Гидродинамическая муфта преимущественно для привода вентилятора транспортных машин

 

ГИДРОЛИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН, содержащая насосное колесо, закрепленное на ведущем валу, турбинное колесо, закрепленное на ведомом валу, и кожух с уплотнением его внутренней полости, причем кожух закреплен на периферии Г насосного колеса, в его внутренней полости размещено турбинное колесо, а насосное и турбинное колеса установлены с возможностью образования круга циркуляции при их взаимодействии друг с другом по максимальному размеру их активного диаметра, о тличающаяся тем, что с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения вращения турбинного колеса автоматически по заданному закону, она снабжена подпружиненной чашей, концентрично установленной на кожухе с возможностью осевого перемещения относительно последнего, причем в обращенной к турбинному колесу стенке кожуха равномерно по окружности и на уровне активного диаметра насосного и турбинного колес выполнены сквозные отверстия. Од 1Й1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

462 А (I9) (1)) (5()4 Г 16 D 33/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А8ТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1) 3646042/25-27 . (22) 29.09.83 (46) 23.08.85. Вюл. 11 31 (72) Е.Г.Самарин, П.А.Грымзин и А.А.Суслов (53) 621.825(088.8) (56) Гавриленко Б.А., Семичастнов И,Ф.

Гидродинамические муфты и трансформаторы. М.: Машиностроение, 1969, стр. 137.

Алексапольский Д.Я. Гидродинамические передачи. Машгиз, 1963, стр. 66, фиг..32. (54)(57) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА

ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ПРИВОДА ВЕНТИЛЯ-

ТОРА ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН, содержащая насосное колесо, закрепленное на ведущем валу, турбинное колесо, закрепленное на ведомом валу, и кожух с уплотнением его внутренней полости, причем кожух закреплен на периферии насосного колеса, в его внутренней полости размещено турбинное колесо, а насосное и турбинное колеса установлены с возможностью образования круга циркуляции при их взаимодействии друг с другом по максимальному размеру их активного диаметра, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения вращения турбинного колеса автоматически по заданному закону, она снабжена подпружиненной чашей, концентрично установленной на кожухе с возможностью осевого перемещения относительно последнего, причем в обращенной к турбинному колесу стенке кожуха равномерно по окружности и на уровне активного диаметра насосного и турбинного колес выполнены сквозные отверстия.

1 11746

Изобретение относится к машиностроению, в частности к области гидродинамических передач, и предназначено преимущественно для использовайия в приводе. вентилятора и отсоса пыли моторной установки наземного .транспортного средства, при этом предполагается либо система охлаждения с двумя вентиляторами, один из которых совместно с эжектором выпол- 10 няет и функцию пылеудаления из циклонного воздухоочистителя, либо используют отдельный вентилятор отсоса пыли.

Цель изобретения — расширение 15 эксплуатационных возможностей путем обеспечения вращения турбинного колеса по заданному закону.

На фиг. 1 изображена схема гидродинамической муфты; на фиг, 2 — гра- 20 фики режимов работы различных гидромуфт, используемых в приводах вен- тилятора транспортных машин.

Гидромуфта содержит насосное колесо 1, установленное на приводном ат двигателя валу, турбинное колесо

2, вал которого кинематически,связан с нагрузкой (например, вентилятором), кожух 3 со сквозными отверстиями 4 . жестко по перифериисвязан снасосным колесом 1. Кожуж 3 с лопастным насосом 1 образует внутреннюю рабочую полость гидромуфты, а лопастное турбинное колесо 2 установлено внутри. кожуха в указанной полости. Осо- 35 бенностью конструкции является наружная чаша 5, прижатая к кожуху 3 с помощью пружин 6 и образующая с ней герметичную полость опорожнения благодаря установке в кожухе уплот- 40 нений 7 и 8. Уплотнение установлено также между фланцем насосного колеса и выходным. валом 9. Плость гидромуфты, состоящая из суммарного объема рабочей полости и полости опорож- 45 нения, через заправочное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой (e показано), заполнена рабочей жидкостью (маслом).

Гидромуфта работает следующим 50 образом.

