Способ получения тугого резьбового соединения

 

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТУГОГО РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ корпусной детали с крепежным элементом, имеющим треугольную резьбу и твердость большую твердости детали, при котором в корпусной детали выполняют гладкое отверстие и ввинчивают в него крепежный элемент, отличающийся тем, что, с целью повьппения качества резьбового соединения путем повьшения коэффициента полноты резьбы в корпусной детали, перед выполнением гладкого отверстия определяют крутящий момент из соотношения М,р n,393fuG; 3jU j,), где М 1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (! 9) (13) (51)4. F 16 В 31/06 где М„

Р (21) 3568985/25-27 (22) 04.02.83 (46) 07. 10.85. Бюл. 9- 37 (72) В.А. Лукьянов и Г.Г.Иноземцев (53) 621 882..07.8(088.8) (56) Лабецкий В.M. Заполнение профиля резьбы при завинчивании шпилек в гладкие отверстия.-Труды

Алтайского политехнического института им. И.И.Ползунова, вып. 14.

Барнаул, 1972.

Авторское, свидетельство СССР

В 460379, кл. F 16 В 31/06, 02.04.73 (54) (57) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТУГОГО

РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ корпусной детали с крепежным элементом, имеющим треугольную резьбу и твердость большую твердости детали, при котором в корпусной детали выполняют гладкое отверстие и ввинчивают в него крепежный элемент, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества резьбового соединения путем повышения коэффициента полноты резьбы в корпусной детали, перед выполнением гладкого отверстия определяют крутящий момент из соотношения

Мк = " -393рС А 43 -4з) крутящий момент нри ввинчивании крепежного элемента в гладкое отверстие, кгс мм коэффициент трения, предел текучести материала корпусной детали, кг/мм ; средний диаметр резьбы крепежного элемента, мм, Ь вЂ” длина ввинчивания крепежного элемента в корпусную деталь, мм,, " — наружный диаметр резьбы крепежного элемента, мм наибольший диаметр глад3 кого отверстия, мм,. сравнивают его с допустимым крутящим моментом крепежного элемента и стопорящим моментом соединения и при соответствии условию

М,М„рм4, где Мс — стопорящий момент соединения, 4 — допустимый крутящий момент крепежного элемента, выполняют соединение, при этом диаметр гладкого отверстия выполняют равным

1=

t g, где d,„ — наименьший наружный диаметр резьбы крепежного элемента, мм; с цм — наименьший внутренний диаметр резьбы крепежного элемента, мм; — шаг резьбы, мм;

6 — допуск на изготовление ! диаметра гладкого цилиндрического отверстия,мм, допуск на диаметр гладкого отверстия определяют из соотношения

h = 0 2 2 5 (3 > - 3 < > z) - (Oh 0 4 (8 - 2,- 2 3 >) t D 22 8) х (нм <н8) — наибольший наружный диаметр резьбы крепежного элемента, мм

1183734 наибольший внутренний

<нЬ диаметр резьбы крепежного элемента, мм — допуск на наружный диаметр резьбы крепежного элемента, мм, < — допуск на внутренний диаметр резьбы крепежного элемента, мм," — допуск на средний диаметр резьбы крепежного элемента, мм.

Изобретение относится к машиностроению.

Цель изобретения — повышение качества резьбового соединения путем повышения коэффициента полноты резьбы в корпусной детали.

Способ осуществляют следующим образом.

Определяют основные предельные размеры резьбы крепежного элемента, 10 нахоцят допуски на них и по формуле

dg=$J qq- Б(0<431 р 0723 д) ь ) где 3 — наиболыпий диаметр гладкого цилинцрического от15 верстия< ММ< наименьший наружный диаНм мегр резьбы крепежного элемента, мм," наименьший внутренний диа20

<нм метр резьбы крепежного элемента, мм,"

9 — шаг резьбы, мм;

6 — допуск на изготовление диа23 метра гладкого цилиндри-

) ческого отверстия, мм; определяютпрецельные размерыдиаметра гладкого отверстияиз соотношения

6=,226(д„S-Д<н/,>-(0,44(Я<-2I;,)+0,22ô jJ> <- Д„ ) где с1 — наибольший наружный диа«b метр резьбы крепежного элемента, мм," наибольший внутренний диаметр резьбы крепежного элемента, мм

8< — допуск на внутренний диаметр резьбы крепежного элемента, мм, 4О

Π— допуск на наружный диаметр резьбы крепежного элемента, мм, допуск на средний диаметр

Z резьбь крепежного э те— мг" тта, мм j

Затем по формуле

М„=О, 93 р С,a, Е(1 Д,} где М« — крутящий момент при

Г ввинчивании крепежного элемента в гладкое отверстие, кгс мм, коэффициент трения;

Чг — предел текучести материала корпусной детали,кг/мм средний диаметр резьбы крепежного элемента, мм;

<. — длина ввинчивания крепежного элемента в корпусную деталь, мм наружный диаметр резьбы крепежного элемента, мм, наибольший диаметр гладкого отверстия, мм, определяют крутящий момент при ввертывании, сравнивают его с допустимым крутящим моментом крепежного элемента и стопорящим моментом резьбового соединения и при соответствии условию 1с - <

Учитывая, что основные размеры резьб — наружный диаметр г, средний диаметр 3, внутренний диаметр и шаг 6 одинаковы для одного номинального размера — ГОСТ 9150-59, а допуски — степень точности и основные отклонения — ГОСТ 1б093-70, то будем иметь различные основные предельные размеры и высоту профиля.

