Тренажер радиооператора

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5!)4 G 09 В 19/26 .ЕСЩ()31); р

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 37) 1956/24-24 (22 ) 1.4. 03. 84 (46) 30. 08. 85. Бюл. Н - 32 (72 ) В. Б, Кудрявцев, А.)0, Чижов и А, К, Соколенко (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 612276, кл, G 09 В 7/00, 1975.

Авторское свидетельство СССР

Р 974904, кл„ G 09 В 19/26, 1980. (54)(57) 1. ТРЕНАЖЕР РАДИООПЕРАТОРА, содержащий последовательно включенные формирователь кодов, первый формирователь импульсов, блок памяти, сумматор, интегратор и первый генератор, последовательно соединенные блок ввода ответных действий оператора и второй формирователь импульсов, выход которого подключен к второму входу сумматора, индикатор, вход которого подключен к выходу инÄÄSUÄÄ 1176368, А тегратора, первый и второй счетчики, выходы которых соединены соответственно с вторым и третьим входами блока памяти, а входы — с выходами формирователя кодов и блока ввода ответных действий оператора соответ" ственно, и электроакустический преобразователь, вход которогц подключен к выходу формирователя кодов, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены последовательно включенные блок управления темпом тренировки и второй генератор, выход которого соединен с входом формирователя кодов, а второй вход — с выходом первого генератора, вход блока управления темпом тренировки соединен с выходом интегратора, а второй выход — с вторым входом первого генератора.

1176368

15

2. Тренажер по п.1, о т л и ч а-, ю шийся тем, что блок управления темпом тренировки содержит последовательно включенные третий генератор, первый триггер, третий счетчик, дешифратор, первый формирователь одиночных импульсов, второй триггер, первый элемент И, третий триггер, второй элемент И и четвертый триггер. последовательно соединенные второй формирователь одиночных импульсов, третий элемент И, пятый триггер, четвертый элемент И и шестой триггер, последовательно включенные третий формирователь одиночных импульсов, пятый элемент И, седьмой триггер и первый элемент ИЛИ, выход которого соединен с вторым входом пятого триггера, последовательно включенные шестой элемент И, восьмой тоиггер и второй элемент ИЛИ, выход которого соединен с вторым входом третьего триггера, третий элемент

ИЛИ, первый, второй и третий входы которого соединены с первым, вторым

И третьим выходами дешифратора соответственно, а выход - с вторым входом первого тригГера, и последовательно включенные четвертый формирователь одиночных импульсов и чет1

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при обучении радистов приему на слух и передаче на ключе °

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера за счет оптимального выбора начальной скорости работы.

На фиг.1 представлена структура тренажера; на фиг.2 — схема блока управления; на фиг.3 — схема формирователя импульсов.

Тренажер радиооператора содержит формирователь 1 кодов (автоматический датчик кода Морзе, например

ЛДКМ-1M), электроакустический преобраэо»;тель 2 (головные телефоны), счетчик " (адреса записи), формирс— ватель 4 (импульсов "Тире" ), блок 5 вертый элемент ИЛИ, второй вход которого соединен с вторым выходом пятого триггера, а выход — с вторым входом второго триггера, второй выход которого. подключен к второму входу третьего элемента И, вход четвертого формирователя одиночных импульсов является входом блока, а выход соединен с вторыми входами первого и второго элементов ИЛИ, входы второго и третьего формирователей одиночных импульсов подключены соответственно к второму и третьему выходам дешифратора, выход второго формирователя одиночных импульсов соединен с вторым входом первого элемента И, первые входы пятого и шестого элементов И подключены к вторым выходам пятого и третьего триггеров соответственно, вторые входы второго, четвертого, пятого и шестого элементов И соединены с выходом третьего формирователя одиночных импульсов, вторые выходы третьего и пятого триггеров и выходы четвертого, шестого и седьмого триггеров являются первым выходом блока, а четвертый выход дешифратора — вторым выходом блока.

