Способ выявления дефектов в бывших в эксплуатации рельсах

 

СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ В БЬШШИХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЛЬСАХ, заключающийся в том, что рельс нагружают сосредоточенной изгибающей нагрузкой, регистрируют сигналы акустической эмиссии, измеряют скорость счета акустической эмиссии и по ее значению определяют наличие в рельсе трещин, отличающийся тем, что, с целью упрощения контроля и повьшения достоверности выявлейия контактно-усталостных поперечньк трещин, нагруженние производят в плоскости наибольшей жесткости рельса при его непрерьшном движении относительно зоны приложения нагрузки, при нагруже (Л нии создают последовательно в головке и подошве рельса растягивающие напряжения, составляющие 85-95% от предела текучести. CD 00 ex

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (191 (l l |

<(s>;; G 01 N 29/04

К алпаратуре

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИ (21) 3643449/25-28 (22) 19.09. 83 (46) 15.06.85. Бюл. 9 22 (72) Е.А. Шур, В.Л. Порошин, В.Б. Козлов, В.И. Урбах, В.С. Лысюк и Г.Н. Ульянов (71) Всесоюзный ордена Трудового

Красного Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (53) 620. 179.16 (088.8) (56) 1. Гурвич А.К. Дефектоскопия рельсов. И., "Транспорт", 1978, с. 440.

2. Труды институтов инженеров железнодорожного транспорта.

В сб.:Проблемы диагностики подвижного состава железных дорог, вып. 687, М., ИИИТ, 1981, с. 26-29 (прототип). (54)(57) СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ

В БЫВШИХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЛЬСАХ, заключающийся в том, что рельс нагружают сосредоточенной изгибающей нагрузкой, регистрируют сигналы акустической эмиссии, измеряют скорость счета акустической эмиссии и по ее значению определяют наличие в рельсе трещин, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упрощения контроля и повышения достоверности выявления контактно-усталостных поперечных трещин, нагруженние производят в плоскости наиболь- шей жесткости рельса при его непрерывном движении относительно зоны приложения нагрузки, при нагружении создают последовательно в головке и подошве рельса растягивающие напряжения, составляющие 85-95Х от предела текучести.

1161866

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ выявления дефектов в бывших в эксплуатации рельсах, заключающийся в том, что рельс нагружают сосредоточенной изгибающей нагрузкой, регистрируют сигналы акустической эмиссии, измеряют скорость счета акустической эмиссии и по ее значению

30 определяют наличие. в рельсе трешин f2) .

Данный способ характеризуется сложностью операций контроля и низкой достоверностью, обусловленной следующим. Для выявления дефектов в головке и подошве рельсов необходимо нагружать рельс дважды, после первого нагружения рельс требуется кантовать. Создание по всей дли- 40 не рельса необходимых для выявления дефектов напряжений возможно только путем его последовательного нагружения (нагружения по частям).

Произвольный выбор нагружающей на- 45 грузки не гарантирует выявление контактно-усталостных трещин.

Цель изобретения — упрощение контроля и повышение достоверности выявления контактно-усталостных попе.50 речных трещин.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу выявления дефектов в бывших в эксплуатации рельсах, заключающемуся в том, 55 что рельс нагружают поперечной изгибающей нагрузкой, регистрируют сигналы акустической эмиссии, измеИзобретение относится к области неразрушающего контроля железнодорожных рельсов акустико-эмиссионным методом и может быть использовано на звеносборочных балах, рельсо- 5 сварочных поездах и других стационарных предприятиях железнодорожного транспорта.

Известен способ выявления дефектов в рельсах методами ультра- 10 звуковой дефектоскопии, в том числе с помощью специализированных ультразвуковых дефектоскопов (1) .

