Устройство для управления асинхронным двигателем

 

УСТРОЙСТВОдля УПРАВЛЕНИЯ АСЙНХРОННЬМ ДВИГАТЕЛЕМ, содержащее инвертор напряжения, предназначенный для подключения к асинхронному двигателю, измеритель реальной скорости вращения двигателя, выход которого под1шючен к первому входу первого блока сравнения, второй вход которого подключен к блоку задания скорости, а выход блока сравнения через нелинейный блок подсоединен к блоку суммирования, второй вход которого соединен с измерителем фактической скорости вращения двигателя , блок регулирования напряжения и частоты, связанный с инвертором , и второй блок сравнения, отличающееся тем, что, с целью повьшения равномерности частоты вращения, блок регулирования напряжения и частоты составлен из двух блоков формирования абсолютного значения отклонения скорости дискриминатора полярности, преобразователя напряжение - частота, трехфазного кольцевого счетчика, перво- , го и второго умножителей, блока измерения напряжения, выполненного в виде последовательно соединенных усилителя КС-фильтра и вьшрямителя, соединенного с выходом инвертора, генератора пилообразного напряжения и широтно-импульсного модулятора, составленного из трех компараторов, первые входы которых соединены с генератором пилообразного напряжения , а выход через блоки синхронизации - с управляющими входами инверс S тора, при этом выходы первого и второго формирователей абсолютного зна (Л чения отклонения скорости соединены с с входами первого умножителя, выход которого соединен с вторым блоком сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока измерения напряжения , выход второго блока срав- , нения связан с входом второго умножителя , выходы которого подсоединены к вторым входам трех компараторов, а вход второго умножителя через кольцевой счетчик соединен с преобразователем напряжение - частота, вход которого через второй блок формирования абсолютного значения отклонения скорости соединен с выходом блока суммирования, к которому через дискриминатор полярности подсоединен вход кольцевого счетчика, вход первого блока формирования абсолютного значения отклонения скорости соединен с выходом нелинейного блока.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (1) Н 02 Р 7

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ ГЕ

Н ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2836789/24-07 (22) 02. 11. 79 (31) 136069/78 (32) 04. 11.78 (33) JP (46) 15.1 1,85. Бюл. У 42 (71) Фудзицу Фанук Лимитед (JP) (72) Сигеки Кавада, Хироси Исида и Птака Коиваи (ЛР) (53) 362.83:621.313.333(088.8) .(56) Труды ВНИИЭМ. Том 41, 1974, с. 242, рис. 48.

Патент Великобритании 9 1.120 ° 477, кл. Н 02 P 7/42, 1968. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЕМ, содержащее инвертор напряжения, предназначенный для подключения к асинхронному двигателю, измеритель реальной скорости вращения двигателя, выход которого подключен к первому входу первого блока сравнения, второй вход которого подключен к блоку задания скорости, а выход блока сравнения через нелинейный блок подсоединен к блоку суммирования, второй вход которого соединен с измерителем фактической скорости вращения двигателя, блок регулирования напряжения и частоты, связанный с инвертором, и второй блок сравнения, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения равномерности частоты вращения, блок регулирования напряжения и частоты составлен из двух блоков формирования абсолютного значения отклонения скорости дискриминатора полярности, преобразо-, вателя напряжение — частота, трехфазного кольцевого счетчика, перво-, го и второго умножителей, блока измерения напряжения, выполненного в виде последовательно соединенных усилителя RC-фильтра и выпрямителя, соединенного с выходом инвертора, генератора пилообразного напряжения и широтно-импульсного модулятора, составленного из трех компараторов, первые входы которых соединены с генератором пилообразного напряжеГ ния, а выход через блоки синхронизации — с управляющими входами инвертора, при этом выходы первого и второго формирователей абсолютного значения отклонения скорости соединены с входами первого умножителя, выход которого соединен с вторым блоком сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока измерения напряжения, выход второго блока сравнения связан с входом второго умножителя, выходы которого подсоединены к вторым входам трех компараторов, а вход второго умножителя через кольцевой счетчик соединен с преобразователем напряжение — частота, вход которого через второй блок формирования абсолютного значения отклонения скорости соединен с выходом блока суммирования, к которому через дискриминатор полярности подсоединен вход кольцевого счетчика, вход первого блока формирования абсолютного значения отклонения скорости соединен с выходом нелинейного блока.

1192641

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к частотно-регулируемому асинхронному электроприводу, и может найти применение в механизмах с большим диапазоном регулирования скорости.