После запуска двигателя насосное колесо 1 гидромуфты получает вращение, и начинается передача мощности с "турбинного колеса 2 на вентилятор (не показан) благодаря циркуляции масла в xosiecax 1 и 2. Выбранный размер гидромуфты (активный диаметр

24

D ) обеспечивает при этом скольжение в гидромуфте порядка 3-57., а объем заправленного в гидромуфту масла определяет. нижнюю границу циркулирующего потока масла. диаметром Do.

При этом вся поверхность лопаток колес 1 и 2 взаимодействует с потоком жидкости, что полностью реализует энергоемкость гидромуфты. Пружины 6 удерживают чашу 5 в прижатом положении, поскольку центробежного давления масла, прошедшего через сквозные отверстия 4 и воздействую-. " щего на чашу 5, недостаточно для определения усилия предварительного поджатия. пружин. При повышении частоты вращения вала двигателя и соответственно насосного колеса 1 до определенного значения чаша 5 начинает перемещаться под повышенным давлением масла в осевом направлении, а масло .через отверстия 4 перетекатьв увеличивающийся объем полости опо- рожнения между кожухом 3 и. чашей 5.

При этом свободная поверхность циркулирующего потока начинает подниматься по радиусу и в пределе, когда чаша 5 переместится на полный ход (пунктир на фиг. 1) и примет форму

1 показанную пунктиром между насосным 1 и трубинным 2 колесами. Поскольку при этом лопатки колес взаимодействуют с циркулирующим потоком только частью своей поверхности, гидромуфта ограничивает рост мощности на нагрузке (колесо вентилятора) и переходит на большее скольжение. При снижении частоты вращения вала двигателя и насосного колеса 1 центробежное давление масла на чашу 5 уменьшается и она под действием пружин возвращается в исходное положение, весь объем масла перемещается в рабочую полость и гидромуфта выходит на начальное скольжение 3-5Х. Между крайними положениями чаши 5 происходит непрерывное изменение передаточного отношения в гидромуфте, т.е. осуществляется процесс автоматического регулирования.

Наружные вращающиеся детали гидромуфты (не показаны) должны быть оребрены для облегчения теплосъема и улучшения циркуляции охлаждающего воздуха.

При максимально допустимых частотах вращения колеса вентилятора, равных и график. изменения частоты

1р Таким образом, использование предлагаемого изобретения по сравнению с известным позволит приобрести данной конструкции отсутствующее свойство внутренней автоматичности . процесса регулирования, что имеет практическое значение при разработке

Ф маломощных приводов с гидромуфтами, когда вследствие малогабаритности конструкций устройство внешних систем автоматического регулирования становится трудно осуществимым. Кроме этого, эксплуатационные возможности изобретения повысятся также из-за увеличения установочной мощности гидромуфты, что обеспечивает более эффективную работу систем воздухоочистки и охлаждения тракторного двигателя.—

Составитель H. Колесников

Редактор А. Сабо Техред М.Пароцай Корректор М. Максимишинец

Заказ 5160/35

Тираж 898

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 117 вращения вентилятора с нерегулируемой гидромуфтой обозначается пунктирной линией 0-ri . С установкой же в привод регулируемой гидромуфты график оборотов вентилятора может пойти значительно круче (линия О-nb>, Превышение допустимой частоты вращения исключается тем, что с точки Б, соответствующей какому-то промежуточному значению частоты вращения вала двигателя, определяемому предварительным поджатием пружин 6, между минимальным п д и максимальным п „с значениями, равному п „ макс начинается процесс регулирования в гидромуфте. Изменение частоты вращения вентилятора с регулируемой гидромуфтой будет характеризоваться

2 графиком 0-Б-пЪ . Отношение пЬ определяет глубину регулирования гидромуфты, зависящую от хода наружной чаши 5 и максимального объема полости опорожнения. Наиболее существенным является подъем частот вращения вентилятора на участке п пд, (заштрихованная зона), где из-за

4624 4 малого объема выхлопных газов при относительно низких частотах вращения вала двигателя работа эжекционной системы пылеудаления ухудшается. .Более мощное разрежение, создаваемое вентилятором с регулируемой гидромуф" той позволяет осуществить наиболее эффективные режимы работы системы.

Гидродинамическая муфта преимущественно для привода вентилятора транспортных машин Гидродинамическая муфта преимущественно для привода вентилятора транспортных машин Гидродинамическая муфта преимущественно для привода вентилятора транспортных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к регулируемым гидродинамическим передачам, и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины при относительно постоянном числе оборотов двигателя
Наверх