2 памяти, счетчик 6 (адреса считывания), блок 7 ввода ответных действий оператора, формирователь 8 (импульсов "Тире" ), сумматор 9 (по модулю два), интегратор 10, генератор

11 (линейноизменяющегося напряжения), индикатор 12 (ошибок), блок 13 управления темпом тренировки, генератор 14 (перестраиваемый дискретно по первым входам и плавно, в поддиапазоне, по второму входу).

Блок 13 содержит генератор 15 (временных интервалов работы), соединенный с триггером 16, счетчик 17, дешифратор 18, формирователи 19-22 одиночных импульсов, элементы ИЛИ 2326, элементы И 27-32, ВБ-триггеры

33-39.

Формиров"тели 4 и 8 содержат последовательно соединенные интегратор

368 з 1!76

40, генератор 41, элемент И 42 и счетчик 43.

Тренажер работает слецующим образом.

Обучаемый прослушивает поступающие в электроакустический преобразователь

2 сигналы (знаки с формирователя 1 кодов) и с той же скоростью передает их на ключе блока 7. Скорость предь.явления сигналов знаков плавно уве- 10 личивается, что, в свою очередь, вызывает увеличение у обучаемого скорости передачи на ключе.

Если обучаемый делает при передаче ошибки, то нарастание скорости замедляется, и при достижении частоты ошибок установленного уровня на табло засветится индикатор 12, предписывающий обучаемому прекратить передачу на ключе, сосредоточиться, а затем согласно инструкции через определенный промежуток времени приступить к работе снова.

Кроме того, в начале каждой тренировки обеспечивается выбор опти- 25 мальной скорости предъявления знаков по одному из методов стратегии активного поиска †. методу дихотомии (способ половинчатого деления).

Суть метода заключается в после- 0 довательности шагов по поиску нужного значения на заданном интервале путем разбиения интервала в каждом шаге и на половинчатые отрезки и выбора половинчатого отрезка, содержащего

35 истинное значение.

Выбор оптимальной скорости обеспечивается работой блока 13, который управляет дискретной перестройкой генератора 14.

На первом шаге генератор 14 настраивается на среднюю частоту диапазона, и в зависимости от правильности работы обучаемого на тренажере принимается решение блоком 13 о пе- 45 рестройке генератора 14 во втором шаге на срецнюю частоту половинчатого диапазона, лежащего либо выше средней частоты, либо ниже средней частоты первого шага. 50

Перестройка генератора 14 в третьем шаге на среднюю частоту половинчатого диапазона осуществляется так же, как и во втором шаге, только относительно уже выбранной средней частоты второго шага, При включении питания устанавливаются в исходное положение блок

5 памяти, блок 13, . счетчики

3 и 6.

Первый сигнал, сформированный на одном из первых выходов блока

13 управления, запускает генератор14, который генерирует частоту

0 5 f, где f — его максимальная частота работы, и управляет частотой формирования телеграфных знаков в формирователе 1 кодов.

С формирователя 1 через электроакустический преобразователь 2 обучаемому начинают предъявляться телеграфные знаки. Одновременно эти знаки поступают в счетчик 3, где формируется код адреса для записи в блок 5 памяти. В блоке 5 логичес. кий нуль соответствует "Точке", логическая единица — "Тире". Распознает элементы телеграфных знаков формирователь 4, импульс на выходе которого является разрешающим для записи логической единицы в блок

5 памяти.

Принимаемые телеграфные знаки обучаемый распознает и сразу же передает на ключе блока 7.Формируемые.обучаемым знаки поступают в формирователь 8 импульса "Тире" и в счетчик 6 адреса считывания. По управляющему коду1 формируемому на выходах счетчика 6, из блока 5 памяти считываются последовательно записанные туда из формигвателя I элементы знаков, т.е. считываются импульсы, соответствующие элементу

"Тире", и поступают на сумматор 9 (по модулю два), на другой вход которого поступают импульсы из фор,мирователя 8 (импульсов "Тире" ), сформированные обучаемым на ключе блока 7. Если обучаемый воспроизводит на ключе блока 7 принимаемые сигналы без ошибок, то на выходе сумматора 9 импульсов не будет, если допускает ошибки, то на выходе сумматора 9 появляются импульсы, которые поступают в интегратор 10, на выходе которого появляется постоянная составляющая, пропорциональная частоте ошибок. При превышении напряжения на выходе интегратора 10 некоторого .порогового значения, загорается индикатор 12, блок 13 выключает генератор 14, и формирователь 1 прекращает предъявлять телеграфные знаки.

