Шестиступенчатая соосная коробка передач

 

ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ КОРОБКА ПЕРЕ;ДАЧ, содержащая два концентрично расположенных первичных вала с приводом от двух сцеплений и сведущими шестернями, зацепленными с приводными шестернями двух концентрично выполненных промежуточных валов , которые снабжены муфтой для соеJ 7 25 в 3D 22 2/ 16 19 8 26 динения их между собой, вторичный вал с шестернями, зацепленными с шестернями промежуточных валов, на котором подвижно установлена муфта для соединения его с внутренним первичным валом, отличающаяс я тем, что, с целью упрощения конструкции, на упомянутой муфте вторичного вала вьтолнены синхронизирующие поверхности и блокирующие венцы , с которыми сопряжена муфта, подвижно установленная на ступице ведущей шестерни внутреннего первичного вала, снабженной муфтой для соединения ее с валом. 18

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

4(s1) В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННИЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2! ) 3717010/27-11 (22) 29.03.84 (46) 30. 06. 85, Бюл. ¹ 24 (72) И. И. Лифшиц и Г. И. Лифшиц (53) 629. 1! 3-585. 1 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1057335, кл. В 60 К 17/08, 1983, (54)(57) ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая два концентрично расположенных первичных вала с приводом от двух сцеплений и

=.ведущими шестернями, зацепленными с приводными шестернями двух концентрично выполненных промежуточных валов, которые снабжены муфтой для соеÄÄSUÄÄ 1164088 динения их между собой, вторичный вал с шестернями, зацепленными с шестернями промежуточных валов, на котором подвижно установлена муфта для соединения его с внутренним первичным валом, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью упрощения конструкции, на упомянутой муфте вторичного вала выполнены синхронизирующие поверхности и блокирующие венцы, с которыми сопряжена муфта, подвижно установленная на ступице ведущей шестерни внутреннего первичного вала, снабженной муфтой для соединения ее с валом.

1164088

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач автомобилей.

Известна шестиступенчатая соосная коробка передач, содержащая два концентрично расположенных первичных вала с приводом от двух сцеплений и ведущими шестернями, эацепленными с приводными шестернями двух концентрично выполненных промежуточных валов, которые снабжены муфтой для соединения их между собой, вторичный вал с шестернями, эацепленными с шестернями промежуточных валов, на котором подвижно установлена муфта для соединения его с внутренним первичным валом 1).

Недостатком известного устройства является наличие одного сложного уз- . ла — двойной муфты для перекрестного 20 (раэноименного )соединения шестерен промежуточных валов с валами.

Цель изобретения — упрощение конструкции.

Указанная цель достигается тем, что в шестиступенчатой соосной коробке передач, содержащей два концентрично расположенных первичных вала с приводом от двух сцеплений и ведущими шестернями, эацепленными с 30 приводными шестернями двух концентрично выполненных промежуточных валов, которые снабжены муфтой для соединения их между собой, .вторичный " вал с шестернями, зацепленными с шестернями промежуточных валов, на котором подвижно установлена муфта для соединения его с внутренним первичным валом, на муфте вторичного вала выполнены синхронизирующие поверх-40 ности и блокирующие венцы, с которыми сопряжена муфта, подвижно установленная на ступице ведущей шестерни внутреннего первичного вала, снабженной муфтой для соединения ее с aa S лом.

lia чертеже приведена конструктивная схема соосной шестиступенчатой коробки передач.

На концентричных первичных ва- 50 лах I и 2 установлены ведомые диски сцеплений 3 и 4. На валу 2 жестко установлена ведущая шестерня 5. На валу 1 свободно установлена ведущая шестерня 6, снабженная муфтой 7, ус- 55 тановленной на ступице вала 1 для соединения шестерни 6 с валом l. Ведущие шестерни 5 и 6 эацеплены с. шестернями 8 и 9, жестко установленными на концентричных промежуточных валах 10 и 11, а последние снабжены муфтой 12 для соединения шестерен 8 и 9 или валов 10 и !I между собой. На промежуточных валах 10 и

11 жестко установлены шестерни 13 и

14 соответственно, которые эацеплены с шестернями 15 и 16 вторичного вала 17. Шестерни 15 и 16 снабжены муфтами 18 и 19, установленными на ступице вторичного вала 17 для соединения их с вторичным валом 17. На ! вторичном валу !7 подвижно установлена муфта 20, сопряженная с блоки рующими поверхностями первичного вала 1, для соединения первичного 1 и вторичного 17 валов. На наружном диаметре муфты 20 выполнены синхронизирующие поверхности и блокирующие венцы 21, а на ступице шестерни 6 подвижно установлена муфта 22, сопряженная с блокирующими поверхностями 21 муфты 20, посредством которых муфты 20 и 22 соединяются между, собой, соединяя таким образом шестерню 6, свободно установленную на первичном валу 1 с вторичным валом 17. !

Иестерни заднего хода 23 и 24 установлены на промежуточном валу 10 и муфте 18 и зацеплены между собой через промежуточную шестерню (на чертеже не показана). Для автоматизации переключения вилки муфт 7, 12, l8 19, 20, 22 снабжены управляющими гидроцилиндрами 25 — 30, Устройство работает следующим образом.

На первой передаче включения муф ты 7, 12, 18 и сцепление 3. Мощность передается через кинематическую цепь шестерен 6-9-13-15.

Переключение на вторую передачу осуществляется плавным переходом со сцепления 3 на 4. Мощность передается через кинематическую цепь шестерен 5-8-13-15.

Для переключения на третью передачу в процессе движения на второй отключается муфта 12 и включается муфта 19, Переключение на третью передачу осуществляется плавным переходом со сцеплс я 4 на 3. Мощность передается через кинематическую цепь шестерен 6-9-14-16.

Для переключения на четвертую передачу в процессе движения на третьей отключается ;фта !8 и включаРабочая кинематиПереда- Включены сцепления Включены муфты

6-9-13-15

5-8-13-15

Х Х X

6-9-14-16

5-8-14-16

Х Х

Х 5-8-9-16

6-9-23-24

Х

R 1

5-8-23-24

2

2,8. аз

3 1 ется муфта 12. Переключение на четвертую передачу осуществляется планным переходом со сцепления 3 на 4.

Мощность передается через кинематическую цепь шестерен 5-8-14-16.

Для переключения на пятую передачу в процессе движения на четвертой отключается муфта 7 и включается муфта 20, Переключение на пятую передачу осуществляется плавным переходом со сцепления 4 на 3. Поток мощности передается непосредственно с первичного вала 1 на вторичный 17.

Для переключения на шестую передачу н процессе движения на пятой отключается муфта 19 и включается муфта 22, Переключение на шестую передачу осуществляется плавным переходом со сцепления 3 на 4. Поток г

Соответствующим выбором числа зубьев шестерен можно получить необходимый ряд передаточных отношений. Например, назначая передаточные отношения для пар шестерен — =1; — =1,4; — =1,3; — =2,5;

Еэ 7.э g» >s

Z5 Е5 Zqg Zgg

164088 4 мощности передается по кинематиче ской цепи шее те рен 5-8-9-6.

Обратные переключения осуществляются в обратном порядке.

Для работы на реверсивных передачах должны быть включены муфты

7 и 12.

При включении сцепления 3 осу1О щестнляется первая реверсивная передача по кинематической цепи шестерен 6-9-23-24, а при включении сцепления 4 осущестнляется вторая реверсивная передача по кинематической цепи шестерен 5-8-23-24 с планным безразрынным переходом между обеими ренерсивными передачами путем переключения сцеплений.

Схема переключений приведена в

20 таблице, получим ряд передаточный отношений

4х2 5 3 5 i> lx2 5 » i> 1,4х х 1,3 1,82; i !х1,3 1,3;ill; ь5

1х2в8=2е8 °

Данная коробка передач имеет более простую конструкцию, меньшую металлоемкость и массу.

Шестиступенчатая соосная коробка передач Шестиступенчатая соосная коробка передач Шестиступенчатая соосная коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах

 

Наверх