Тренажер для обучения вождению гусеничных машин

 

ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН, содержащий макет кабины с рычагами механизмов поворота и датчиками контроля положения транспортного средства, кинопроек рГ-: - ,- П Li-- -- -- --. - . - - lu. ::;. .5 T -u:--.-- . : БЙЙЛМаТН А тор, зеркало, просветный экран, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности имитации изменения визуальной обстановки на поворотах, он снабжен установленной между кинопроектором и просветным экраном рамкой с приводом ее перемещения , блок управления которого содержит мостовую схему сравнения, в плечи которой включены фотодиод и переменные резисторы , связанные с датчиками контроля положения транспортного средства, а в диагонали - реле, контакть которых включены в цепь питания обмоток электродвигателя привода перемещения рамки, при этом на кинопленку нанесена оптическая топограмма кривизны трассы. О) Oi 4 Oi

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

4 5!) G 09 В 9/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3590585/27-11 (22) 10.05.83 (46) 30.06.85. Бюл. № 24 (72) В. Ф. Арефьев, А. И. Борисов, В. М. Борисов, Н. И. Какуша, В. Г. Кривых и Н. В. Суханов (53) 629.113.014.9 (088.8) (56) 1. Илларионов В. А. Технические средства обучения водителей. М., ДОСААФ, 1979, с. 60 — 6!. (54) (57) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

ВОЖДЕНИЮ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН, содержащий макет кабины с рычагами механизмов поворота и датчиками контроля положения транспортного средства, кинопроек„„Я0„„164767 тор, зеркало, просветный экран, отличаюи ийся тем, что, с целью повышения достоверности имитации изменения визуальной обстановки на поворотах, он снабжен установленной между кинопроектором и просветным экраном рамкой с приводом ее перемещения, блок управления которого содержит мостовую схему сравнения, в плечи которой включены фотодиод и переменные резисторы, связанные с датчиками контроля положения транспортного средства, а в диагонали — реле, контакты которых включены в цепь питания обмоток электродвигателя привода перемещения рамки, при этом на кинопленку нанесена оптическая топограмма кривизны трассы.

64767

2 дой конкретно заданной кривизны трассы учебного кинофильма.

55

11

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению наземных транспортных средств и может быть использовано в учебных заведениях при подготовке механиков-водителей.

Известен тренажер для обучения вождению гусеничных машин, содержащий макет кабины с рычагами механизмов поворота и датчиками контроля положения транспортного средства, кинопроектор, зеркало, просветный экран (1) .

Однако в этом тренажере при осуществлении поворотов не имитируется появление на экране новых участков дороги, не видимых ранее, а также отсутствует обратная связь между обучаемым и вопроизводимой на экране дорожной обстановкой, что ограничивает его функциональные возможности.

Целью изобретения является повышение достоверности имитации изменения визуальной обстановки на поворотах.

Поставленная цель достигается тем, что тренажер для обучения вождению гусеничных машин, содержащий макет кабины с рычагами механизмов поворота и датчиками контроля положения транспортного средства, кинопроектор, зеркало, просветный экран, снабжен установленной между кинопроектором и просветным экраном рамкой с приводом ее перемещения, блок управления которого содержит мостовую схему сравнения, в плечи которой включены фотодиод и переменные резисторы, связанные с датчиками контроля положения транспортного средства, а в диагонали — поляризованное реле, контакты которого включены в цепь питания обмоток электродвигателя привода перемещения рамки, при этом на кинопленку нанесена оптическая топограмма кривизны трассы.

На фиг. 1 схематически изображен тренажер для обучения воздению гусеничных машин; на фиг. 2 — электрическая схема привода перемещения рамки.

Тренажер содержит макет 1 кабины с рычагами и датчиками 2 контроля положения транспортного средства, кинопроектор

3, зеркало 4 и просветный экран 5, между которыми расположена рамка 6 с приводом

7 ее перемещения.

Привод 7 перемещения рамки 6 содержит двигатель 8 и блок управления, мостовая схема которого включает в плечи фотодиод 9 и переменные резисторы 10 — 13, а в диагонали этого моста включены поляризованное реле 14 с контактом 14.1 и реле

15 и 16 с контактами !5.1, 15.2 и 16.1, 16.2 в цепи питания двигателей.

В кинопроекторе установлена кинолента с нанесенной на месте звуковой дорожки оптической топограммой в виде прозрачной пОлосы, ширина которой выбирается для каж5

Тренажер для обучения вождению гусеничных машин работает следующим образом.

Обучаемый, находящийся на тренажере, в соответствии с дорожной обстановкой, за которой наблюдает по экрану, выбирает скорость движения машины путем изменения скорости проецирования фильма.

Имитация изменения визуальной обстановки на поворотах в движении осуществляется перемещением рамки 6 кадрового окна в зависимости от положения рычагов механизмов поворота и кривизны трассы учебного кинофильма.

Сопротивление фотодиода 9 является функцией его освещенности, которая в свою очередь зависит от ширины оптической топограммы. При ширине топограммы, соответствующей прямому участку трассы, резисторами 10, 11 мост сбалансирован, ток в диагонали моста отсутствует и якорь поляризованного реле 14 находится в среднем (нейтральном) положении, не соприкасаясь ни одним из контактов.

При наличии поворота трассы учебного кинофильма изменяется ширина оптической топограммы, а следовательно, освещенность и сопротивление фотодиода 9, мостовая схема разбалансируется, и в диагонали моста через обмотку поляризованного реле

14 потечет ток, направление которого определяется значением сопротивления фотодиода 9. В зависимости от направления тока якорь поляризованного реле 14 отклоняется и, замыкая соответственно правый или левый контакт, включает реле 15 или 16, контактами которых 15.1, 15.2 и 16.1, 16.2 замыкается цепь питания двигателя 8 электропривода. Рамка 6 смещается в сторону, протиповоложную повороту трассы учебного кинофильма, имитируя съезд с трассы, так как на экране 5 закрывается рамкой 6 кадрового окна часть изображения трассы с одной стороны экрана 5, а с другой стороны появляется часть изображения трассы, не видимая ранее.

При воздействии обучаемым на правый или левый рычаг механизма поворота изменяется соответственно величина сопротивления резистора 13 или 12, компенсируя изменение сопротивления фотодиода 9, мост остается сбалансированным, а кадровое окно — неподвижным, имитируя осуществление поворота в соответствии с трассой учебного кинофильма.

Использование новых элементов в кинотренажере позволит расширить его функциональные возможности, необходимые для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков управле1164767

3 ния гусеничной машиной, соответствующих по своей психологической структуре реальным навыкам, обеспечивает при этом экономию моторесурса и примерно в 2 раза снижает общие затраты на подготовку механиков-водителей.

Составитель Л. Резникова

Редактор Н. Швыдкая Техред И. Верес Корректор Л. Бескид

Заказ 4191/48 Ткраж 452 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер для обучения вождению гусеничных машин Тренажер для обучения вождению гусеничных машин Тренажер для обучения вождению гусеничных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх