Способ нарезания пары зубчатых колес

 

СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ПАРЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, одно из которых имеет двояковыпуклый профиль зубьев, другое - двояковогнутый, двусторонними резцовыми головками, оси которых располагают параллельно, оси колеса, при этом двояковыпуклый профиль зубьев нарезают внутренними резцами головки, а двояковогнутый наружными резцами, о Т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет нарезания зубьев колес с нулевым углом зацепления, производят дополнительную обработку каждого колеса односторонними резцовыми головками, оси которых располагают под углом 5-20° к оси колеса так, что при нарезании двояковьтуклых колес они пересекаются со стороны зубчатого венца, а при нарезании двояковогнутых - , со стороны торца колеса, причем (П при основной обработке в резцовые головки вводят фасочные резцы.

ÄÄ SUÄÄ 1164010 А

СООЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

4(51) В 23 F 9/04 1/04 у;7Ф рт,г1ЧИ l% Ч

1 ) 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3664078/25-08 (22) 21., 11. 83 (46) 30.06.85 . Бюл. У 24 (72) А.С. Калашников, А.С. Насенков, P.È. Рабинович, И.П. Киселев, С.Б. Петров и В.10. Лобанков (71) Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева (53) 621.924.8(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 329966, кл. В 23 F 1/06, 1970 (прототип). (54)(57) СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ПАРЫ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, одно из которых имеет двояковыпуклый профиль зубьев, другое — двояковогнутый, двусторонними резцовыми головками, оси которых располагают параллельно оси колеса, при этом двояковыпуклый про филь зубьев нарезают внутренними резцами головки, а двояковогнутый— наружными резцами, о .т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет нарезания зубьев колес с нулевым углом зацепления, производят дополнительную обработку каждого колеса односторонними резцовыми головками, оси которых располагают под углом 5-20 к оси колеса так, что при нарезании двояковыпуклых колес они пересекаются со стороны зубчатого венца, а при нарезапии двояковогнутых— со стороны торца колеса, причем при основной обработке в резцовые го» ловки вводят фасочные резцы.

1164010

Изобретение относится к металлообработке и применяется в про,изводстве зубчатых колес в автомобильной, тракторной, станкостроительной и машиностроительной промышленности.

Известен способ нарезания зубьев конических пар колес, при котором двусторонними резцовыми головками, установленными параллельно оси колеса, нарезают двояковыпуклые и двояковогнутые профили зубьев.

Двояковыпуклый профиль зубьев нарезают внутренними резцами, а двояковогнутый — наружными причем последние нарезают резцами большей по номинальному диаметру резцовой головкой j.

К недостаткам известного способа относят сложность изготовления двояковыпуклых и двояковогнутых профилей зубьев с нулевым углом зацепления, что значительно сужает его технологические воэможности. Решить этот вопрос при данном способе обработки можно изготовлением резцов с нулевым углом профиля. Для затылован ных резцов, в основном применяемых в зуборезном производстве, вследствие имеющейся зависимости между углом профиля и задними углами по вершине и на боковой режущей кромке зто практически невозможно.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей эа счет нареэания зубьев колес с нулевым углом зацепления.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу нарезания пары зубчатых колес, одно из которых имеет двояковыпуклый профиль зубьев, другое — двояковогнутый, двусторонними резцовыми головками, оси которых располагают парал лельно оси колеса, при этом, двояковыпуклый профиль нарезают внутрен. ними резцами головки, а двояковогнутый — наружными, дополнительно производят обработку каждого колеса односторонними резцовыми головками, оси которых располагают под углом

5 — 20 к оси колеса так, что при нарезании двояковыпуклых колес они пересекаются со стороны зубчатого венца, а при нареэании двояковогнутых — со стороны торца колеса, кроме того в двусторонние реэцовые головки при основной обработке вводят

5 !

50 фасочные резцы. Это позволяет обрабатывать пары. зубчатых колес с нулевым углом зацепления обычными затылованными резцами, угол профиля которых находится в пределах 5 — 20.

На фиг. 1 представлена схема зацепления пары колес; на фиг. 2 — про= дольная кривизна зубьев в торцовых сечениях; на фиг. 3 — схема обработки колеса с двояковыпуклыми bozoвыми линиями профиля; на фиг. 4 схема снятия фаски; на фиг. 5 — схема дополнительной обработки колеса с двояков. пуклыми боковыми линиями профиля; на фиг. 6 схема дополни— тельной обработки колеса с двояковогнутыми боковыми линиями профиля.

Нарезание зубьев лары конических колес 1 и 2 производят двусторонней резцовой головкой 3, ось которой 00 устанавливают параллельно оси обрабатываемого колеса, например оси О 0 Колесо 1 имеет двояковыпуклые боковые линии зубьев

4 и обработку его производят внутренними резцами (не обозначено) двусторонней головки 3.

Колесо 2 имеет двояковогнутые боковые линии зубьев 5 и обработку его производят наружными резцами (на чертеже не обозначены) двусторонней головки (на чертеже не обозначена) номинальный диаметр которой больше номинального диаметра головки 3.

Во всех случаях используются стандартные эатылованные резцы 6 с углом профиля 8

Одновременно с обработкой произ— водят снятие фаски 7 на вершине зуба фасочным резцом 8. Причем при обработке колес с двояковыпуклыми . профилями фасочный резец 8 устанавливали вместо внутреннего резца, а при обработке колес с двояковогнутыми профилями — вместо наружного. Затем производят дополнительную обработку каждого колеса из пары односторонними резцовыми головками, имеющими обычные затылованные резцы для получения зубьев колес с нулевым углом зацепления.

Резцовые головки устанавливают под углом 5-20 к оси колеса. При нарезании двояковыпуклых колес 1 резцовую гол.";.ку 9 устанавливали таким образом, что ее ось 0 0 пере1164010 сексла ось колеса 0 .0 в точке а со стороны зубчатого венца, а при нарезании двояковогнутых колес 2 ось 0 0 головки 10 пересекала ось колеса в точке " со стороны его торца.

Резцовые головки имеют затылованные резцы 11 с диапазоном уго лов профиля 5 — 20

Наклон односторонних резцовых головок относительно оси колеса на угол менее 5 не применяется, так как в этом случае величина заднего угла на боковой режущей кромке, зависящая в основном от величины угла профиля резцов становится настолько маленькой (1,5 ), что проведение обработки резанием практи чески невозможно. Увеличение угла наклона односторонних резцовых головок на угол более 20 приводит к тому, что дно впадины зубьев имеет глубокие риски от чистовых резцов, с максимальной их глубиной у двояковыпуклых колес на внутреннем конце зуба, а у двояковогнутых на внешнем. Это приведет к значительному снижению прочности зубьев.

Использование предлагаемого способа позволяет нарезать зубья двояковыпуклых и двояковогнутых колес с нулевым углом зацепления резцовыми головками со стандартными резцами, что значительно расширяет его технологические возможности. Снятие фаски на вершине зубьев одновременно с их нарезанием дает возможность значительно снизить машинное время и тем самым повысить

20 производительность обработки.

1164010

Составитель Е. Слиткова

Техред Ж. Кастелевич

Редактор Н. Горват

Корректор О. Тигор

Заказ 4133/11 Тираж 1086

ВНЕИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж--35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная 4

Способ нарезания пары зубчатых колес Способ нарезания пары зубчатых колес Способ нарезания пары зубчатых колес Способ нарезания пары зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обработки металлов резанием, в частности к технологии нарезания зубьев косозубых колес, в том числе зубчатых венцов с внутренними зубьями

 

Наверх