Известно устройство для управления асинхронным двигателем, содержащее усилитель мощности, выходы которого предназначены для подключения к дви-10 гателю, датчик частоты вращения, выход которого через преобразователь частота — напряжение соединен с блоком суммирования, второй вход которого подключен к задатчику абсолютного 15 скольжения, выход через задающий генератор частоты соединен с управляющим входом усилителя мощности (1) .

Известное устройство обеспечивает широкий диапазон регулирования часто-20 ты вращения, но не обеспечивает высокой равномерности вращения в области низких частот вращения.

Наиболее близким к изобретению является устройство для управления 25 асинхронным двигателем, содержащее инвертор напряжения, предназначенный для подключения к асинхронному двигателю, измеритель фактической скорости вращения двигателя, выход щ0 которого подключен к первому входу блока сравнения, второй вход которого подключен к блоку задания скорости, а выход блока сравнения через нелинейный блок подсоединен к блоку суммирования, второй вход которого соединен с измерителем фактической скорости вращения двигателя, блок регулирования напряжения и частоты, содержащий датчик тока, задатчик и 40 блок сравнения (2j .

Однако и данное устройство не обеспечивает высокой равномерности вращения, так как форма волны напряжения переменного тока на выходе инвертора не является точно синусоидальной.

Цель изобретения — повышение равномерности частоты вращения во всем диапаздне изменения момента нагрузки.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для управления асинхронным двигателем, содержащем инвертор напряжения, к выходу которо- 5 го подключен асинхронный двигатель, измеритель реальной скорости вращения двигателя, выход которого подключен к первому входу первого блока сравнения, второй вход которого подключен к блоку задания скорости, а выход блока сравнения через нелинейный блок подсоединен к блоку суммирования, второй вход которого соеди- нен с измерителем фактической скорости вращения двигателя, блок регулирования напряжения и частоты, связанный с инвертором, и второй блок сравнения, блок регулирования напряжения и частоты составлен из двух блоков формирования абсолютного значения отклонения скорости дискриминатора полярности, преобразователя напряжения — частота, трехфазного кольцевого счетчика, первого и второго усилителей, блока измерения напряжения, выполненного в виде последовательно соединенных усилителя, RC-фильтра и выпрямителя, соединенного с выходом инвертора, генератора пилообразного напряжения и широтноимпульсного модулятора, составленного из трех компараторов, первые входы которых соединены с генератором пилообразного напряжения, а выходы через блоки синхронизации — с управляющими входами инвертора, при этом выходы первого и второго формирователей абсолютное значение отклонений скорости соединены с входами первого умножителя, выход которого соединен с вторым блоком сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока измерения напряжения, выход второго блока сравнения связан с входом второго умножителя, выходы которого . подсоединены к вторым входам трех компараторов, а вход второго умножителя через кольцевой счетчик соединен с преобразователем напряжение— частота, вход которого через второй блок формирования абсолютного значения отклонения скорости соединен с выходом блока суммирования, к которому через дискриминатор полярности подсоединен вход кольцевого счетчика, вход первого блока формирования абсолютного значения отклонения скорости соединен с выходом нелинейного блока.

На фиг. 1 приведено устройство для управления асинхронным двигателем; на фиг. 2 — временные диаграммы его работы.

Устройство для управления асинхронным двигателем содержит трехфаз1192641 ньп» источник 1 переменного тока, которьп» подключен к двухполупериодному . выпрямителю 2, выход которого соединен с инвертором 3 напряжения. К выходу инвертора .3 подключен асинхронный двигатель 4, на валу которого установлен измеритель 5 реальной ско рости вращения двигателя. Блок 6 задания скорости соединен с первым блоком 7 сравнения, второй вход ко- 10 торого подключен к измерителю 5 реальной скорости вращения. Выход первого блока 7 сравнения соединен через нелинейный блок 8 с блоком 9 суммирования. Блок 10 является блоком 15 формирования сигнала абсолютного значения отклонения скорости, блок 11 блоком формирования сигнала абсолютного значения отклонения скорости от результата суммирования блока 9, 20 а блок 12 является дискриминатором полярности сигнала блока 9 суммирования. Выход блока 9 суммирования через блок 11 подсоединен к преобразователю 13 напряжение — частота, 25 выход которого соединен с трехфазным кольцевым счетчиком 14, второй вход которого соединен с выходом блока 12.

Блок регулирования напряжения и

30 частоты инвертора 3, кроме указанного преобразователя 13 напряжение— частота, кольцевого счетчика 14, содержит первый умножитель 15, блок измерения напряжения, состоящий из выпрямителя 16, RC-фильтра 17 и усилителя 18. Кроме того, в блок регулирования входит усилитель 19, второй блок сравнения 20, второй умножитель 21, генератор пилообразного напряжения 22, широтно-импульс40 ный модулятор, состоящий из трех компараторов 23 и блоков синхронизации 24-29, выходы которых соединены с управляющими входами инвертора 3.

При этом выход трехфазного кольцевого счетчика 14 соединен с первыми входами второго умножителя 21, второй вход которого соединен через усилитель 19 с выходом сумматора 20, пер50 выи вход которого соединен с блоком измерения напряжения, а второй — с выходом первого умножителя 15, входы которого через блоки 10 и 11 соединены соответственно с нелинейным блоком 8 и с выходом блока 9 сумми55 рования.

Трехфазный источник 1 переменного тока подает синусоидальный, трех<раэ»»ь»»» переменньп» ток на двухполупериодный выпрямитель 2, состоящий из диодов, который вырабатывает напряжение постоянного тока. Иннертор 3, состоящий из силовых транзисторов и диодов, получает выпрямленное напряжение от выпрямителя 2 1» преобразует это напряжение в трехфазное напряжение переменного тока, которое имеет ступенчатую, близкую к сипусоидальной, форму напряжения, эффективное значение которого можно изменять управлением двухпозиционной синхронизацией с»»ловь»Х транзисторов. Трехфазный асинхронный двигатель 4 имеет вал, на которол» установлен измери— тель 5 скорости реальной, например тахометр, причем последний вырабатывает аналоговое напряжение, пропорциональное скорости вращения »» двигателя. Блок 6 задания скорости подает на первый блок 7 сравнения аналоговое напряжение, пропорциональное скорости и„, блок 7 сравнения вырабатывает выходное напряжение, пропорциональное отклоне»и»ю (n -и) меж(; ду заданной скоростью и реальной скоростью.

Нелинейньп» блок 8 включает усилитель ошибки, имеющий характеристику первоначальной задержки или цепи ограничения.

Блок 9 суммирования предназначен для суммирования реальной скорости и сигнала с выхода блока 8.

Блок 10 формирования абсолютного значения производит выходной сигнал, представляющий абсолютное значение отклонения скорости (n n), а блок 11 абсолютного значения производит выходной сигнал, представляющи»» абсолютное значение сигнала скорости, полученного в блоке 9 суммирования.

Преобразователь 13 напряжение — частота выдав»;, почку импульсов, час— тота которь»х пропорциональна напряжению, подаваемому блоком 11 формирования абсолютного значения. Кольцевой счетчик 14 имеет три состояния триггера, которые вырабатывают трехфазные прямоугольные сигналы АБ, RS и CS„ последовательно сдвинутые по фазе на 2и/3 (фиг. 2). Направление фазы вращения трехфазных прямоугольных сигн;»лов ЛЯ,BS, CS определяется выходом дискриминатора 12 полярности. . 1926

Первый умножитель 15 умножает значение отклонения скорости (n -n)

I с на вьгход (n ) блока 11 и выдает выс ! ходное напряжение и (и -и), соответствующее отклоне нию скорости 5

1 и сигналу скорости пс Двухполупериодный выпрямитель 16 выпрямляет трехфазное напряжение переменного тока, получаемое от инвертора 3.

Фильтр нижних частот, содержащий ре- 10 зисторы и конденсатор, осуществляет сглаживание пульсаций выпрямленного напряжения постоянного тока, подаваемого выпрямителем 16. Второй умножитель 21 умножает прямоугольные сигнаI лы AS BS, CS на выходе усилителя 19 и выдает трехфазйые прямоугольные ,! с сигналы AS, BS, С$, амплитуды которых соответствуют отклонению скорости и сигналу скорости. 20

Генератор 22 пилообразного напряжения вырабатывает пилообразный сигнал STS с периодом, значительно меньI шим, чем у сигналов AS, BS, С$

Три компаратора 23 сравнивают ампли- 25 туды пилообразного сигнала и сигналов AS BS CS и каждый вырабатыI ( вает выходной сигнал. Другими словами, генератор 22 пилообразного напряжения, умножитель 21 и три компара- З0 тора 23 составляют цепь модулятора шириньч импульсов, предназначенного для управления фазой сигналов АРМ, ВРМ, СРИ (фиг. 2), которые соответственно состоят из сигналов AS

I I

BS CS после их модулирования по ширине импульса в соответствии с их амплитудами. Выходы блоков 23 через блоки 24-29 синхронизации подают свои выходные сигналы на соответст- 40 вующие базы силовых транзисторов инвертора 3.

