Тренажер радиотелеграфистов

 

ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ , содержащий последовательно соединенные первый генератор, функциональный преобразователь, элемент ИЛИ и пульт оператора, а также второй генератор, выход которого подключен к второму входу элемента ИЛИ, третий вход которого соединен с выходом первого генератора, отличающийся тем, что, с целью повышения точности тренажера, в него введены сумматор по модулю два, первый вход которого соединен с выходом функционального преобразователя, а второй вход - с выходом пульта оператора , первый счетчик, вход которого подключен к выходу сумматора по модулю два, а выход - к второму входу пульта оператора , и второй счетчик, вход которого соединен с выходом первого генератора, а выход - с входом первого генератора и третьим входом пульта оператора.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

«5 > 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3699435I24-24 (22) 09.02.84 (46) 23.07.85. Бюл. № 27 (72) А. Ю. Чижов и А. К. Соколенко (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 760! 88, кл. G 09 В 19/26, 1980.

Авторское свидетельство СССР № 864323, кл. G 09 В 19)26, 1981. (54) (57) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ, содержащий последовательно соединенные первый генератор, функциональный преобразователь, элемент ИЛИ и пульт оператора, а также второй генератор, выход

„„SU„„1169003 А которого подключен к второму входу элемента ИЛИ, третий вход которого соединен с выходом первого генератора, отличающийся тем, что, с целью повышения точности тренажера, в него введены сумматор по модулю два, первый вход которого соединен с выходом функционального преобразователя, а второй вход — с выходом пульта оператора, первый счетчик, вход которого подключен к выходу сумматора по модулю два, а выход — к второму входу пульта оператора, и второй счетчик, вход которого соединен с выходом первого генератора, а выход — с входом первого генератора и третьим входом пульта оператора.

1169003

R = (сс+ ь).

Изооретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам радиотелеграфистов, и может быть использовано в качестве устройства для обучения радиооператоров, а также для целей профессионального отбора и лсихофизиологических исследований.

Целью изобретения является повышение точности тренажера путем определения среднего значения потерь из-за ошибочных решений, взвешенного с вероятностями их появления.

На чертеже представлена блок-схема тренажера радиотелеграфистов.

Схема содержит генератор 1 (одиночных импульсов), функциональный преобразователь 2 (случай ного си гнала), элемент

ИЛИ 3, пульт 4 оператора, сумматор 5 по модулю два, счетчик 6 (ошибок), счетчик 7 (числа ил)ытаний), генератор 8 (импульсных помех).

11реоб)!)азоватеo) h 2 содержит блок 9 сравнения, формирователь IO случайных чисел, блок l! задержки.

Пульт 4 содержит звуковой раздражитель 12, табло 13 отображения и кнопку 14 отRE. Ов.

Тренажер радиотелеграфистов работает следvl!) Illè») образом.

Обучаемому последовательно предъявлягст нары дискретных сигналов, причем интервал между ними, лежащий в пределах зоны неопределенности восприятия человека, слу:)айным ооразом изменяют. Сигналы предъявляются на фоне импульсной помехи (шума) . Обучаемый должен определить есть ли интервал в предъявленной паре или нет. Он может принять решение r — нет интервала или решение г, — есть интервал. Обучаемый допустит ошибку 1-го рода (о), если примет решение r<, в то время как интервала не было, и ошибку 2-го рода (p), если при наличии временного интервала принимается решение г,).

При такой методике в качестве оценки подготовленности обучаемого может служить среднее значение потерь из-за ошибочных решений, взвешенное с вероятностями их появления. Если условия испытания выполнить так, чтооы вероятность наличия интервала при любом предъявлении была равна вероятности отсутствия, то критерий наименьших средних потерь (среднего риска) переходит в критерий наименьшей частоты ошибок

Г1ри этом критерий наименьшей частоты ошибок может быть выражен через функцию отрицания равнозначности, реализуемую с помощью сумматора )го модулю два

50 где и — число испытаний;

S> — состояние временного интервала, причем S!) = О, когда нет интервала и S) = 1, когда интервал есть;

r> — решения обучаемого, причем r!) — — О, если обучаемый считает, что интервал есть, и г — — 1, если он считает, что интервала нет.

:n

Чем меньше величина Я R; тем выше уровень обученности.

При включении тренажера генератор 1 формирует импульс, который одновременно поступает на входы формирователя IO блока 9, элемента ИЛИ 3 и счетчика 7. Ha аругой вход элемента 3 подается сигнал с выхода формирователя 10. Если на выходе формирователя 10 есть сигнал, совпадающий с сигналом на первом входе блока 9, то на выходе последнего появится импульс, который через блок 1!, обеспечивающий фиксированный временной интер)зал между. сигналами в паре, поступает на вход элемента 3 и на вход сумматора 5.

Звуковой раздражитель 12 включается каждым сигналом, проходящим через элемент 3, осуществляя предъявление оператору пары дискретных сигналов на фоне импульсных помех, так как выход генератора

8 постоянно подключен к входу элемента 3.

Если на выходе формирователя 10 сигнал отсутствует, то обучаемому будет пре;г)явлен только сигнал с выхода генератора l.

Если, по мнению обучаемого, интервал есть, то он нажимает кнопку 14. В случае, сели интервал действительно был, т.е. на вход сумматора 5 был подан сигнал с выхода блока 11, то сигнал на выходе сумматора 5 будет равен нулю, а в счетчик 6 ничего не поступит. Если же интервала не было, то при нажатии кнопки 14 на выходе сумматора 5 появится импульс, который поступит в счетчик 6.

Сигнал с выхода сумматора 5 равен единице только в случае, когда на его входы поступают неравные сигналы, т.е. S>.+ r>, что происходит при решениях (ошибочных) испытуемого. Суммирование отдельных значений функции отрицания равнозначности осуществляется счетчиком 6.

Сигналы с генератора 1 следуют с интервалом следования в 2 — 3 с. При появлении каждого сигнала работа тренажера повторяется аналогично описанному. Число испытаний подсчитывается счетчиком 7. При переполнении этого счетчика импульсом с его выхода выключается генератор 1 и подключается табло 13 к счетчику 6.

Использование изобретения повышает достоверность исследований и точность измерений. При работе на известных тренажерах обучаемый может повысить свою оценку путем более частого нажатия кнопки

«Да», что соответствует такому выбору стра1169003

С оста в и тел ь А. Ка рл ов

Редактор С. Патрушева Техред И. Верес Корректор М. Самборская

Заказ 4618 45 Тираж 452 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4 тегии поведения обучаемого, при которой он позволяет себе большое число ложных тревог, рассчитывая на угадывание. В предлагаемом тренажере учитываются как ложные тревоги, так и пропуски. Выбор обучаемым стратегии риска или стратегии осторожности неизбежно приведет к возрастанию функпии неравнозначности, либо за счет роста ложных тревог, либо за счет роста пропусков.

Более высокая точность измерений достигается за счет исключения влияния возможных угадываний. Так, если обучаемый выбирает стратегию риска, то механизм угадывания увеличит не только число правильных обнаружений,но и число ложных тревог. При выборе стратегии осторожности механизм угадывания уменьшить число ложных тревог, но одновременно увеличит число пропусков.

Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе
Наверх