1176368

40

Второй сигнал, сформированный на выходах блока 13, перестраивает генератор 14 на частоту генерирования

0,75f, если обучаемый на первом шаге поиска оптимальной частоты в своей работе допустил ошибки, превышающие установленнъ1й порог, либо на чйстоту

0,25f, если обучаемый не допустил ошибки. Аналогично третий сигнал, сформированный на выходах блока 13 перестраивает генератор 14 на другую фиксированную частоту в зависимости от результатов работы обучаемого на втором шаге поиска, и если, напри-. мер на втором шаге частота генератора 14 была 0,75f, то в зависимости от наличия или отсутствия ошибок на втором шаге частота генератора

14 на третьем шаге будет либо 0,625f 20 либо 0,875f соответственно.

По окончанию выбора оптимальной начальной частоты работы сигналом со второго выхода блока 13 запускается генератор ll, который своим 25 выходным напряжением плавно управляет частотой генератора 14, ее ростом, скорость нарастания задается предварительно выбором параметров генератора 11. Если обучаемый в ходе 30 тренировки допускает ошибки, то .напряжение на выходе интегратора 10, поступая на вход генератора 11, меняет его параметры и изменяет скорость нарастания напряжения на вы- 35 ходе генератора. 11 тем самым регулируется скорость передачи знаков с выхода формирователя 1. При пре-. вышении напряжения на выходе интегратора !О, в ходе тренировки некоторого порогового значения (частота появления ошибок стала недопустимо большой) загорается индикатор 12 "Ошибка". В этом случае обучаемый прекращает передачу на ключе 4 и через необходимый перерыв вновь приступает к обучению.

Блок 13 работает следующим обраэом.

При включении питания запускается

50 генератор 15, устанавливаются в исходное положение счетчик 17 и триггеры 16,33-39 (цепи установки на схеме не показаны).

Первый импульс с выхода генератора 15 переключает триггер 16 в

55 состояние, при котором на его выходе, соединенном со входом счетчика 17, появляется высокий потенциал и, соответственно, на выходе дешифратора 18 появляется высокий потенциал, который через элемент 23 устанавливает триггер 16 в исходное состояние и поступает в формирователь 20. Импульс с выхода формирОвателя 20 переводит триггер 33 в состояние, при котором на его выходе, . являющемся выходом блока 13, появляется высокий потенциал. Этот потенциал запускает генератор 14 с частотой 0 5f.

Если на входе блока 13 появляется потенциал (ошибки в работе), достаточный для формирования импульса формирователя 19, этот импульс через элемент ИЛИ 24 переключает триггер 33 в положение, при котором высокий потенциал появляется на выходе, соединенном с элементом И 28.

Генератор 14 выключается.

Второй импульс с выхода генератора 15 переключает триггер 16 в состояние, при котором на его выходе, соединенном со входом счетчика 17, появляется высокий потенциал и уже на втором выходе дешифратора 18 появляется высокий потенциал, который через элемент 23 устанавливает. триггер 16 в исходное состояние и поступает на вход формирователя 21.

Импульс с выхода формирователя 21 поступает через открытый элемент 28 на вход триггера 35 и переводит его в состояние, при котором на его выходе, являющемся выходом блока

13, появляется высокий потенциал, который запускает генератор 14 с частотой 0,25f.

Если в первом интервале работы (первый шаг поиска оптимальной частоты) ошибок в работе обучаемого не было, то триггер 33 остается в состоянии, при котором его выход с высоким потенциалом подключен к элементу И 27, и по приходу импульса с формирователя 21 триггер 34 переключается в состояние, при котором высокий потенциал появляется на выходе, являющемся выходом блока

13, и запускает генератор 14 с частотой 0,75f, а также устанавливает в исходное состояние через элемент

ИЛИ 24 триггер 33.

