Устройство для контроля зубчатых колес в беззазорном зацеплении

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС В БЕЗЗАЗОРНОМ ЗАЦЕПЛЕНИИ, содержащее станину, установленные на ней измерительную и основную каретки, две оправки, одна из которых закреплена на измерительной каретке, индикатор , закрепленный на станине и кинематически связанный с измерительной кареткой , отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения контроля зубчатых колес с продольной модификацией зубьев, оно снабжено рычагом,установленным одним концом на основной каретке с возможностью поворота в плоскости, проходящей через ось первой оправки, а другая оправка закреплена на свободном конце рычага. с (Л 00 О) со оо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

0 1

Фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3741356/25-28 (22) 17.05.84 (46) 23.10.85. Бюл. № 39 (72) А. П. Гуня, Ю. В. Петтик, В. А. Финиченко, В. П. Гордиенко, В. В. Польченко и И. В. Капустин (71) Донецкий ордена Трудового Красного

Знамени политехнический институт (53) 531.717.2:621.833 (088.8) (56) Методические указания к лабораторным работам по курсу «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения», Донецк: Изд- во ДП И, 1980, с. 60 — 62.

„„SU„„1186931 A (5ц 4 G 01 В 5/20 (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС В БЕЗЗАЗОРНОМ

ЗАЦЕПЛЕНИИ, содержащее станину, установленные на ней измерительную и основную каретки, две оправки, одна из которых закреплена на измерительной каретке, индикатор, закрепленный на станине и кинематически связанный с измерительной кареткой, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения контроля зубчатых колес с продольной модификацией зубьев, оно снабжено рычагом, установленным одним концом на основной каретке с возможностью поворота в плоскости, проходящей через ось первой оправки, а другая оправка закреплена на свободном конце рычага.

1186931

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения возможности контроля зубчатых колес с продольной модификацией зубьев.

На фиг. 1 изображено устройство для контроля зубчатых колес в беззазорном зацеплении; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг, l; на фиг. 3 — принципиальная схема получения бочкообразного зуба; на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 3.

Устройство содержит станину 1, установленные на ней измерительную и основную каретки 2 и 3, две оправки 4 и 5, одна из которых закреплена на измерительной каретке 2, индикатор 6, закрепленный на станине 1 и кинематически связанный с измерительной кареткой 2, рычаг 7, установленный одним концом на основной каретке

3 с возможностью поворота в плоскости, проходящей через ось первой оправки 4, а вторая оправка 5 закреплена на свободном конце рычага 7.

Кроме того, на фиг. 1 изображены ходовой винт 8, который обеспечивает связь основной каретки 3 и станины 1, зажимная рукоят ка 9, обеспечивающая силовое замыкание основной каретки 3 и станины 1, измерительная шкала 10, закрепленная на измерительной каретке 2, пружина 11, обеспечиваюшая силовое замыкание каретки 2 и станины 1, стойка 12, закрепленная на основной каретке

3, на которой при помо)ци центрируюгцих винтов 13 закреплен рычаг 7, контролируемое и измерительное колеса 14 и 15, установленные на оправках 5 и 4 .соответственно.

В нижней части рычага 7 имеется упор

16 для установки рычага на плоскопараллельные пластины 17, которые служат для изменения угла наклона рычага 7. На основной каретке 3 имеется нониус 18.

Пружина 19 сжатия производит силовое замыкание рычага 7 со станиной 1. Расстояние от оси вращения рычага 7 до полюса зацепления контролируемого колеса 14 с измерительным колесом 15 равно радиусу копира Ro.

При нарезании бочкообразного зуба зубчатого колеса 14 червячной фрезой 20 методом копирования ось вращения фрезы движется по траектории, описанной радиусом копира Rp, центр О которого лежит на средней плоскости зубчатого венца нарезаемого колеса (фиг. 3) .

Следовательно, в сечен и и зуба сферой радиуса Ro при положении центра сферы на средней плоскости зубчатого венца толщина зуба постоянна, что обеспечивает постоянство межосевого расстояния в плотном двухи рофильном зацеплении контролируемого колеса с измерительным колесом при изменении угла наклона средней плоскости зубчатого венца вокру центра О". На фиг. 4 обозначены величина бочкообразности Б, допуск на бочкообразность ТБ.

Устройство работает следующим образом.