Например, для резьбы Иб по

ГОСТ-9150 † основные размеры следующие: 6,000, Д 5,350, J 4,918.

Эти же результаты в зависимости от тепени точности и ряда отклонений равны:

734 онм э(0 " 1нм 0 2 нм1

М„=0,593 р. Г„.3,. { g I р = (u, +p 0,11+0,07 = 0,18.

Составитель С. Никулина

Редактор А.Козориз Техред М.Лароцай Корректор И. Эрдейи

Заказ 6251/37 Тираж 811 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 1183 и C2.

4 h 6,000-5,8884,350 — 5,2794,918-4,711

6 5, 974-5, 794 5, 324-5, 212 4,892-4, 564

6 е 5, 940-5, 760 5, 290-5, 178 4, 858-4, 530

Видно, что разница предельных размеров достигает по наружному диаметру 0,240 мм, среднему О, 172 мм и внутреннему 0,388 мм. Значит, основные предельные размеры резьб и высота 1

1О резьбового профиля разные в зависимости от степени точности и основного отклонения. В одном случае они наименьшие, в другом наибольшие. При одинаковом диаметре гладкого отверс-. 5

15 тия высота профиля резьбы, выдавлен-, ной крепежным элементом в корпуснои детали, соответственно наименьшая при наименьших основных разме— рах резьбы крепежного элемента и 20 наибольшая при наибольших.

Высота профиля образованной резьбы в корпусной детали характеризуется коэффициентом полноты резьбы, который определяет прочность резь- 25 бового соединения, — при наибольшем коэффициенте прочности наибольшая, при наименьшем наименьшая.

Стопорящий элемент резьбового соединения при необходимости задается техническими условиями конкретного изделия. Допустимый крутящий момент крепежного элемента определяется из— вестным путем.

Пример осуществления способа на резьбе крепежного элемента М6-6е, материал сталь ЗОХГСА, С18 = 110130 кг/мм2 .

Определяют основные размеры резьбы крепежного элемента М6-6е по

ГОСТ 16093-70

6-о,обо z= 5,35-о,обо с1, = 4,918-ообо

-О, 21О -О. 172 -0,388

5,940 3 „ = 5,290 iug 4,858

45 сонм= 5 760 н = 5,178 с ям 4,530

8 = 0,180 8 = 0,112 б< = 0,328 и находят допуски на них.

По полученным данным вычисляют предельные размеры гладкого цилиндрического отверстия по соотношению допуск на отверстие по соотношению

Ь =0225{с н J1íì1 (0,И4(Е-8,-2S2)i0, 2251

"{ .51 получая с1 = 5, 1 56

Далее определяют крутящий момент на крепежном элементе прн ввертывании по cooTHQHtpнию

Для крутящего момента определяем как максимальную, так и минимальную величину при предельных значениях следующих данных: д.2 = 5,178-5;290, с1 = 5, 760-5, 940, Д = 5, 156+o"

Е=2 8=12.

Коэффициент трения слагается из коэффициента трения пластического деформирования Я, и коэффициента трения при тугой резьбе р2

Йт = 40 кг/мм — для алюминиевого сплава Д1Т.

Подставляя указанные значения, получают Ч мс,„о = 1,563 кгс.м, Мкр.мин= 0 864 кгс.м.

Определяют допустимые предельные крутящие моменты крепежного элемента м

Подставляя указанные значения в соотношение, получают/g) „wc=

2,310 кгс м, М,„н„= 1, 833 кгс..м.

Сравнивают предельные значения крутящего момента при ввертывании крепежного элемента и предельные допустимые значения крутящего.момента крепежного элемента м„-м

0,864-1,563.кгс м 1,833-2,310 кгс-и

При данных услОВиях ВОзмОжнО получение качественного соединения.

Способ получения тугого резьбового соединения Способ получения тугого резьбового соединения Способ получения тугого резьбового соединения 

 

Похожие патенты:

Болт // 531936

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к винтам со срезаемой головкой и инструментам для их затягивания

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к резьбовому соединению, и предназначено для соединения деталей, подвергаемых воздействию внешней растягивающей нагрузки, переменной во времени

Изобретение относится к машиностроению, к способу и средству контроля усилия затяжки резьбового соединения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механосборочном производстве для образования резьбовых соединений с радиальным натягом
Наверх