Устройство для транспортирования геофизического прибора в скважине

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ПРИБОРА В СКВАЖИНЕ, содержащее шток с утолщениями , жестко связанный с транспортируеья 1м прибором, герметично насаженный на шток подвижный корпус. размещенные внутри корпуса зубчатый элемент, который установлен на внутренней поверхности корпуса, расположенный соосно со штоком силовой механизм с ведущими шестернями, находящимися в зацеплении с зубчатым элементрм, стопорный механизм и механизм управления злектрическим приводом , отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы, шток выполнен из двух частей разного диаметра и установлен большим диаметром в сторону движения прибора, причем соотношение диаметров указанных частей штока выбирают таким, чтобы усилие, обусловленное гидростатическим давлением (Л в скважине, превшоало усилие, необходимое для возвратного перемещения подвижного корпуса.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦ) 1АЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (!9) ()3)

4(51) E 21 В 47 00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНЯТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3653362/22-03 (22) 19. 10. 83 (46) 15.06.85. Бюл. Р 22 (72) Д.А. Бернштейн, И.И. Барский и С.Ф. Михайлов (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт нефтепромысловой геофизики (53) 622.241(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

И 415356, кл. Е 21 В 47/00, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке )(3498420/22-03, кл. Е 21 В 47/00, 1982 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИ-

РОВАНИЯ ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ПРИБОРА В

СКВАЖИНЕ, содержащее шток с утолщениями, жестко связанный с транспортируемым прибором, герметично насаженный на шток подвижный корпус, размещенные внутри корпуса зубчатый элемент, который установлен на внутренней поверхности корпуса, расположенный соосно со штоком силовой механизм с ведущими шестернями, находящимися в зацеплении с зубчатым элементом, стопорный механизм и механизм управления электрическим приводом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы, шток выполнен из двух частей разного диаметра и установлен большим диаметром в сторону движения прибора, причем соотношение диаметров указанных частей штока выбирают таким, чтобы усилие, обусловленное гидростатическим давлением в скважине, превышало усилие, необходимое для возвратного перемещения подвижного корпуса.

45

1 116

Изобретение относится к промыслово-геофизическим исследованиям скважин и предназначено для доставки геофизических приборов на забой наклонно направленных и горизонтальных скважин.

Задача геофйзического исследования наклонно направленных скважин с большим углом отклонения от вертикали затруднена тем, что геофизические приборы не могут под действием своего веса перемещаться в таких скважинах.

Известно устройство для транспортировки приборов в скважине, содер, жащее корпус, внутри которого разме-, щены стопорно-раэжимные механизмы с приводами и опорными элементами и средство для реверса хода. Работа устройства заключается в попеременном стопорении в скважине одного из двух разжимных механизмов и перемещении освобожденного разжимного ме— ханизма к застопоренному механиз- 513.

Недостатком известного устройства является то, что наличие двух стопорно-разжимных механизмов с отдельными приводами снижает скорость доставки геофизических приборов на забой скважины. Кроме этого, создание достаточных усилий для.преодоления сил гидростатического давления скважинной жидкости на опорные элементы стопорно-разжимных механизмов требует большой редукции приводов, что ограничивает скорость перемещения стопорных механизмов, а следовательно, также снижает производительность исследований.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является устройство для транспортирования геофизического прибора в скважине, содержащее шток, жестко связанный с транспортируемым прибором» герметично посаженный на шток подвюкный корпус с зубчатым элементом, расположенным на его внутренней поверхности, механизмами — стопорным, силовым и управления электрическим приводом, расположенными внутри подвижного корпуса, причем

Ф силовой механизм, включающий электрический двигатель, редуктор и ведущие шестерни, расположен соосно со штоком. На противоположных концах штока выполнены утолщения, диа1697 2 метр которых больше наружного диаметра подвижного корпуса.

Работа устройства состоит в переменном чередовании двух циклов движений: первого — перемещения подвижного корпуса относительно неподвижного штока по направлению к заданно1 му для исследования интервалу скважины и второго — перемещения што16 ка и связанного с ним транспортируемого прибора относительно эастопоренного в скважине подвижного корпуса эа счет реверса направления вращения электрического привода. В результате двух циклов движения в скважине производится перемещение (один шаг ) транспортируемого прибора на расстояние, равное длине зубчатого элемента (рейки) на внутренней поверхности подвижного корпуса. Средняя скорость движения геофизического прибора в скважине равна отношению величины перемещения штока транспортирующего устройства за один цикл движения ко времени, необходимому для выполнения одного шага

Время выполнения одного шага складывается из времени выполнения перво- го и второго циклов и времени, необходимого на переключение направления вращения электрического привода.

Время выполнения цикла движения, связанного с транспортировкой геофизического прибора, определяется необходимостью получения достаточного тягового усилия для перемещения ка-. беля и геофизического прибора (не менее 200-300 кГс ), .что обеспечивается выбором величины коэффициента редукции. Для выполнения цикла движения, связанного с перемещением под.вижного корпуса, не требуется получение такого большого усилия, поскольку при этом движении преодолевается только сила трения в герметиэирующих сальниках устройства (не превышает 20-30 кГс). Однако время выполнения и этого цикла определяется тем же коэффициентом редукции.

Таким образом, время выполнения обоих циклов перемещения практически одинаково, поскольку оно определяется только скоростью вращения вала электрического привода устройства, коэффициентом редукции вращения, обеспечивающим достаточный момент силы на ведущей шестерне устройства и диаметром последней. Время выполнения одного иэ циклов движения рав t 161697

I но t =,, где — величина ю k 7d перемещения штока за один цикл движения, w — частота вращения вала электродвигателя; d — диаметр веду.щей шестерни. Если величина перемещения штока составит 1,5-2 м (длина подвижного корпуса при этом будет не менее 2-2,5 м и длина должна быть ограничена условием проходимости в скважине цепочки "транспортирую щее устройство-геофизический прибор"), то при реальных значениях

И=12000 об/мин,. К200 и d=0,05 м.

1,5

10 с.

55

Время одного шага при этом равно

2t+4 с или 24 с, где 4 с время выполнения двух реверсов направления вращения электрического привода.

Таким образом, средняя скорость дви жения устройства в скважине равна

1,5 м/24 с или 225 м/ч.

Недостатком данного устройства является, следовательно, низкая скорость доставки скважинного прибора в интервал скважины, подлежащий исследованию.

Кроме того, необходимость частой смены направления вращения электрического привода силового механизма снижает надежность работы устройства в целом.

Цель изобретения — повышение эф фективности устройства.

Указанная цель достигается тем, что в известном устройстве для транспортирования геофизического прибора в скважине, содержащем шток с утолщениями, жестко связанный с транспортируемым прибором, герметично насаженный на шток подвижный корпус, размещенные внутри корпуса зубчатый элемент, который установлен на внутренней поверхности корпуса, расположенный соосно со штоком силовой механизм с ведущими шестернями,. находящимися в зацеплении с зубчатым элементом, стопорный механизм и механизм управления электрическим приводом, шток выполнен иэ двух частей разного диаметра и установлен большим диаметром в сторону движения прибора, причем соотношение диаметров указанных частей штока выбирают таким, чтобы усилие на подвижный корпус, обуслсвленное гидростатическнм давлением в скважине, превышало усилие, необходимое для,возвратного пе- ремещения подвижного корпуса.

Перемещение транспортируемого прибора в нужный интервал осуществляется в этом случае двумя циклами движения: первым — свободное перемещение подвижного корпуса устройства относительно штока за счет усилия, развиваемого давлением скважинной жидкости; вторым — принудительное перемещение штока устройства и жестко связанного с ним прибора в сторону застопоренного на стенках скважины подвижного корпуса при помощи электрического привода силового механиз- . ма.

Такое решение позволяет отказать-, ся от реверсирования направления вращения. электрического привода и повысить производительность исследований за счет сокращения времени движения подвижного корпуса устройства относительно штока.

Новизна предлагаемого устройства по сравнению с известным заключается в обеспечении разной скорости движения разных частей устройства — движение штока с геофизическим прибором с малой скоростью, обусловленной необходимостью большой редукции привода для получения большого тягового усилия, возвратного движения подвижного корпуса с большей скоростью относительного штока.

Отличие предлагаемого от известных устройств для транспортировки геофизических приборов в скважине заключается в использовании гидравлического усилия скважинной жидкости для перемещения одной части устройства относительно другой за счет выполнения штока из двух частей разного диаметра.

Для возвратного движения подвиж- . ,ного корпуса устройства относительно штока достаточно усилия на 20-25 кГс: больше трения штока в сальникаХ подвижного корпуса, Поскольку величина силы трения не превышает 2030 кГс, гидравлическое усилие, развнваемое скважинной жидкостью, должно быть не более 40-50 кГс. Это усилие может быть легко достигнуто.

Так при гидростатическом давлении скважинкой жидкости 20 ИПа для получения гидравлического усилия в

50 кГс необходима разность в попереч1161697

g$

35 ном сечении двух частей штока всего в 0,25 см .

Перемещение подвижного корпуса под действием, гидравлического усилия скважинной жидкости представляет собой равноускоренное движение, время которого определяется по формуле t (2 1mlF) где 2 — величина перемещения подвижного корпуса за один цикл движения, Р— ускоряющая сила, равная развиваемому гидравлическому усилию минус сила трения штока в сальниках подвижного корпуса, m — масса подвижного корпуса.

При реальных значениях параметров 1=1,5 м, F=20 кГс и m-=100 кг получим „= (2 -1, 5 .100! 20) 4 с, а время одного шага при этом будет. равно t+t 10+4= 14 с.

Средняя скорость движения предлагаемого устройства в скважине составит 1,5 и/14 с или 320 м/ч, что в 1,7 раз больше скорости, развиваемой известным устройством.

Таким образом, вследствие независимости возвратного движения подвижного корпуса от коэффициента редукции электрического привода силового механизма, увеличение только на 10Х усилия на валу электрического привода на преодоление гидравлического давления жидкости приведет к значительному увеличению (почти в 2 раза) скорости доставки геофизических приборов в нужный интервал пологонаправленных скважин. Кроме того, повышается надежность работы электрического привода, так как в предлагаемом устройстве не требуется изменения направления его вращения. Электрический двигатель устройства во время возвратного движения подвижного корпуса должен быть автоматически отключен, после чего сразу же начинается возвратное движение подвижного корпуса. Таким образом около. 307 общего времени движения электрический двигатель не работает.

На чертеже изображено предложенное устройство, общий вид.

Устройство состоит из штока 1, жестко соединенного с геофизическим прибором 2. Шток состоит из двух частей разного диаметра 1а и

16 и установлен большим диаметром

16 в сторону движения прибора. На

36

35 шток герметично насажен подвижный корпус 3, совершающий возвратно-поступательное движение вдоль оси штока. Соосно к нему жестко нрисоединен силовой механизм, представляющий собой электрический двигатель 4, редуктор 5, ведущие шестерни 6, входящие в зацеплении с зубчатым механизмом (рейкой) 7, закрепленным на внутренней поверхностй корпуса 3. Механизм управления электрическим приводом, включающий концевые выключатели 8, 9 и схему управления, обеспечивает автоматическое включение и выключение электродвигателя 4.

Герметизация корпуса 3 на штоке обеспечивается сальниками 10 и 11.

На корпусе 3 шарнирно закреплены стопорные элементы 12, обеспечивающие фиксацию положения подвижного корпуса устройства относительно стенок скважин 13. С целью умень- шения трения подвижного корпуса о стенки скважины по обе стороны от него на штоке имеются утолщенные участки 14, диаметр которых больше внешнего диаметра подвижного корпуса.

Ведущие шестерни 6 снабжены устройствами (не показаны), размещаемыми на их оси и обеспечивающими передачу усилия при вращении их только в одну сторону, не создавая тем самым дополнительной нагрузки при свободном движении подвижного корпуса под действием гидравлического усилия скважинной жидкости.

Устройство работает следующим об-разом.

При небольших углах наклона скважины прибор перемещается вдоль ствола за счет силы тяжести. При переходе на пологий участок ствола скважины, где перемещение прибора за счет сил тяжести становится невозможным, с наземного блока управления поступает сигнал на.раскрытие стопорных элементов 12. Подвижный корпус 3 фиксируется на стенках скважины 13 в крайнем относительно штока 1 положении от направления движения прибора, куда его приводит давление скважинной жидкости. Подается сигнал на включение электрического двигателя 4 силового механизма, приводящего в движение ведущие шестрени 6, которые, вращаясь, обкатываются по рейке 7 и проталкивают шток 1 и жестко

5 б

Заказ 3948/38

Подписное

ВНИИПИ

Тираж 540

7 11 связанный с ним геофизический прибор 2 по направлению к заданному для исследования интервалу. При достижении штока крайнего положения концевои выключатель 9 отключает электродвигатель 4 и подвижный корпус 3 под действием гидравлического усилия, развиваемого скважинной жид-! костью быстро и равноускоренно возвращается в исходное положение, причем этому движению не мешают стопорные элементы 12, поскольку в направлении движения прибора они не оказывают сопротивления движению корпуса 3. Корпус движется вперед до тех пор, пока концевой выключатель 8 не включает электрический двигатель 4, который развивает тяговое усилие и проталкивает шток 1 и геофизический прибор 2 по направлению движения.

61697 8

Такие шаги повторяются до достижения заданного для исследования интервала, после чего по сигналу с наземного блока управления производится складывание опорных элементов 12 и осуществляется геофизическое иссле.дование заданного интервала скважины. После проведения исследования геофизический прибор и транспортиру1п ющее устройство извлекают иэ скважины при помощи каротажного кабеля.

Предлагаемое устройство позволяет почти в два раза увеличить скорость доставки геофизических приборов в заданный интервал пологонаклонной скважины, что обеспечивает повышение производительности геофизических исследований, уменьшает простой скважины, улучшает ее промысловые харакщ теристики.

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Устройство для транспортирования геофизического прибора в скважине Устройство для транспортирования геофизического прибора в скважине Устройство для транспортирования геофизического прибора в скважине Устройство для транспортирования геофизического прибора в скважине Устройство для транспортирования геофизического прибора в скважине 

 

Похожие патенты:

Дебитомер // 1160021

Изобретение относится к нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, в частности к способам контроля содержания нефти в пластовой жидкости скважины в процессе ее эксплуатации
Наверх