Способ исследования напряженного состояния детали

 

СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛИ, заключающийся в том, что на поверхность детали наносят слой хрупкого тензочув ствительного покрытия, подвергают деталь эксплуатационным нагрузкам, анализируют плотность и направление трещин на покрытии и по этим данным определяют напряженное состояние, отличающийся тем, что, с целью повьшения чувствительности, перед нагружением детали -эксплуатационными нагрузками прикладывают к детали циклическую нагрузку, создающую в материале детали напряжения, равные 0,1-0,3 предела выносливости, а число циклов нагружения выбирают равным 0,001-0,01 базового числа для (Л данного материала.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1163141

Ф(5в С 01 В 11 20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.с

13., Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕВАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3635046/25-28 (22) 24.06.83 (46) 23.06.85. Бюл. В 23 (72) Л.А.Переяславец, А.Д.Грибков и И.М.Гайтельбанд (71) Производственное объединение ордена Ленина и ордена Трудового

Красного Знамени "Брянский машиностроительный завод" (53) 531.781. 2 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 174412, кл. G 01 В 11/20, 1964.

2. Авторское свидетельство СССР

i1» 838329,. кл. 6 01 В 11/20, 1979. (54) (57) СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛИ, заключающийся в том, что на поверхность детали наносят слой хрупкого тензочув ствительного покрытия, подвергают деталь эксплуатационным нагрузкам, анализируют плотность и направление трещин на покрытии и по этим данньм определяют напряженное состояние, о т л и ч а ю щ и и с s тем, что, с целью повышения чувствительности, перед нагружением детали .эксплуатационными нагрузками прикладывают к детали циклическую нагрузку, создающую в материале детали напряжения, равные 0,1-0,3 предела выносливости, а число циклов нагружения выбирают ф равным 0,001-0,01 базового числа для данного материала.

1163141 для стали, базовое число которой равно 10 циклов, выбирают число циклов

Ф 5 нагружения в пределах 10 — 10. При этом усталость покрытия наступает раньше, чем усталость основной детали, и.покрытие покрывается сетью микротрещин. Затем подвергают деталь эксплуатационным нагрузкам.

В результате на покрытии появляются трещины, плотность которых характеризует интенсивность нагружения,а направление перпендикулярнонаправлению наибольших растягивающихнапряжений.

Анализируют направлениеи плотность трещин на покрытии,и по этим данным опре.деляют напряженное состояние детали ..

Предлагаемый способ применим при исследовании натурных деталей с лю бой нерегулярностью формы и неравномерностью распределения напряжений, .повьппает в 4-5 раз чувствительность хрупкого покрытия, особенно эффективен при исследовании напряженного состояния крупногабаритных деталей.

Составитель Н. Тимошенко .редактор О.Юрковецкая Техред М. Пароцай

Корректор С . Шекмар.

Заказ 4094/39 Тираж 651

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам исследования распределения напряжений в деталях машин, и может быть использовано для исследования напряженного состояния деталей, характеризующихся сложной формой и большими размерами.

Известен способ исследования напряженного состояния детали, заклю- 10 чающийся в том, что на поверхность детали наносят слой хрупкого тензочувствительного покрытия,.подвергают деталь. ступенчатому нагружению, анализируют плотность и направление 15 трещин на покрытии и по этим данным определяют напряженное состояние P1) .

Однако этот способ неприменим в случае, когда эксплуатационные нагрузки создают в материале детали р невысокие уровни напряжений, так как при таких напряжениях растрескивания покрытия не наблюдается.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату д5 к изобретению является способ иссле дования напряженного состояния детали, заключающийся в том, что на поверхность детали наносят слой хрупкого тензочувствительногопокрытия,под- 30 вергают деталь эксплуатационным нагрузкам,анализируют плотностьи направление трещин напокрытии ипо этимданным опре-. деляют напряженное состояние 123

Ф I

Однако известный способ имеет низкую чувствительность, вследствие чего эксплуатационные нагрузки могут не вызвать растрескивания покрытия, и напряженное состояние детали не удается определить. 40

Целью изобретения является повышение чувствительности способа.

Поставленная цель достигается тем, что при способе исследования напряженного состояния детали, заключаю- 4 щемся в том, что на поверхность деМали наносят слой хрупкого тензочувствительного покрытия, подвергают деФайь эксплуатационным нагрузкам, анализируют плотность и направление трещин на покрытии и по. этим данным определяют напряженное состояние, перед нагружением детали эксплуатационными нагрузками прикладывают к детали циклическую нагрузку, создающую в материале детали напряжения, равные О, 1-0,3 предела выносливости, а число циклов нагружения выбирают равным 0,001-0,01 базового числа для данного материала.

Способ осуществляют следующим образом.

На поверхность детали, напряженное состояние которой требуется определить, наносят слой хрупкого тензочувствительного покрытия, например хрупкого лака. Затем прикладывают к детали циклическую нагрузку, подобную эксплуатационной и создающую в материале детали напряжения, равные О, 1-0, 3 предела выносливости этого материала.

Число циклов нагружения выбирают равным 0,001-0,01 базового числа циклов для данного материала. Например,

Способ исследования напряженного состояния детали Способ исследования напряженного состояния детали 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к определению деформаций деталей и образцов оптическими методами
Изобретение относится к устройствам, используемым в электронной технике, при действии сильных электрических полей
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к области измерения деформации объектов

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и может быть использовано для обнаружения неплоскостности свободной поверхности жидкости

Изобретение относится к области определения координат точек и ориентации участков поверхности тела сложной формы

Изобретение относится к горному и строительному делу и может использоваться при измерениях параметров напряженно-деформированного состояния горных пород и массивных строительных конструкций с использованием скважинных упругих датчиков, а также при оценке контактных условий в технических системах, содержащих соосные цилиндрические элементы

Изобретение относится к способам исследования и контроля напряженно-деформируемых состояний, дефектоскопии и механических испытаний материалов

Изобретение относится к средствам измерения сил и деформаций тел
Наверх