Вибрационный источник сейсмических сигналов
1. ВИБРАЦИОННЫЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ, содержащий транспортное средство, возбудитель вибраций со штоком, жесткосоединенным с опорной плитой, снабженной гибкими связями, устройство виброизоляции , опорный кронштейн и механизм подъемаопускания опорной плиты, соетоящий из рамы, шарнирнр соединенной с транспортным средством и опорным кронштейном, и силового гидроцилиндра , шарнирно связанного с рамой и транспортным средством, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, он снабжен качалками , закрепленными на общих шарнирах опорного кронштейна и рамы, и параллельными раме жесткими тягами, закрепленными с одной стороны на качалке , а с другой - на транспортном средстве, при этом гибкие связи опорной плиты закреплены на качалке, а расстояние между шарнирами жестких тяг равно расстоянию между шарнирами рамы , скрепляющими ее транспортным средством и качалкой. 2.Источник ПОП.1, отличающийся тем, что точки закреплес S ния гибких связей на качалке располо (Л жены ниже шарнира, связывающего качалку с опорньм кронштейном. 3.Источник ПОП.1, отличающийся тем, что шарнир, связывающий качалку с тягой, расположен выше шарнира, связывающего качалку с опорным кронштейном. 4.Источник ПОП.1, отлича65 ющийся тем, что Jэпopнaя плита О5 снабжена двумя парами гибких связей, О 00 соединенных с двумя качалками, при этом каждая пара гибких связей соединена с одной качалкой.
COOS СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
+1Д1 @01 v 1 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
13, ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3692140/24-25 (22) 20.01.84 (46) 07.07.85. Бюл. 9 25 (72) А.А.Певнев и А.В.Суворов (71) Гомельское специальное конструкторско-технологическое бюро сейсмической техники с опытным производством (53) 550.83(088.8) (56) 1. Патент США Р 3159233, кл. 181-119, опублик. 1964.
2. Патент США - 4011923, кл. Q 01 Ч 1/04, опудлик. 1977.
3. Авторское свидетельство СССР
9 915036, кл. Q 01 М 1/02, 1980 (про" тотип). (54)(57) 1. ВИБРАЦИОННЫЙ ИСТОЧНИК
СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ, содержащий транспортное средство, возбудитель вибраций со штоком, жестко соединенным с опорной плитой, снабженной гибI кими связями, устройство виброизоляции, опорный кронштейн и механизм подъема-опускания опорной плиты, состоящий из рамы, шарнирно соединенной с транспортным средством и опорным кронштейном, и силового гидроцилиндра, шарнирно связанного с рамой и транспортным средством, о т л и—
„„Я0„„1166030 А ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции, он снабжен качалками, закрепленными на общих шарнирах опорного кронштейна и рамы, и параллельными раме жесткими тягами, saкрепленными с одной стороны на качалке, а с другой — на транспортном средстве, при этом гибкие связи опорной плиты закреплены на качалке, а расстояние между шарнирами жестких тяг равно расстоянию между шарнирами рамы, скрепляющими ее транспортным средством и качалкой.
2. Источник по п.1, о т л и ч а— ю шийся тем, что точки закрепле. ния гибких связей на качалке расположены ниже шарнира, связывающего качалку с опорным кронштейном.
3. Источник по п.1, о т л и ч а— ю шийся тем, что шарнир, связывающий качалку с тягой, расположен выше шарнира, связывающего качалку с опорным кронштейном.
4. Источник по п.1, о т л и ч а— ю шийся тем, что,о орная плита снабжена двумя парами гибких связей, соединенных с двумя качалками, при этом каждая пара гибких связей соединена с одной качалкой.! 31660
Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов в грунте при проведении сейсморазведочных работ, а именно, к вибрационным источникам с гидравлическим приводом, используемым для поиска нефти и газа.
Известно устройство для возбуждеЗо средства, усложнение кострукции и увеличение металлоемкости рамы .транспортного средства, в связи с необхо1 димостью иметь большое рабочее пространство в зоне возбудителя вибраций и опорного кронштейна, а также усложнение конструкции системы фиксации и необходимость иметь систему стабилизации опорной плиты относительно рамы транспортного средства, Цель изобретения — упрощение конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что вибрационный источпик сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство, возбудитель вибраций со штоком, .жестко соединенным с опорной плитой, снабженной гибкими связями, устройство виброиэоляции, опорный кронштейн и механизм подъема— опускания опорной плиты„ состоящий из рамы, шарнирно соединенной с транспортным средством и опорным кронштейном, и силового гидроцилиндра, шарнирно связанного с рамой и транспортным средством, снабжен качалками, закрепленными на общих шарнирах опорного кронштейна и рамы, и параллельными раме жесткими тягами, закрепленными с одной стороны на качалке, а с другой — на транспортном средстве, при этом гибкие связи опорной плиты закреплены на качалке, а расстояние между шарнирами жестких тяг равно расстоянию между шарнирами рамы, скрепляющими ее с транспортным средством и качалкой. ном.
Опорная плита снабжена двумя парами гибких связей, соединенных с дву мя качалками, при этом каждая пара гибких связей соединена с одной качалкой.
Введение промежуточных элементов качалок и тяг — приводит к возможности плоско-параллельного подъема и опускания опорной плиты. Плоско-параллельное движение осуществляется при подъеме-опускании опорной плиты от верхнего транспортного положения и до касания сейсмических волн, включающее транспортное средство, возбудитель вибраций, устройство виброизоляции, опорную плиту, механизм подъема-опускания опорной плиты, состоящий из направляющих колонн, силового гидроцилиндра и опорных кронштейнов $1j.
Известен вибрационный источник сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство, возбудитель вибраций со штоком, опорную плиту, жестко связанную со штоком, устройство виброизоляции, опорные кронштейны, механизм подъема-опускания, состоящий иэ рамы, шарнирно соединенной с транспортным средством и опорными кронштейнами, силового гидроцилиндра, связанного с рамой и транспортным средством (2 j.
К недостаткам обоих источников относится сложность подъемного устройства. В связи с установкой опорных З0 кронштейнов на опорной плите затруднена смена опорной плиты, невозможна самоустановка опорной плиты относительно поверхности профиля.
Наиболее близким техническим ре- З5 шением к изобретению является вибрационный источник сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство, возбудитель вибраций со штоком, жестко соединенным с опорной плитой, 40 снабженной гибкими связями, устройство виброизоляции, опорный кронштейн и механизм подъема-опускания опорной плиты, состоящий из рамы, шарнирно соединенной с транспортным 45 средством и опорным кронштейном, и силового гидроцилиндра, шарнирно связанного с рамой-и транспортным средством 31.
Недостатком известного устройст- 50 ва являются колебания при подъеме, опускании и движении опорной плиты с возбудителем вибраций относительно оси, соединяющей раму механизма подъема-опускания с опорным крон- 55 штейном, на углы, равные продольному углу профиля, которые влекут за собой увеличение базы транспортного
Точки закрепления гибких связей на качалке расположены ниже шарнира, связывающего качалку с опорным кронштейном.
Шарнир, связывающий качалку с тягой, расположен выше шарнира, связывающего качалку с опорным кронштей3 1166 ния опорной плитой грунта и наооброт, за счет гибких связей, качалок и тяг.
После касания опорной плитой грунта, гибкие связи разгружаются и плоско-параллельное движение прекращается, у опорной плиты с возбудителем вибраций и опорным кронштейном появляется возможность вращаться вокруг оси, соединяющей механизм подъемаопускания с опорным кронштейном и ка- (О чалками, что позволяет опорной плите самоустанавливаться на грунте независимо от положения транспортного средства. При подъеме опорной плиты операции повторяются в обратном порядке. 15
На фиг.1 представлен вибрационный источник сейсмических сигналов; на фиг.2 — механизм подъема и опускания опорной плиты с возбудителем вибраций. 20
Устройство сотоит из транспортного средства 1, возбудителя 2 вибраций со штоком 3, опорной плиты 4, жестко связанной со штоком 3, устройства 5 виброизоляции, установленного между 25 возбудителем 2 вибраций и спорным кронштейном 6, механизма 7 подъемаопускания, включающего раму 8, одним концом соединенную с транспортным средством 1 осью 9, а другим — с опорным кронштейном 6 осью 10, и силового гидроцилиндра 11, шарнирно соединенного с транспортным средством 1 и рамой 8. На оси 10 установлена.качалка 12, шарнирно соединенная: . 35 тягой 13 с транспортным средством 1 и гибкими связями 14 с опорной плитой 4.
Устройство работает следующим образом.
Для приведения источника из транспортного положения в рабочее из гидросистемы подается масло в верхнюю полость гидроцилиндра 11 механизма 7 подъема-опускания. Рама 8 поворачи45
030 ф вается относительно оси 9 с качалкой
12 и тягой 13, опускает возбудитель
2 вибраций с опорной плитой 4 на грунт. Качалка 12 поворачивается на оси 10 с помощью тяги 13, удерживает гибкими связями 14 опорную плиту 4 параллельно раме транспортного средства 1, т.е. удерживает от поворота вокруг оси 10.
При дальнейшем повороте рамы 8 каI чалка 12 и опорный кронштейн 6 продолжают двигаться вниз, деформируя устройство виброизляции 5 и поднимает часть транспортного средства 1 от грунта, нагружая статически опорную плиту 4 через опорный кронштейн
6, шток 3 и разгружая гибкие связи
14. Разгрузка гибких связей 14 позволяет опорной плите 4 с возбудителем 2 вибраций самоустанавливаться на поверхности грунта.
После проведения сеанса развертки вывешенная часть транспортного средства 1- с помощью механизма 7 подъема-опускания опускается в грунт, и при дальнейшем повороте рамы 8 опорный кронштейн 6 поднимается вверх, разгружая устройство виброизоляции 5 и нагружая гибкие связи 14 соединеные с качалкой 12, удерживающие опорную плиту 4 от поворота относительно оси 10 и ограничивающие. вертикальное перемещение опорного кронштейна 6 относительно опорной плиты 4.
Далее происходит подъем возбудителя 2 вибраций с опорной плитой 4 в транспортное положение. Источник переезжает на другую точку, и все операции повторяются.
Применение предлагаемого изобретения позволяет упростить конструкцию механизма спуска-подъема опорной плиты, уменьшить ее металлоемкость.
1166030
Фиг. 2
Составитель Н.Чихладзе
Техред M.Êóçüìà Корректор А.Зимокосов с
Редактор Н.Данкулич
Филиал ППП "Патент", r, Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 4306/40 Тираж 748 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5