Статор электрической машины

 

СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ , содержащий ферромагнитный сердсчлнк со скошенными в зубцовой зоне концевыми пакетами и. уложенную в газы двухслойную обмотку, состоящую из нижних и верхних стержней с транспозицией элементарных проводников на их прямолинейных участках, о тл и ч а 10 щ и и, с я тем, что, с целью повышения уча пон чем ней где {адежиости, длина транспонированного ка нижнего стержня больше длины трансрованного участка верхнего стержня, прилины транспояирова И1ых участков стерждовлетворяют следующим условиям: L,-1..,, 4 (,4L, , l.2 KiCtsjc/,, 1 4 и длина транспонированных участков прямолинейной части соответственно верхнего и нижнего стержней; высота соответственно верхнего и нижнего стержней обмотки; аксиальная длина сердечника на уровнях расположения осей соответственно верхнего и нижнего стержней обмотки; oL, углы в точках пересечен1Ш очертания скоса сердечника статора с осями верхнего и нижнего стержней.

СОЮЗ CGBETCHMX

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (s>14 H 02 К 3 14

И .. с

),„и

L—

1 о . и

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3487572/24-07 (22) 08.09.82 (46) 15 10 85 Бюл Nî 38 (72) 10. А. Бобков, И. А. Кади-Оглы и Л. А. Суханов (71) Всесоюзный нау ьчо-исследовательский институт злектромашиностросния (53) 621.313.04 (088.8) (56) Авторское свидетельство ССС1.

У 838907, кл. Н 02 К 1/12, 1976.

Иогансен В.И. и др. Турбогенератор с полным водяным охлаждением мощностью 800 МВт

3000об/мин.— Всб. Электросила, Р 33, Л.:

Энергоиздат, 1981. (54) (57) СТАТ0Р ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАЫИ—

НЫ, содержащий ферромагнитный сердечник со скошенными в зубцовой зоне концевыми пакетами н. уложенную в пазы двухслойную обмотку, состоящую из нижних и верхних стержней с транспозицией элементарных проводников на их прямолинейных участках, о тл и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повыше„„SU„„1185498 А ния надежности, длина транспонированного участка нижнего стержня больше длины транснонированного участка верхнего стержня, причем длины транспоиированлых участков стержней удовлетворяют следующим условиям: длина транспонированных участков прямолинейной части соответственно верхнего и нижнего стержней; высота соответственно верхнего и нижнего стержней обмотки; аксиальная длина сердечника на уровнях расположения осей соответственно верхнего и нижнего стержней обмотки; углы в точках пересечения очертания скоса сердечника статора с осями верхнего и нижнего стержней.

1185498

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбогенераторострснению.

:Кель, изобретения — повышение падежt ности обмотки статора, 5

На чертеже показан статор электрической машины.

Статор состоит из ферромагнитного сердечника 1, у которого с обоих сторон в зубцовой зоне выполнен скос 2. В пазы сер-10 дечпика, полная длина которого Ilo спинке равна 1., уложена двухслойная обмотка.

Верхний 3 и нижний 4 стержни обмотки имеют транспозицию на прямолинейных участках разных длин Г и г удовлетво- 15

1 ряющпх условшо, L ->1„Cted1/ (1 Z L

42 h2С 2-(2«(20 где " и g — аксиальные длины сердечни1 ка на уровнях (радиусах от осп вращения ротора машины) расположения осей верхнего и пил<него стерж- 25 ней ста торной обмотки, при этом 1,1 < L2 <. 1„1

11 и I1 — высоты верхнего и нижнего

1 2 стержней статорной обмотки;

Ы и е(2 — углы в точках пересечения

1 очертания скоса серде лика с осями верхнего и нижне. го стержней.

В целях упрощения технологии изготовления скосы сердечника чаще выполняют ступенчатыми. В этом случае Ilo средним точкам ступенек проводится плавная пиния (очертаиие скоса), по отношению к которой должны быть определены углы 0<1 II е(2, Суть данного устройства статора заключает40 ся в устранении плетения проводников в зоне пространства между скошешгой частью сердепшка и ротором 5, так как из-за разного наклона восходящих и нисходяших плетена)х элементарных проводнш<ов относительно силовых трубок 6 торцового мапшт45 ного потока в проводниках индуктнруются раэлипгые по величине ЭДС и возникают повышенные циркуляцпонные токи;

С целью дополнительного снижения циркуляционных токов, замыкающихся между про50 водниками в головках стержня статорной обмотки, за счет уменьшения искривления си-. ловых трубок 6 магнитного торцового лотока в зоне расположения проводников стерж ней в предлагаемом статоре длина бочки ротора, соответствует условию

1 Б 2

Для определения эффекта от предлагаемого изобретения были расчитаны дополнительные циркуляционные токи и потери, обусловленные большим скосом сердечника стато ра двухполюсного турбогенератора мощностью

160 МВт. Сердечник статора турбогенератора в торцовых частях скошен на высоту зубца..

Двухслойная обмотка статора имеет верхние и нижние стержни одинаковой высоты с транспозицией элементарных проводнш<ов на угол 540, выполненный на одинаковой дли-. не, равной полной длине сердечника по спинке, .е. Е„=Е

Картина расйределения торцовых магнитных полей от токов статора и ротора определяется методом моделирования на электропроводпой бумаге, От укаэанных полей на прямоугольных участках стержня, выходяших иэ паза статора, определяют пндуктируемые

ЭДС в элементарных проводниках, располо женных на разных высотах стержня. Учитыва. ется наклон от плетения каждого проводника по отношению к силовым трубкам торцо» вого магнитного потока в зоне скоса сердечника. Далее вычисляют дополнительные реэуль тпрующпе ЭДС в каждом проводнике и находяшей дополнительные циркуляционные токи.

Они с учетом фазового сдвига сложены с поминальными рабочими токами в проводниках и таким образом определены дополнительные потери.

В соответствии с предложенным устройством были изменены длины транспозиции элементарных проводников верхнего и нижнего стержней (p и г,2). По рабочим чертежам стато1 ра турбогенератора мощностью 160 МВт определены углы о 1=с(2= 45, L, è L 2 . это .

II03BOJIIIOT H3IITII ВЕЛИЧИНЫ О, 1 II 2

° Наибольшие дополнительные циркуляционные токи и потери от напичия указанного большого скоса сердечника статора возникают в верхнем стержне, поэтому в нем они определены для крайних значениЯ 01, а именно: и =1. - cia 45 L, - 1

1 1 1

Результаты расчета дополнительных потерь в целом по верхнему стержню:иегоотдельным элементарным проводникам показали, что, ис пользуя предложенную конструкцию статора, дополнительные потери от циркуляционных токов можно уменьшить в 10 — 20 раз по сравнению с потерями при конструкции статора, принятой в турбогенераторе мошностью

160 МВт.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет существенно уменьшить потери в

Составитель Ф. Подольская

Техред Ы.Ky3bm Корректор,, В. rHp

Редактор В. Ковтун

Заказ 6431/53 Тираж 643 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал:IIIII "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 обмотке статора or циркуляционных токов, наводимых сильным торцовым магнитным полем в пространстве между ротором и ско1185498 4 шенной частью сердечника статора. Это повышает надежность обмотки.статора и одновременно увеличивает КПД электрической машины.

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин, в частности особенностей конструктивного выполнения статоров электрических машин и их сборки

Изобретение относится к конструкции статоров крупных электрических машин переменного тока, например , Турбои гидрогенераторов

Изобретение относится к облас ти электромашиностроения

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в мощных турбогенераторах

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к турбои гидрогенераторам

Статор электрической машины

Наверх