Трансмиссия гусеничной машины

 

1. ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ, содержащая корпус с коробкой передач, первичный вал которой связан с валом двигателя машины, а выходной вал кинематически соединен с первыми звеньями бортовых, трехзвенных планетарныхмеханизмов, вторые звенья которых имеют тормоза и соединены с ведущими колесами машины регулируемой гидрообъемной передачей , вал гидронасоса которой связан с валом двигателя мащины, а вал гидромотора кинематически связан посредством двух выполненных с возможностью синхронного управления блокировочных фрикционов механической передачи и вала с третьими звеньями бортовых трехзвенных планетарных механизмов, отличающаяся тем, что, с целью повышения зффектив;ности путем расширения функциональных возможностей гидропередачи для различных режимов движения,, она снабжена дополнительным тормозом, муфтой двустороннего действия и двумя трех ,звенными дифференциалами, один из которых, вьтодненный несимметричным, первым звеном связан с выходным валом гидромотора, вторьп4 звеном соединен с одной стороны посредством первого из упомянутых блокир овочных фрикционов с выходным валом гидромотора , а с другой - через механическую передачу связан с муфтой двустороннего действия, связанной с одним из двух выходных звеньев другого трехзвениого дифференциала , выполненного симметричным, перi вое входное звено которого соединено посредством механической передаСЛ чи с третьим звеном несимметричного дифференциала, а через второй блокирующий фрикцион - с корпусом, причем оба выходных звена симметричного дифференциала посредством вала, вьтолненного из двух соосных половин , связаны с третьими звеньями боро товых суммирующих трехзвенных планею тарных механизмов, а дополнительный Од тормоз установлен на выходном валу, коробки передач. го 2. Трансмиссия поп,1, отлисх «1ающаяся тем, что нессиметричный трехзвениый дифференциал выполнен в виде планетарного ряда, первое звено которого является солнечной шестерней, второе - эпициклической шестерней, а третье - водилом.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

» L

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВЪ & М«:«; " » /. .

i « »«»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3703906/27-11 (22) 24,02,84 (46) 23.06.85.Бюл.923 (72) В.В.Павлов (71) Московский ордена Трудового Красного Знамени автомобильно-дорожный институт (53) 629.113.585 (088.8) (56) I.Авторское свидетельство СССР

9 1020268, кл. В 60 К 17/10, 1971 ° (54) (57) I . ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ

МАШИНЫ, содержащая корпус с коробкой передач, первичный вал которой связан с валом двигателя машины, а выходной вал кинематическн соединен с первыми звеньями бортовых, трех-. звенных планетарных механизмов, вторые звенья которых имеют тормоза и соединены с ведущими колесами машины . регулируемой гидрообъемной передачей, вал гидронасоса которой связан с валом двигателя машины, а вал гидромотора кинематически связан посредством двух выполненных с возможностью синхронного управления блокировочных фрикционов механической передачи и вала с третьими звенья° ми бортовых трехзвенных планетарных механизмов, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффектив;ности путем расширения функциональных возможностей гидропередачи для . различных режимов движения,.она снабжена дополнительным тормозом, муфтой

„„SU„„1 228 А (д1) В 60 К 17/10, В 62 D 11/18 двустороннего действия и двумя трех, звенными дифференциалами, один из которых, выполненный несимметричным, первым звеном связан с выходным валом гидромотора, вторым звеном соединен с одной стороны посредством первого из упомянутых блокировочных фрикционов с выходным валом гидромотора, а с другой — через механическую передачу связан с муфтой двустороннего действия, связанной с одним иэ двух выходных звеньев другого трехзвенного дифференциала, выполненного симметричным, первое входное звено которого соедине- Ф но посредством механической переда@ чи с третьим звеном несимметричного дифференциала, а через второй блокирующий фрикцион — с корпусом, при- С чем оба выходных звена симметричного дифференциала посредством вала, выполненного из двух соосных половин, связаны с третьими звеньями бор- 1аа4 товых суммирующих трехзвенных плане- ©) тарных механизмов, а дополнительный фф тормоз установлен на выходном валу. ф) коробки передач. фф

2. Трансмиссия по п,l, о т л и - Q)

Ч а ю щ а я с я тем, что нессиметричный трехэвенный дйфференциал вынолнен в виде планетарного ряда, первое звено которого является солнечной шестерней, второе — эпициклической шестерней, а третье — водилом.