Устройство работает следующим образом.

Если асинхронный электродвигатель 4 вращается при указанных условиях, то изменение нагрузки вызывает изменение реальной скорости и двигателя. Предположим, что нагрузка увеличилась, вызвав падение скорости и. Реальная скорость п определяется тахометром 5, вырабатывающим выходное напряжение, пропорционально ей. Блок 7 сравнения определяет разность между заданной скоростью п выдаваемой блоком 6 задания скорости, и сигналом реальной скорости двигателя п, подаваемом тахометром„ и

41 е вырабатывает выходной сигнал, представляющий разность n -n. Этот сигнал подается на нелинейный блок 8, так как блок 8 содержит ограничитель, то его выход представляет отклонение скорости и -и, если отклонение скорости мало. Однако, если отклонение скорости велико, то выход блока 8 выдает К(п -n), где К 1. Этот сигнал складывается со значением реальной скорости в блоке 9 суммирования, чей выход, а именно сигнал скорости .п эквивалентен заданной скорости п, если выход блока 8 равен n --n, или . значению n+K(nI.-п),если выход блока

8 равен К (n;n). Значение n+K (n -n) получается путем сложения предпйсанного количества К(пg n) и реальной скорости и и служит для постепенного увеличения или уменьшения реальной скорости двигателя 4, . когда отклонение скорости велико, до тех пор, пока реальная скорость не достигнет значения заданной скорости и . Здесь предполагается, что выход сумматора 9 является и

Заданная скорость пс подается на блок 11 формирования абсолютного значения и дискриминатор 12 полярности, который обрабатывает сигнал, разделяя его на сигнал абсолютного, значения и сигнал направления вращения RDS. Сигнал абсолютного значения п подается на преобразователь 13 напряжение — частота, преобразующий его в последовательность импульсов ЕР, частота которых пропорциональна ему (фиг. 2). Кольцевой счетчик 14 получает сигнал направления вращения RDS, выдаваемый дискриминатором 12 полярности, и последовательности импульсов бт преобразователя 13 и вырабатывает трехфазные прямоугольные сигналы AS, BS, CS, которые помимо их фиксированного амплитудного значения пропорциональны по частоте заданному сигналу пс и представляют предписанные направления вращения фазы. Сигналы AS, ВЗ, CS в свою очередь подаются на второйумножитель 21.

В это время сигнал отклонения скорости, выданный блоком 8, преобразуется в сигнал абсолютного значения отклонения скорости блоком 10.

Этот сигнал, а именно и -п, вместе с сигналом абсолютного значения и из блока 11 используется для осущест.вления управления. К этому време7 1 t 92641 8 ни сигналы и -и и и уже перемножес с фазой пропорциональны отклонению сконы в первом умножителе !5, выраба- рости и -и и заданной скорости и тывающем управляющий сигнал, величис ° потому что амплитуда каждого из сиг- на которого является произведением лл налов АВ, ВЯ, CS пропорциональна (пс-n)- n, выдаваемым первым умнодого из сигналов АРМ, ВРМ, СРИ упвращаться ниже заданной скорости и равления фазой пропорциональна запредписанного отклонения скорости, данной скорости пс, так как частота и увеличение нагрузки увеличит от-! сигналов AS, BS u CS пропорциончльклонение скорости, а тем самым, и амплитуду сигнала CCS. Селекторы НЕТ вЂ” НЕТ в блоках

Параллельно с работой предыдущей 24-29

3 синхронизации используют сигнацепи трехфазное напряжение перемен- лы APM BPM СРИ п ав ного ток U V Ч лы, М, СРИ управления фазой ного тока ного ток ц 1 Ч щв и Ч от епи для выработки синхронизирующих сиг инвертора 3 выпрямляется двухполу- !5 налов АРИ, APM, BPM, ВРИ, CPM, CPM периодным выпрямителем 16. RC-фильтр . 17

° для управления работой транзисторов

7 сглаживает пульсации напряжения в инверторе 3. Эти синхронизирующие постоянного тока и вырабатывает налы синхронизируют последователь общей ошибке происходящей колебаний на пряжения в источнике 1

20 происходит формирование ступенчатого и ошибки в системе п

УпРавлениЯ фазой, Ч Ч иг напряжения переменного тока V><, (фи . ). Эти трехфазHMe сравнения обрабатывает управляющий напряжения V V .V подаются сигнал CCS u ляющии как первоначальное напряжение на и напряжение постоянного 25 двигатель 4 и сл тока вь аб т ь и служат для управле, а, выра атываемое фильтром. 17, ния его ск р т . Кр . того, э— о скоростью. Кроме того, э— и вычисляет их разность. Другими фективное значен ие этих трехфазных словами, сигнал СС$ корректируется напряжений пропорционально отклонев соответствии с ошибкой, вызываемой нию скорости (и -и) и заданной скоколебаниями напряжения, и с ошибкой рости пс, а первоначальная частота в системе управления фазой. Ско екрр — пропорциональна заданной скорости тированный сигнал CCS подается на

Э т. е. с. бурость двигателя 4 ег ли умножитель 21 через усилитель 19 ко- ется р улируУ торы, поскольку он получает AS, В$ CS н ум ожает эти сигналы на сиг- Описанная опе а и нал CCS

35 ая операция повторяется нал, вырабатывая трехфазные пря- до тех пока ока отклонение между реальмоугольные сигналы А$, BS, СЯ соот- ной скорос

1 ой скоростью и заданной скоростью ветствующие по амплитуде сигналу от- не достигнет пр т предписанной величины. клонения скорости (n -n) и заданной с е того эффективные значения скорости (и ), а по частоте — про- трехфазных напРяжен

40 ж нии переменного порциональны сигналу п . тока V V

М Ч Ч Ф Ч ЧЧЧ зависят от

Компараторы 23 соответственно отклонения скорости и --и. К роме того, сравнивают пиковые значени отклонение скорости п ибл р изительно

АЯ, ВЯ С$ с я сигналов п о р порционально степени колебания с амплитудой пилообраз- нагрузки. Таким об ного сигнала STS вь в выдаваемого генера- ная скорость падает т.е. тором 22 пилообразного си . К ь" о сигнала. Каж- ско я скорость падает, т.е. отклонение д m компаратор приспособлен для вырао си . К вЂ” рости и -n возрастает за счет веУ ботки логического вых 3, личения нагрузки эффе фф ктивное знаплитуда си AS В ода,если ам- чение пе вон сигналов, BS, CS боль- V, V Ч р начального напряжения ше, чем амплитуда б да пилоо разного сиг- за счет

0v yvl Vwv становится больше, нала Т аким о разом, три компа ато а б, р чет чего увеличивается вырабатыаратора ваемый вращающий момент. С д гой

23 вырабатывают сигналы управления стороны если е фазой АРМ ВРМ СРМ

У Э трех фаз, сигнания стороны, если реальная скорость увеличиваетея или отклонение сКопосТН лы модулируются в соответствии с уменьшается за счет снижения наг замплитудой каждого прямоугольного сиг.55 ки э екти агрузнала APM ВРИ CPM г ки, эффективное значение этого первоЭ Э

Отметим, что зна- начального напряжения становится чения эффективного напряжения кажд— го сигнала АРИ, BPM CPM и ав ,о- меньше, за счет чего чет чего уменьшается управления вращающий момент.

1 192641

Лналогично устройство работает при изменении моментов нагрузки и запуска двигателя.

I !

Таким образом, в соответствии с изобретением индуктивный электродвигатель, управляемый изменением напряжения и изменением частоты, может плавно вращаться даже на низкой частоте и при малой нагрузке. Это возможно потому, что вырабатываемый вращающий момент и пульсация вращающего момента во время уменьшения нагрузки минимизируется за счет того, что эффективное значение напряжения становится меньше. С другой стороны, большое отклонение скорости, вызываемое увеличением нагрузки, сопровождается увеличением эффективного значения, что немедленно ведет к

10 выработке большого вращающего момента.

1192641

Ы

CS 2

5S е

CS Ж

8rS 3

АРй и

ЬРМ к

СРМ л vv vw Н

Составитель В. Тарасов

Редактор M. Келемеш Техред Л.Микеш Корректор С. Лекмар

Заказ 7184/62 Тираж 645 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская .наб.; д.4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления асинхронным двигателем Устройство для управления асинхронным двигателем Устройство для управления асинхронным двигателем Устройство для управления асинхронным двигателем Устройство для управления асинхронным двигателем Устройство для управления асинхронным двигателем Устройство для управления асинхронным двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх