Механизм управления коробкой передач транспортного средства

 

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий размещенные в корпусе управляемые рычагом ползуны с вилками муфт и блокирующее устройство для обеспечеиия возможности установки муфты промежуточного вала в положение связи этого вала с выходным валом , имеющее первую планку, неподвижно связанную с ползуном муфты соосного с выходным входного вала, вторую планку, установленную с возможностью поворота вокруг оси, расположенной между ползунами, и упоры для ограничения поворота второй планки, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения автоматического соединения выходного вала с промежуточным при выключении прямой передачи, он снабжен подпружиненной собачкой, установленной посредством шарнира на первой планке, для взаимодействия с одним концом поворотной планки, при этом собачка выполнена с выступом для взаимодеГютвия со скосом, выполненным на Корпусе, вторая планка выполнена заодно с упорами, размещенными на ее концах для взаимодействия с первой планкой, а связь другого конца (Л второй планки с ползуном муфты промежуточного вала выполнена посредством поводка, закрепленного на нижней части второй планки для взаимодействия с пазом, выполненным на ползуне.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ ЯЦ ФМ

РЕСПУБЛИК

4(5!) В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1 ) 3650728/27-1.1 (22) 11.10,83 (46) 30.06.85. Бюл, N 24 (72) О.К,Довнар, П.А.Стецко и M.È,Òðîôèìîâè÷ (53) 621.83;062-5.002.27(088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР по заявке В 3524359/27-11, кл. В 60 К 17/08, 1982. (54)(57) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий размещенные в корпусе управляемые рычагом полэуны с вилками муфт и блокирующее устройство для обеспечения возможности установки муфты промежуточного вала в положение связи этого вала с выходным валом, имеющее первую планку, неподвижно связанную с полэуном муфты соосI ного с выходным входного нала, вторую планку, установленную с воэможностью поворота вокруг оси, расиоло„„SU„„11 4087 А женной между ползунами, и упоры для ограничения поворота второй планки, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения автоматического соединения выходного вала с промежуточным при вь!ключении прямой передачи, он снабжен подпружиненной собачкой, установленной посредством шарнира на первой планке, для взаимодействия с одним концом поворотной планки, при этом собачка выполнена с выступом для взаимодействия со скосом, выполненным на Корпусе, вторая планка выпол. нена заодно с упорами, размещенными на ее концах для взаимодействия с пер вой планкой, а связь другого конца второй планки с полэуном муфты промежуточного вала выполнена посредством поводка, закрепленного на нижней части второй планки для взаимодействия с пазом, выполненным на полэуне.

1 11640

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач для тракторов.

Известен механизм управления ко5 робкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемые рычагом полэуны с вилками муфт и блокирующее устройство для обеспечения возможности установки муфты промежуточного вала в положение связи этого вала с выходным валом, имеющее первую планку, неподвижно связанную с полэуном муфты соосного с выходным входного вала, вторую план 1 ку, установленную с воэможностью поворота вокруг оси, расположенной между ползунами, и упоры для ограничения поворота второй планки pl), Использование этого механизма на транспортном средстве снижает производительность работ и ухудшает условия эксплуатации транспортного средства ввиду того, что при переходе на нижнюю передачу требуется как отсоединение входного вала от выходного и соединение его с промежуточным,так и последовательно выполняемое соединение промежуточного вала с выходным.

Это удлиняет время переключения и

30 приводит к снижению скорости транспортного средства или к его остановке при переключении, что требует последующего разгона, часто с использованием более пониженных передач, в результате чего ухудшается качество вы-35 полняемого техпроцесса и уменьшается выработка, а также увеличивается число операций оператора при переключе— нии, что повышает его утомляемость и снижает безопасность работ.

Цель изобретения — повышение эффективности путем обеспечения автоматического соединения выходного вала с промежуточным при выключении прямой передачи.

Поставленная цель достигается тем, что механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемые рычагом полэуны с вилками муфт и блокирующее устройство для обеспечения возможности установки муфты промежуточного вала в положение связи этого вала с выходным валом, имеющее первую планку, неподвижно связанную с полэуном муфты соосного с выходным входного вала, вторую планку, установленную с возможностью поворота во87 2 круг оси, расположенной между ползунами, и упоры для ограничения поворота второй планки, он снабжен подпружиненной собачкой, установленной посредством шарнира на первой планке, для взаимодействия с одним концом поворотной планки, при этом собачка выполнена с выступом дпя B3аимодействия со скосом, выполненным на корпусе, вторая планка выполнена заодно с упорами, размещенными на ее концах для взаимодействия с первой планкой, а связь другого конца второй планки с ползуном муфты промежуточного вала выполнена посредством поводка, закрепленного на нижней части второй планки для взаимодействия с пазом, выполненным на полэуне °

На фиг.l изображен механизм управления коробкой передач. общий вид; на фиг.2 — узел Г на фиг.l на фиг.3 - то же, вид сверху.

Коробка передач транспортного средства содержит входной 1, соосный ему выходной 2 и параллельный им промежуточный 3 валы. На входном валу

1 установлена выполненная в виде шестерни муфта 4, связывающая его через шестерню 5 с промежуточным валом 3 или,с шестерней 6 выходного вала 2.

На промежуточном валу 3 установлена муфта 7, связывающая его через шестерни 8, 6 или шестерни 9, !О с выходным валом 2. Механизм управления содержит рычаг 11, ползун 12 с вилкой 13 муфты 4, ползун 14 с вилкой

15 муфты 7.

Блокирующее устройство выполнено в виде первой планки 16, неподвижно связанной с ползуном 12 муфты 4, и второй планки 17, установленной на оси 18 в корпусе 19 полэунов. На планке 16 на оси 20 установлен один конец собачки 21, подпружиненный относительно планки 16 пружиной 22. Другой конец собачки 21 снабжен захватом 23, а в средней части выполнен выступ 24, Планка 1? выполнена с упорами 25, 26, размещенными на ее концах, и поводком 27, входящим в паз

28 ползуна 14. На корпусе 19 выполнен скос 29.

Механизм управления коробкой передач работает следующим образом.

При нахождении муфты 4 входного вала 1 в нейтральном положении или в положении, при котором вал 1 через шестерни 4, 5 связан с промежуточным валом 3 (на фиг.2, 3 положе3 1164 ние оси планки 16 обозначено 0 и I) полэун 12 отходит влево и планка 16 не препятствует планке 17 с полэуном

14 устанавливаться в положение, при котором муфта 7 связывает промежуточ- ный вал 3 с выходным валом 2 через шестерни 8, 6 или 9, 10 (на фиг.2, 3 положение о си пл анки 1 7 обо з н ачено и II), при этом собачка 21, находя выступом 24 на скос 29 корпуса 19, 1о поднимает эахват 23, который не взаимодействует с концом планки 17 (на фиг.2 йоложение собачки 21 показано штриховой линией).

При включении муфты 4 в положение,. при котором входной вал 1 связан с выходным валом 2 (на фиг.2, 3 положение оси планки 16 обозначено II) планка 16, находя на один иэ упоров

25, 26, устанавливает планку 17 в нейтральное положение (на фиг.2, 3 положение оси планки 17 обозначено О) и она через поводок 27, взаимодействующий с пазом 28, перемещает ползун

l4 и муфту 7 в нейтральное положение, что разъединяет связь промежуточного вала 3 с выходным валом 2. Одновременно собачка 21, спускаясь со скоса

29 корпуса 19 своим выступом 24, за

087 4 счет пружины 22 заходит захватом 23 эа конец планки 17.

При выключении муфты 4 из положения, при котором входной вал l связан с выходным валом 2, планка 16 с собачкой 21 смещается влево и захватом 23 воздействует на конец план-. ки 17, которая устанавливается в по-. ложение II и, передавая движение через поводок 27, полэун 14 и вилку 15 на муфту .7, связывает промежуточный вал 3 с выходным валом 2 через шестерни 9, 10. Углы наклона выступа

24 собачки 21 и скоса 29 корпуса 19 подбираются таким образом, что эа период вывода муфты. 4 в нейтральное положение собачка 21 вначале поворачивает планку 17 на величину включения муфты 7, после чего поднимает захват 23 выше планки 17 для исключения их взаимодействия, Таким образом, в данном механизме обеспечивается автоматическое соединение промежуточного вала с выходным при разъединении входного вала с выходным, что, снижая время переключения и уменьшая количество операций, способствует повышению производительности и улучшению условий эксплуатации транспортного средства.

1164087

1164087

Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Редактор О.Колесникова аве евою

Заказ 4140/14

Составителв Н.Еремеева Texpep JI. Коцюбняк Корректор О. Тигср

Механизм управления коробкой передач транспортного средства Механизм управления коробкой передач транспортного средства Механизм управления коробкой передач транспортного средства Механизм управления коробкой передач транспортного средства Механизм управления коробкой передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах

 

Наверх