1162

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, состоящих из комбинации механических и гидравлических передач, и предназначено для использования на гусеничных машинах или колесных тягачах с бортовой схемой поворота.

Известна трансмиссия гусеничной машины, содержащая корпус с коробкой 10 передач, первичный вал которой связан с валом двигателя машины, а выходной вал кинематически соединен с первыми звеньями бортовых трехзвен.ных планетарных механизмов, вторые звенья которых имеют тормоза и соединены с ведущими колесами машины регулируемой гидрообъемной передачей, вал гидронасоса которой связан с валом двигателя 20 машины, а вал гидромотора кинематически связан посредством двух выполненных с возможностью синхронного управления блокировочных фрикционов механической передачи и вала с третьими звеньями бортовых трехзвенных планетарных механизмов (1 J.

Недостатком известной трансмиссии является то, что регулируемую гидропередачу нельзя использовать для расширения диапазона трансмиссии в прямолинейном движении машины, э что приводит к необходимости использования многоступенчатой механической коробки передач. Это повьппает общую массу трансмиссии и сужает ее функциональные возможности.

Цель изобретения †. повьппение эффективности путем расширения функ40 циональных возможностей гидропередачи для различных режимов движения машины.

Указанная цель достигается тем, .4$ что трансмиссия гусеничной машины, содержащая корпус с коробкой передач, первичный вал которой связан

1 с валом двигателя машины,.а выходной вал кинематически соединен с первы- 50 ми звеньями бортовых трехзвенных

-планетарных механизмов, вторые звенья которых имеют тормоза и соединены с ведущими колесами машины регулируемой гидрообъемной передачей, вал гидро- 55 насоса которой связан с валом двигателя машины, а вал гидромотора кинематически связан посредством двух

628 выполненных с возможностью синхронного управления блокировочных фрикционов механической передачи и вала с третьими звеньями бортовых трехзвенных планетарных механизмов, снабжена дополнительным тормозом, муфтой двустороннего действия и двумя трехзвенными дифференциалами, один из которых, выполненный несимметричным, первым звеном связан с выходным валом гидромотора, вторым звеном соединен с одной стороны посредством первого из упомянутых блокировочных фрикционов с выходным валом гидромотора, а с другой — через механическую передачу связан с .муфтой двустороннего действия, связанной с одним из двух выходных звеньев другого трехэвенного дифференциала, выполненного симметричным, первое входное звено которого соединено посредством механической передачи с третьим звеном несимметричного дифференциала, а через второй блокирующий фрикцион — с корпусом, причем оба выходных звена симметричного дифференциала посредством вала, выполненного из двух соосных половин, связаны с третьими звеньями бортовых суммирующих трехзвенных планетарных механизмов, а дополнительный тормоз установлен .на выходном валу коробки передач.

Кроме того, несимметричный трехзвенный дифференциал выполнен в виде планетарного ряда, первое звено которого является солнечной шестерней, второе — эпициклической шестерней, а третье — водилом.

На фиг. изображена кинематическая схема предлагаемой трансмиссии гусеничной машиной с элементами управления; на фиг. 2 — схема узла трансмиссии, обеспечивающего передачу мощности дополнительным приводом при различных режимах движения машины (прямолинейном и повороте ).

Трансмиссия гусеничной машины состоит из сцепления расположенного между двигателем 2 и механической коробкой 3 передач, ведомый (выходной ) вал которой имеет транс- . миссионный тормоз 4, связанный через промежуточные элементы трансмиссии 1,условно не показана ) с первыми звеньями, например эпициклическими шестернями бортовых суммирующих трехзвенных дифференциалов

1162 з

5 и 6 планетарного типа, вторые звенья (водила ) которых соединены с ведущими колесами 7 и 8 гусениц машины, а третьи (солнечные шестерни)с полуосями 9 и 10, выполненными в виде соосного вала, состоящего из двух половин. Указанные элементы трансмиссии образуют основной привод. Между ведущими колесами 7 и 8 и трехзвенными дифференциалами 10

5 и 6 могут быть размещены бортовые передачи (условно не показаны )и установлены тормоза 11 и 12, Дополнительный привод состоит из регулируемой реверсивной гидропередачи, выполненной в виде аксиальнопоршневого регулируемого насоса 13 и нерегулируемого гидромотора 14.

