Самоблокирующийся дифференциал колесного тракторного средства

 

САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВ содержащий дифференциальную передачу блокировочное устройство и орган управления им, отличающийся тем, что, с целью повышения тяговых свойств транспортного средства, он снабжен планетарной передачей, солнечное колесо которой неподвижно установлено на одной полуоси, эпицикл кинематически связан однорядной зубчатой передачей с другой полуосью, а блокировочное устройство представляет собой два двухкаскадных демпфера, связанных реечной зубчатой передачей через муфту сцепления с водилом упомянутой передачи и органом управления, который содержит подпружиненный рычаг и кулачок, причем передаточное отношение между полуосями при остановленном водиле планетарной передачи равно единице.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК в (19) с (11) (51)4 В О К 17 2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фи.г.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA (21) 3713998/27-11 (22) 21.03.84 (46) 15.08.85. Бюл. - 30 (72) В. Д. Мхпиагин .(71) Брянский ордена Трудового Красного Знамени технологический институт (53) 629.!13-587(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 673482, кл. В 60 К 17/20, 1976. (54) (57) САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий дифференциальную передачу, .блокировочное устройство и орган управления им, отличающийся тем, что, с целью повышения тяговых свойств транспортного средства, он снабжен планетарной передачей, солнечное колесо которой неподвижно установлено на одной полуоси, эпицикл кинематически связан однорядной зубчатой передачей с другой полуосью, а блокировочное устройство представляет собой два двухкаскадных демпфера, связанных реечной зубчатой передачей через муфту сцепления с водилом упомянутой передачи и органом управления, который содержит подпружиненный рычаг и кулачок, причем передаточное отноше" ние между полуосями при остановленном водиле планетарной передачи равно единице.

1 1 l 72

Изобретение относится к машиностроению, в частности к дифференциальным механизмам тракторов и автомобилей, работающих в условиях сельской местности. S

Цель изобретения — повышение тяговых свойств транспортного средства.

На фиг.1 представлена кинематическая схема предлагаемого дифференциала; на фиг.2 — сечение А-А на IÎ фиг.l.

Устройство содержит основную дифференциальную передачу от двигателя (не показан) к ведущим колесам, состоящую иэ водила 1, сателлитов 2, центральных колес 3, соединенных с ведущими колесами транспортного средства с помощью полуосей 4 и 5, а водило 1 соединено с выходным . валом

6 двигателя передачей, состоящей из зубчатых колес 7 и 8; дополнительную (компенсирующую) планетарную передачу, состоящую из центральных колес

9 и 10, водила 11 и сателлитов 12, причем центральное колесо 9 соединено неподвижно с полуосью 4; однородную зубчатую передачу, состоящую из зубчатых колес 13 и 14 и паразитной шестерни 15,причем колесо 13неподвиж-. но соединено с центральнымколесом 10,, а колесо 14 неподвижно соединено с ,полуосью 5; реечную передачу, состоящую из зубчатого колеса 16 и зубчатой рейки 17, причем зубчатое колесо 16 установлено свободно на во- 35 диле 11, а рейка 17 может свободно перемещаться на основании вдоль собственной оси; муфту сцепления, состоящую из диска (маховика) 18, фрикционного диска 19 и диска 20, причем диск 18 соединен неподвижно с зубчатым колесом 16 а фрикционный диск 19 подвижно соединен с помощью шлицевого соединения с валом водила ll; устройство управления муфтой сцепления, состоящее из втулки 21, рычага 22, пружины 23 и кулачка 24, причем втулка 21 неподвижно соединена с диском 20 и подвижно с валом водила II так, что может перемещаться вдоль оси вала и вращается относительно нее вместе с диском 20, рычаг 22 подвижно соединен с втулкой 21; двухкаскадные пружинные демпферы, каждый из которых состоит из пружин 25 и 26, штока

27 и корпуса 28, причем штоки 27 соединены с рейкой 17, а корпусы 28, 759 соединены с основанием транспортного средства. Числа зубьев колес 9, 10,13 и 14 подобраны так, что общее передаточное отношение зубчатых передач между полуосями 4 и 5 при остановленном водиле II

Z p-Z ><

U = --"------ = 1 9 2ц

Пружины 25 подобраны так, что каждая из них при неполном сжатии может компенсировать максимально возможную разность крутящих моментов на полуосях 4 и 5 при буксовании одного из колес.

Жесткость.и размеры пружины 26 таковы, что при выключенной муфте сцепления погашают возможное накопленное кинематнческое рассогласование на полуосях 4 и 5 путем возврАта рейки 17 в исходное (нулевое) положение и в то же время позволяет дифференциалу сохранить дифференциальные свойства во время маневрирования транспортного средства без буксования при включенной муфте сцепления.

Самоблокирующийся дифференциал работает следующим образом.

При движении транспортного средства в хороших дорожных условиях (без буксования) имеет место накопление кинематического рассогласования между полуосями 4 и 5 при маневрировании, а также из-за разности радиусов качения колес в результате множества внешних возмущающих воздействий (неодинаковое давление в колесных шинах, различное качество резины, неравномерное распределение нагрузки между колесами и др.) Поэтому количество оборотов колес на любом участке пройденного пути как правило неодинаково. Вследствие этого проворачивается водило 11 дополнительной (компенсирующей) дифференциальной передачи, которое через нормально замкнутую муфту сцепления и через реечную передачу 16,17 сжимает пружину 26 одного из пружинных демпферов. Управляющее устройство периодически выключает нормально замкнутую под действием пружины 23 муфту сцепления в результате непрерывного вращения кулачка 24, и под действием пружины 26 рейка 17 и зубчатое колесо 16 возвращаются в исходное (нулевое) положение, чем погашается накопленное кинематическое рассогласование на полуосях 4 и 5, 4 2. 2

О 25

Составитель А. Серх i

Редактор Л. Пчелинская ТехредЛ.Мартяшова Корректор М.Демчик

Заказ 4962/16 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 11

В сложной дорожной ситуации при достаточно большой пробуксовке одного из колес, например колеса, сидящего на полуоси 4, последняя проворачивается относительно полуоси 5 на некоторый угол. При этом проворачивается водило ll, которое через нормально замкнутую муфту сцепления и через реечную передачу, состоящую из зубчатого колеса 16 и зубчатой рейки 17, сжимает пружины 26 и 25 одного из пружинных демпферов. Сжатие пружин

25 и 26 вызывает реактивный момент, который возрастает до тех пор, пока обе ведущие полуоси 4 и 5 не начнут снова вращаться с одинаковыми угловыми скоростями вместе с посаженными на них колесами. Таким образом, минимально компенсируется разность крутящих моментов, необходимая Для

72759 4 того, чтобы оба колеса качали вращатьс:. с одинаковыми угловым скорос. тями.

Нормально замкнутая под действием пружины 23 муфта сцепления периодически выключается устройством управления 21.22,24, При выключении муфты рейка 17 и зубчатое колесо 16 под действием сжатых пружин 25 и 26 пружинного демфера возвращается в исходное (нулевое) положение и тем самым погашает (нейтрализует) накопленное в результате пробуксовки колеса кинематическое рассогласование на полуосях 4 и 5, При необходимости повторной компенсации разности моментов между полуосями 4 и 5 цикл срабатывания блокирующего устройства автоматически повторяется.

Самоблокирующийся дифференциал колесного тракторного средства Самоблокирующийся дифференциал колесного тракторного средства Самоблокирующийся дифференциал колесного тракторного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх