, один из которых - ведущий, а другой ведомый , на обращенных один к другому концах которых, установлены фрикционные диски сцепления, которые выполнены с возможностью соединения один с другим в различных комбинациях с помощью центрального фрикционного.диска, установленного с возможностью осевого перемещения между двумя парами фрикционных дисков сцепления и вращения, отличающаяся тем. что, с целью уменьшения потерь в передаче, установленный с возможностбю перемещения и вращения центральный фрикционньй диск расположен между ведущим и ведомым валами, при этом как ведущий вал с обхватывающим его полым валом, так и ведомый с обхватываю-щим его полым валом через срответст . вующее зубчатое колесо и перебор, состоящий из колес, соединены между собой-с заданным передаточным отношением . 2.Передача по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительным валом, коаксиальным одному из основных валов, и установленным между зубчатым колесом последнего и дополнительным коаксиальным валом механизмом свободного (Л хода. 3.Передача по пп.1 и 2, о т л ичающаяся тем, что на дополнительном коаксиальном валу и том же зубчатом колесе ведомого вала выполнены взаимодействзтощие ду собой фрикционные поверхности. 4.Передача по пп. 1-3,о т л иОд чающаяся тем, что она снабО жена установленной на пути сило;о 1 вого потока, соответствующего самой низкой скорости вращения ведомого Од вала, гидродинамической муфтой. 5.Передача по пп. 1-4, от л ичающаяся тем, что она снабжена установленным на промежуточном валу кинематически связанным с ведомым валом механизмом блокировки заднего хода.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН 4уц F 16 H 3/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3467847/25-28 (22) 30.07.82 (31) А 3382/81 (32) 31.07.81 (33) Австрия (46) 07.06.85. Бюл. № 21 (72) Ханс Гетт, Йозеф Риттер, Герхард Риттер и Клаус Риттер (Австрия) (71) ЭФГ Знтвиклюнгс унд ФервертунгсГезельшафт мбХ (Австрия) (53) 621.833(088.8) (56) Артоболевский И,И. Механизмы; Т. II. М.-Л., изд-во АН СССР, 1948, с. 619, фиг. 1693.

Европейский патент ¹ 0019609, кл.iF 16 Н 3/08 1979 ° (54)(57) 1. ПЕРЕДАЧА, ПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ

ПОД НАГРУЗКОЙ, содержащая две пары соосных один с другим коаксиальных перемещаемых в осевом направлении один относительно другого валов, один из которых — ведущий, а другойведомый, на обращенных один к другому канцах которых установлены фрикционные диски сцепления, которые выполнены с возможностью соединения один с другим в различных комбинациях с помощью центрального фрикционного.диска, установленного с возможностью осевого перемещения между. двумя парами фрикционных дисков сцепления и вращения, о т л и" ч а ю щ а я с я тем .что, с целью уменьшения потерь в передаче, установленный-с возможностью перемеще„„SU„„1160943 A ния и вращения центральный фрикционный диск расположен между ведущим и ведомым валами, при этом как ведущий вал с обхватывающим его полым валом, так и ведомый с обхватываю-. щим его полым валом через соответствующее зубчатое колесо и перебор, состоящий из колес, соединены между собой с заданным передаточным отношением..

2 ° Передача по п. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что она снабжена дополнительным валом, коаксиальным одному из основных валов, и ус.тановленным между зубчатым колесом последнего и дополнительным коаксиальным валом механизмом свободного хода.

3. Передача по пп.1 и 2, о т л и-. ч а ю щ а я с я тем, что на дополнительном коаксиальном валу и том же зубчатом колесе ведомого вала выполнены взаимодействующие меж ду собой фрикционные поверхности.

4. Передача по пп. 1-3," о т л ич а ю щ а я с я тем, что она снабжена установленной на пути силового потока, соответствующего самой низкой скорости вращения ведомого вала, гидродинамической муфтой.

5. Передача по пп. 1-4, о т л ич а ю щ а я с я тем, что она снабжена установленным на промежуточном валу кинематически связанным с ведомым валом механизмом блокировки заднего хода.

1 11609

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач автомобилей.

Цель изобретения — уменьшение . потерь в передаче.

На фиг. 1 изображена передача, разрез по соосным валам; на фиг. 2 кинематическая схема передачи; на фиг. 3 — узел с гидродинамической муфтой, присоединяемый к ведомому валу.

Ведущий вал 1 расположен соосйо с ведомым валом 2. На одном конце ведущего вала 1 жестко закреплен фрик» ционный диск 3 сцепления, а на конце ведомого вала 2 — фрикционный диск 4 сцепления. Ведущий вал 1 в корпусе 5 передачи может смещаться, в осевом направлении за счет коль-„ цевого поршня 6, который образует две пальцеобраэные камеры 7 и 8 с разной рабочей площадью, жидкость в которые поступает по магистралям 9 и

10. Между дисками 3 и 4 сцепления установлен на валу 11 центральный фрикционный диск 12. На ведущем валу 1 коаксиально ему установлен полый вал 13, на одном конце которо—

ro укреплен фрикционный диск 14 сцепления, а на другом — зубчатое колесо 15. Полый вал 13 может вращаться и перемещаться в осевом направлении относительно ведущего вала 1.

Осевое перемещение осуществляется за счет кольцевых камер 16 и 17 и поршня t8 с различной рабочей площадью, получающим жидкость по магистралям

19 и 20.