Вал насоса 13 связан с входным (веI

-дущим )валом коробки 3 передач, а гидромотора — с первым звеном 15 несимметричного трехзвенного дифференциала 16, второе звено 17 которо- го с одной стороны соединено с блокирующим фрикционом 18, а с другой посредством механической передачи 19, например зубчатой конической шестеренчатой пары, — с муфтой 20 двустороннего действия, перемещающейся на шлицах полуоси 9 .Третье (водило ) звено 21 дифференциала 16, 1 ! выполненного в виде планетарного ,ряда, также через аналогичную механическую передачу 22 связано с первым входным звеном (корпусом ) другого трехзвенного симметричного дифференциала 23 (автомобильного типа ).

Корпус дифференциала 23 связан также с блокирующим фрикционом 24, замыкающим его на корпус 25 (картер ) дополнительного привода, Таким образом, в замкнутом состоянии фрикцион 24 посредством передачи 22 затормаживает третье звено (водило ) 21 планетарного ряда.

В положении T (фиг,2) муфта 20 соединяет половину полуоси 9 с механической передачей 19, а в положении 11 — с корпусом дифференциа" я ла 23, т.е. блокирует последний.

Трансмиссия работает следующим образом.

Прямолинейное движение машины обеспечивается на 3-х режимах. На первом мощность от двигателя 2 .черезсцепление 1, коробку. 3 пере"

628 4 дач передается к бортовым суммирующим трехзвенным дифференциалам 5 и 6 и далее — к ведущим колесам 7 и 8 гусениц. При этом насос 13 развивает нулевую производительность, вал гидромотора 14 гидравлически заторможен, все звенья несимметричного дифференциала 16 неподвижны и заблокированы фрикционом 18 постоянно замкнутого типа. Муфта 20 находится в положении 11 (фиг.2). Шестерня механической передачи 19 свободно прокручивается на валу 9. Блокирующий фрикцион 24 выключен, а корпус симметричного дифференциала 23 при помощи водила 21 также заторможен. Мощность от двигателя 2 к ведущим колесам 7 и 8 передается одним механическим каналом. При этом звенья бортовых суммирующих дифференциалов 5 и 6, связанные полуосями 9 и 10 соосного вала с симметричным дифференциалом 23, также неподвижны.

На втором режиме при помощи регулируемой гидропередачи дополнительного привода третьим звеньям дифференциалов 5 и 6 задают направление вращения, совпадающее с направлением вращения его первых звеньев. Обеспечивается ускоренный режим движения машины. Фрикцион 18 остается включен,ным, что при работе гидропередачи обеспечивает несимметричному дифференциалу 16 одну степень свободы.

Муфта 20 находится в положении 11 (фиг.2 ), а фрикцион 24 выключен. Дифференциал 23 заблокирован муфтой

20,-полуоси 9 н 10 вращаются с одинаковой скоростью в одну сторону.

На третьем режиме в прямолинейном движении при помощи регулируемой гидропередачи дополнительного привода третьим звеньям дифференциалов 5 и 6 при блокированном симметричном дифференциале 23 задают направления вращения, противоположные по отношению к направлению вращения его первых звеньев, связанных с ведомым валом коробки 3 передач. Это обеспечивается реверсом гидромотора 14 за счет регулирования.насоса 13. Управление тормозными механизмами (фрнкционами 18 н 24) и муфтой 20 аналогично второму режиму, Прн этом обеспечивается замедленный режим движения машины.

1162628 б

Поворот машины осуществляется на боды. Блокирующие йрикционы 18, 24

4-х режимах. и муфта 20 находятся в положениях, При повороте на первом режиме соответствующих повороту машины. Выгидропередача служит для бесступенча-. ходные (вторые ) звенья дифференциатого регулирования радиуса поворота g лов 5 и 6, связанные с ведущими путем изменения производительности колесами 7 и 8, вращаются в противонасоса 13. Муфта 20 перемещается в по положные стороны со скоростями, опреложение t (фиг,2), а фрикцион 24 бло- деляемыми производительностью насо кирует корпус дифференциала 23 с кор са 13, Причем различное сопротивлецусом 25 дополнительного привода. 10 ние (внешнее и внутреннее) движению

Фрикцион 18 выключается, что позвол - гусениц не влияет на величину радиует удерживать неподвижным водило 21 . са поворота машины. несимметричного дифференциала 16 св" Можно обеспечить также и четверзанное механической передачей 22 тый режим поворота. Это поворот на с корпусом дифференциала 23. 1S нейтрали в коробке 3 передач без

Трехзвенный дифференциал 16 рабо включения трансмиссионного тормотает как обычная механическая пере за 4. При этом дифференциалы 5 и 6 дача, передавая мощность через ме- имеют две степени свободы, а радиус ханическую передачу 19 к выходным поворота зависит от сопротивления двизвеньям симметричного дифференциа - 20 жению гусениц. Так как внутренние ла 23, которые при его ос ««»e< o потери в гусеничных движителях разкорпусе вращаются с одинаковои ско личны, что определяется положением ростью в противоположные стороны ° ведущих колес по отношению к натянуП луо и 9 и 10 также вращаются про тым при повороте машины ветвям гусетивоположных направлениях, что обеспе"25 ниц, то ясно, что радиус поворота чивает при помощи бортовых суммирую . будет отличен от нуля. Первые звенья щих трехзвенных дифференциалов 5 в 5и6 дифференциалов 5 и 6, связанные межазные линейные скорости гусеницам ду собой, при разных сопротивлениях разны ! машины. Направление поворота машины движению гусениц будут прокручиватьопределяется положением валика управ о ся, что обеспечивает неустойчиления регулируемого насоса 13 относи вый" поворот машины на месте. тельно нулевого положения. При управлении трансмиссией вклюВторой режим поворота машины обес чение.и выключение фрикционов 18, печивается тормозами 11 и 12 при дви 24 и муфты 20 выполняется синхронжении на ускоренном или замедленном но и может быть выполнено автоматй35 м режимах, ах когда мощность от двигате- чески ля к ведущим ко

2 ведущим колесам 7 и 8 переда- При использов ании предлагаемой д умя каналами механическим и трансмиссии на гусеничных машинах гидравлическим. лическим. Этот режим поворота в народном хозяйстве можно получить предназначен для начен для реализации больших

49 следующии эффект Трансмиссия пред радиусов при незна ри незначительном затра- полагает широкую унификацию основчивании мощности ности на торможение. Тор- ных элементов за ч . маза и

11 12 используются в основ- автомобильных сц „й ном кратковременно для ременно для подворотов 4-5-ступенчатых механи еских машины, движущейся, нап ижущейся например по ко- бок передач и автомоб,х иф

Э ренциалов (при небольшой переделке) лее дороги. что уменьшает номенклатуру комплекI

Третий режим — поворот относитель- тующих изделий для колесных и гусено геометрического центра машины с ничных машин, упрощает ремонт и нулевым радиусом на нейтрали в короб- обслуживание машин прй эксплуата ке 3 передач, т.е. когда мощность от ции, Достаточный диапазон трансмис1 двигателя 2 к ведущим колесам 7 и 8, сии при прямолинейном движении обес.передается только через гидропереда- печивается гидропередачей, позволяючу. Включается тормоз 4, блокирующий щей работать на ускоренном или зачерез элементы трансмиссии первые медленном режиме. Гидропередача звенья (эпициклические шестерни ) также используется для бесступенбортовых суммирующих трехзвенных чатого регулирования радиуса поводифференциалов 5 и 6, которые в этом рота машины в широком диапазоне случае будут иметь одну степень сво- (без дополнительных потерь мощносФиг.!

Р

© / Составитель А. Барыков

Редактор Г.Волкова Техред С.йовжий

Корректор С Лекмар, Заказ 4025/13 Тираж 650

ВКИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г,ужгород ул.Проектная, 4

7 1!62628

8 ти в механизме поворота), что повы- данной трансмиссией. увеличение средней шает топливную экономичность и сред- скорости движения способствует повышенюю скорость движения, а наличие ниюпроизводительности машин,обеспечигарантированного нулевого радиуса вая экономический эффект при перевоэповорота — маневренность машин с ке народнохозяйственныхгруэов.

Трансмиссия гусеничной машины Трансмиссия гусеничной машины Трансмиссия гусеничной машины Трансмиссия гусеничной машины Трансмиссия гусеничной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

 

Наверх