Недостаток способа заключается в низкойдостоверности контроля, обус- 15 ловленной физической сущндстью метода, основанного на прозвучивании металла ультразвуковыми импульсами. Способ не гарантирует 100Х.-го

I выявления дефектов, снижающих проч- 20 ность рельсов. ряют скорость счета акустической эмиссии и по ее значению определяют наличие в рельсе трещин, нагружение производят в плоскости наибольшей жесткости рельса при его непрерывном движении относительно зоны приложения нагрузки, при нагружении создают последовательно в головке и подошве рельса растягивающие напряжения, составляющие 85-95Х от предела текучести.

На чертеже представлена схема реализации предлагаемого способа, Рельс 1, имеющий головку 2 и подошву 3, расположен между валками

4 — 7 нагружающего устройства (не показано). К валкам 5 и 6 приложены нагрузки Р и P> . Бесконтактный датчик 8 расположен в непосредственной близости от поверхности рельса 1.

Способ выявления дефектов в бывших в эксплуатации рельсах осуществляется следующим образом.

Прикладывают к рельсу 1 нагрузки Р и P . Вращают валки 4 — 7, тем самым перемещают рельс 1 между валками 4 — 7. Приложением к рельсу 1 нагрузок Р и Р и враг щением валков 4 — 7 нагружают рельс 1 сосредоточенной изгибающей силой, нагружение производят. в

I плоскости наибольшей жесткости рельса 1 при его непрерывном движении относительно зоны приложения нагрузки. Нагрузки Р и Р выбирают таким образом, чтобы в головке 2 и подошве 3 рельса 1 напряжения составляли 85-95% от предела текучести. Сигналы акустической эмиссии принимают датчиком 8 и обрабатывают по параметру скорость счета.

Нижняя граница создаваемых в рельсе растягивающих напряжений обусловлена необходимостью обнаружения дефектов площадью более 1 см2, так как рельсы с такими дефектами создают серьезную угрозу безопасности движения.

Верхняя граница создаваемых напряжений выбрана, исходя из того, что наличие в рельсе 1 дефекта площа.дью менее 0,5 см2 не приводит к значительному снижению его прочности, Вследствие различия в пределах текучести подошвы 3 и головки 2 бывших в эксплуатации рельсов за счет наклепа последней, а также раз- личия их момента сопротивления, 1161866

Составитель К. Хипков

Редактор М. Келемеш Техред Т.Маточка Корректор И. Эрдейи

Заказ 3965/47 Тираж 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Моеква, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 прикладываемые к рельсу 1 нагрузки

-Р и Р различны (Р< r Р ). За счет локализации нагружения рельса 1 од новременно с обнаружением дефекта определяется и его местонахождение.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет упростить контроль и повысить достоверность за счет нагружения рельса в плоскости наиболь. шей жесткости при его непрерывном движении и за счет создания напряжений, необходимых для выявления контактных усталостных поперечных дефектов.

Способ выявления дефектов в бывших в эксплуатации рельсах Способ выявления дефектов в бывших в эксплуатации рельсах Способ выявления дефектов в бывших в эксплуатации рельсах 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для контроля качества сварных соединений

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для оперативного контроля работоспособности ультразвуковых (у.з.) дефектоскопов в процессе их настройки и поиска с помощью них дефектов в разнообразных материалах и изделиях промышленности, например,в сварных соединениях, в железнодорожных рельсах

Изобретение относится к технике неразрушающих испытаний ультразвуковыми методами и может быть использовано в различных областях машиностроения для контроля материалов и изделий, преимущественно крупногабаритных и с большим затуханием ультразвука

Изобретение относится к газо- и нефтедобыче и транспортировке, а именно к методам неразрушающего контроля (НК) трубопроводов при их испытаниях и в условиях эксплуатации

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для диагностики изделий переменной толщины сложной геометрии по параметрам их колебаний

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано при контроле качества, изменения структурно-фазовых состояний и физико-механических параметров материалов и элементов конструкций, а также в целях акустической спектроскопии массива горных пород, по измерению коэффициента затухания упругих волн и его частотной зависимости

Изобретение относится к области акустических методов неразрушающего контроля

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для диагностики железобетонных строительных конструкций, обделок и облицовок гидротехнических туннелей
Наверх