Перед настройкой оси измерительного и контролируемого колес 15 и 14 должны быть параллельны при угле наклона средней плоскости зубчатого венца, равной нулю. Причем установка контролируемого колеса 14 должна быть такой, чтобы средняя плоскость его проходила через ось поворота

10 рычага 7. Настройка устройства производится при снятых контролируемом и измерительном колесах 14 и 15. Измерительную каретку 2 устанавливают в среднем положении. Индикатор 6 закрепляют так, чтобы измерительный наконечник прошел около половины своего хода. Передвижением основной каретки 3 (отстопорив рукоятку 9) оси оправок 4 и 5 устанавливают с точностью до

0,5 мм по шкале 10 на расстоянии, равном номинальному измерительному межосевому расстоянию, которое для проверки зубчатых колес 8 — 10 степени точности с внешними зубьями может быть подсчитано по формуле

m (Zo+ Z)

Я Н; — ) -н; р

Перемегцение измерительной каретки 2 по отношению к станине 1, а также по 5 отношению к застопоренной на ней основной каретке 3, определяется по показаниям индикатора 6. Рычаг 7 крепится к стойке

12 центрирующими винтами 13 с возможгде m — модуль колес;

Zo — число зубьев измерительного колеса;

Z — число зубьев контролируемого колеса;

Енз — наименьшее дополнительное смещение исходного контура проверяемого колеса;

Ев; — смещение исходного контура при изготовлении измерительного колеса

35 (маркируется на измерительном колесе).

Затем корректируется расстояние между осями оправок 4 и 5 с точностью до 0,02 мм по нониусу 18.

4б Установленное между осями оправок 4 и

5 номинальное измерительное межосевое расстояние а фиксируется совмещением нуля шкалы индикатора 6 с его стрелкой.

Основная каретка 3 перемешается на станине 1 по направляюшим при помоши ходового винта 8. Каретка стопорится в нужном положении зажимной рукояткой 9.

Измерительная каретка 2 перемещается по направляющим станины. Пружина 1! поджимает измерительную каретку 2 к основной каретке 3 и обеспечивает плотное зацепление измерительного и контролируемого колес 15 и 14.

1186931

Фиг.2

64. Tb

ВНИИПИ Заказ 6532)42 Тираж 650 Подписное

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ностью поворота в плоскости, проходящей через ось измерительного колеса и ось о11равки для контролируемого колеса. Контролируемое колесо 14 может вращаться вокруг своей оси. Изменение угла наклона рычага

7 осуществляется при помощи плоскопараллельных пластинок 17 определенной толщины, на которые опирается рычаг, что позволяет контролировать продольную модификацию на всей длине зуба, в сечении с постоянной толщиной.

Поворачивая измерительное колесо 15, снимают отсчеты Ла по индикатору 6 на каждом зубе проверяемого колеса. О величине бокового зазора зубчатой передачи, в которую входит проверяемое колесо, можно судить по величинам наибольшего и наименьшего отклонений стрелки индикатора 6 от нуля. Чем меньше измеренное межосевое расстояние в беззазорном зацеплении, тем тоньше зубья проверяемого колеса, тем больше боковой зазор j„ в изготовляемой зубчатой передаче, в которую входит проверяемое колесо, и наоборот.

Боковой зазор в изготовляемой зубчатой передаче соответствует ГОСТУ 1643 — 81 только при условии, что при контроле колеса соблюдаются неравенства:

Еа ег Е-ае е

Ед" sr(Ec где Е,", и Ее., — соответственно верхнее и нижнее предельные отклонения измерительного межосевого расстояния от номинального.

Затем под рычаг подкладывают плоскопараллельные пластины 17, тем самым из5 меняя угол наклона средней плоскости зубчатого венца контролируемого колеса, и проводят аналогичные измерения при нескольких углах наклона средней плоскости зубчатого венца.

Максимальный и минимальный угол по10 ворота средней плоскости зубчатого венца относительно горизонтальной оси находят из условия наличия контакта измерительного и ко нтрол и руе мого колеса, т.е.

n=+aprctg Ra

15 где  — ширина зубчатого венца, контролируемого колеса;

R0 — радиус копира.

Заключение о правильности нарезанной бочки на зубьях можно сделать по разности между отклонениями измеренного межосевого расстояния при повороте контролируемого колеса на один и тот же угол, при различных углах наклона средней плоскости зубчатого венца контролируемого колеса

14. Максимальная величина этой разности должна быть в пределах соответствующего поля допуска.

Использование изобретения позволит сократить время контроля колес с продольной модификацией зубьев.

Устройство для контроля зубчатых колес в беззазорном зацеплении Устройство для контроля зубчатых колес в беззазорном зацеплении Устройство для контроля зубчатых колес в беззазорном зацеплении 

 

Похожие патенты:
Наверх