Третий импульс с выхода генератора 15 вызывает появление потенциала.на третьем выходе дешифратора

l8, который, в свою очередь, уста1176368 навливает н исходное состояние триггер 16 и вызывает появление импульса на выходе формирователя

22, который через элемент 29 пере5 ключает триггер 36 из исходного состояния. Высокий потенциал на выходе триггера 36 переключает триггер 34 через элемент ИЛИ 25 B исходное состояние и запускает генератор 10

14 с частотой 0,8757, при условии, что не было ошибок в работе в первом и втором интервалах (шагах), Если во втором интервале ошибок в работе был триггер .34, импульсом с выхода формирователя 19 через элемент 25 этот триггер 34 переводится в исходное положение, при котором его высокий потенциал поступает на вход элемента 30, и по приходу импуль.20 са с формирователя 22 триггер 37 переключается в состояние, при котором на его выходе появляется высокий потенциал, который запускает генератор )4 с частотой 0,6251. 25

Если в работе обучаемого ошибки были только на первом шаге, то с приходом импульса с формирователя 22 триггер 38 переключается в состояние, при котором на его выходе появляется высокий потенциал, который устанавливает в исходное состояние триггер

35 через элемент 26 и запускает генератор 1 4 с частотой 0,375f.

Если же ошибки были на первом и

35 втором шагах, то триггер 35 (с появлением ошибок — импульса с формирователя 19 через элемент ИЛИ 26) переключается в исходное состояние, его высокий потенциал на выходе от40 крывает элемент И 32 и с приходом импульса с формирователя 22 триггер

39 переключается и высокий потенциал на его выходе запускает генератор.

14 с частотой 0,1251.

Четвертый импульс с выхода генератора 15 переключает триггер 16 в состояние, в котором он находится до окончания тренажа, счетчик 17 фикси— рует четвертый импульс; на четвертом выходе дешифратора 18, который явля50 ется вторым выходом блока 13,.появля". ется высокий потенциал для запуска генератора 11.

На одном из выходов блока 13 сохраняется высокий потенциал, который обеспечивает работу генератора 14 с выбранной оптимальной начальной частотой.

Формирователи 4 и 8 работают следующим образом.

Сигнал, соответс гвующий знаку кода

Морзе, поступает в интегратор 40, на выходе которого выделяется постоянная составляющая. Это напряжение управляет частотой генерирования импульсов генератора 41, которая таким образом оказывается пропорциональной скорости передачи знаков кода Морзе.

Импульсы с генератора 41 поступают на первый вход элемента И 42, на второй вход которого поступают импульсы, соответствующие элементам знаков кода .

Морзе. Выход элемента И 42 соединен . со счетчиком 43, где подсчитывается число импульсов, поступивших с гене" ратора 41 за время, равное длительности текущего элемента знака кода

Морзе. При переполнении счетчика 43 на его выходе появляется импульс переполнения, указывающий на наличие в знаке кода Морзе "тире". Счет. чик 43 устанавливается в исходное состояние задним фронтом каждого элемента знака кода Морзе.

Использование изобретения позволяет повысить эффективность обучения за счет реализации выбора начальной скорости работы по одному из методов стратегии активного поиска — метода дихотомии (способ половинчатого, деления), позволившего за три шага поиска получить оптимальную начальную скорость предъявления знаков, учитывающую индивидуально-личностные свойства испытуемого на момент проведения тренировки, уменьшить время на подготовительные операции в тренаже и тем самым сократить сроки обучения радиооператора.

1)76368

Составитель А.Карлов

Редактор С.Тимохина Техред М.Кузьма Корректор А.Обручар

Заказ 5366/50 Тираж 452 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер радиооператора Тренажер радиооператора Тренажер радиооператора Тренажер радиооператора Тренажер радиооператора Тренажер радиооператора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе
Наверх