На ведущем валу жестко закреплено зубчатое колесо 21, находящееся в зацеплении с зубчатым колесом 22, установленным на промежуточном валу 23. На этом же валу установлено другое зубчатое колесо 24, находя. щееся в зацеплении с зубчатым колесом

15. На ведомом валу 2 коаксиально ему установлен полый вал 25, на одном конце которого укреплен фрикционный диск 26 сцепления, а на другом — зубчатое колесо 27. Полый вал 25 имеет возможность осевого смещения, для чеЖ чего предусмотрен кольцевой поршень

28, который. расположен внутри кольцевых камер 29 и 30, питающихся по магистралям 31 и 32. Поверхность поршня 28 в ;<амере 30, нагружаемая рабо- чей жидкостью, больше, чем поверхности поршня в камерах 7 и 16, что исключает одновременный контакт дис43 2 ков 4 и 26 сцепления с центральным фрикционным диском 12.

Второй, коаксиально обхватывающий ведомый вал 2, дополнительный полый вал 33 имеет зубчатый венец

34. На лицевой части полумуфты 35, жестко связанной с валом 2, установлена переключаемая полумуфта 36, которая может соединяться либо с зубчатым венцом 34 вала 33, либо с зубчатым венцом 37 зубчатого колеса 38, установленного на валу 2 с возможностью вращения. Зубчатое колесо 38 при помощи контрпривода

39 передает вращение зубчатому колесу 27 в обратном направлении.

Коаксиально полому валу 33 установлено зубчатое колесо 40, соединен ное с помощью контрпривода 41 с зубчатым колесом 27 вторым постоянным передаточным отношением. Между

J полым валом 33 и зубчатым колесом

40 предусмотрен механизм 42 свободного хода, выполненный таким образом, что при движении зубчатого колеса

40 по отношению к полому валу 33 в направлении движения вперед ведомого вала 2 обеспечивает соединение между ними, а при движении в противоположном направлении — свободный ход.

Зубчатое колесо 40 имеет возможность смещаться относительно полого вала 33 на небольшую величину в осевом направлении. Полый вал 33 и зубчатое колесо 40 снабжены фрикционными поверхностями 43. Осевое смещение осуществляется с помощью рабочей жидкости, вводимой в кольцевую камеру по магистрали 44. Фрикционная муфта 45 шунтирует механизм 42 свободного хода. В варианте, изображенном на фиг. 1, на пути силового потока, соответствующего самой низкой скорости, установлена гидродинамическая муфта 46 (фиг. 3). На промежуточном валу, кинематически связанном с ведомым валом, установ-лен механизм 47 блокировки заднего хода, предотвращающий скатывание назад автомобиля, установленного на подъеме.

Передача работает следующим образом.

В данном случае передача имеет четыре скорости вперед и две назад.

На первой скорости в камеры 16 и 30 по магистралям 19 и 32 поступает ,рабочая жидкость. Полые валы 13 и

3 1

25 при этом движутся противоположно адин другому вдоль ведущего вала

1 и ведомого вала 2, фрикционные дис ки 14 и 26 сцепления. соединяются с центральным фрикционным диском 12.

Силовой поток идет от вала 1 зубчатым колесам 21, 22, 24 и 15, че рез полый вал 13 — фрикционным дискам 14, 12 и 26 сцепления, через полый вал 25 — зубчатому колесу 27, контрприводу 41, зубчатому колесу

40, механизму 42 свободного хода, полому валу 33, зубчатым венцам

34 и 37, зубчатому колесу 38 к ведомому валу 2.

На второй скорости в камеры 9 и

30 поступает рабочая жидкость, благодаря чему включается фрикционное сцепление 3-12-26 и образуется силовой поток, проходящий по цепи

1-3-12-26-27-41-40-42-33-34-36 -35-2.

На третьей скорости рабочая жидкость поступает в камеру 16, благо-" даря чему диск 3 сцепления прижимает свободно смещаемый центральный диск 12 к жестко закрепленному диску 4 сцепления на валу 2 и образуется силовой поток 1-21-23-15-13-14-12-4-2.

На,четвертой скорости рабочая жидкость поступает в камеру 9, бла160943 4 годаря чему диск 3 соединяет центральный диск 12 с диском 4 и получается силовой поток 1-3-12-4-2 °

На третьей и четвертой скоростях

3 механизм 42 свободного хода размы.кает соединение между полым валом

33 и зубчатым колесом 40.

В основном варианте (фиг. 1) передача яожет работать с двумя

11ъ скоростями заднего хода, если зубчатые венцы 34 и 37 будут находиться в зацеплении один с другим. Если передача включена как при первой скорос и, то силовой поток будет идти через зубчатое колесо 27, контрпривод 39, изменяющий направление вращения на противоположное, и зубчатое колесо 38, что соответствует низшей передаче заднего хода.

При включении левой стороны передачи, как при второй скорости вперед, силовой поток идет на правой стороне по тем же узлам, что и при второй передаче заднего хода.

Для смягчения ударных нагрузок при включении иногда целесообразно установить гидродинамическую муфту

46 между диском 26 и полым валом 25.

Для предотвращения скатывания с уклона назад предусмотрен механизм

47 блокировки заднего хода.

1160943

Фиг. 2 фиа,,У

Составитель А. Матвеев

Техред Л.Коцюбняк (Корректор Г.Решетник

Редактор В. Петраш

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 3862/58 Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Передача,переключаемая под нагрузкой Передача,переключаемая под нагрузкой Передача,переключаемая под нагрузкой Передача,переключаемая под нагрузкой 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к коробкам переключения передач, может использоваться в любых технических узлах, где требуется вариация скорости вращения и момента вращения какого либо вала, и в частности, в автотранспорте

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач

Изобретение относится к трансмиссии транспортного средства, включающей в себя парковочную шестерню

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращательного движения между валами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач автотракторной техники

 

Наверх