Пусковая гидродинамическая муфта вертикального исполнения с частичным заполнением

 

1. ПУСКОВАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА ВЕРТИКАЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ С ЧАСТИЧНЫМ ЗАПОЛНЕНИЕМ , содержащая связанный с ведомым валом герметичный корпус с размещенным внутри него турбинным лопастным колесом , подвижно установленное относительно стенок корпуса на ведущем валу насосное лопастное колесо и возвратные пружины, установленные с возможностью взаимодействия по оси с насосным колесом , причем последнее по отнощению к., турбинному колесу установлено с зазором и с возможностью окружного перемещения, отличающаяся тем, что, с целью увеличения плавности пуска путем автоматического изменения величины зазора между колесами, насосное колесо выполнено разрезным в виде двух полуколес с шарнирными узлами поворота, размещенных в центре насосного колеса со стороны лопастей и закрепленных на ведущем валу, причем указанные части насосного колеса установ§ лены с возможностью фиксированного углового перемещения в плоскости, перпенди (Л кулярной плоскости окружного перемещения . ее ос ОС ьс

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ÄÄSUÄÄ 1193321 г51) 4 F 16 D 33 08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

®CPr +

-- ".ФЗБН@

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ : „, gi

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) (57) l. ПУСКОВАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА ВЕРТИКАЛЬНОГО

ИСПОЛНЕНИЯ С ЧАСТИЧНЫМ ЗАПОЛНЕНИЕМ, содержащая связанный с ведомым валом герметичный корпус с размещенным внутри него турбинным лопастным кония. фиг.г (21) 3778099/25-27 (22) 03.08.84 (46) 23.11.85. Бюл. № 43 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский институт прикладной биохимии (72) Ю. В. Агафонов (53) 621.825(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 687276, кл. F 16 D 33/08, 1977.

Авторское свидетельство СССР № 566040, кл. F 16 D 33/08, 1974.

Авторское свидетельство СССР № 564468, кл. F 16 D 33/10, 1974. лесом, подвижно установленное относительно стенок корпуса на ведущем валу насосное лопастное колесо и возвратные пружины, установленные с возможностью взаимодействия по оси с насосным колесом, причем последнее по отношению к., турбинному колесу установлено с зазором и с возможностью окружного перемещения, от.ги гающаяся тем, что, с целью увеличения плавности пуска путем автоматического изменения величины зазора между колесами, насосное колесо выполнено разрезным в виде двух полуколес с шарнирными узлами поворота, размещенных в центре насосного колеса со стороны лопастей и закрепленных на ведущем валу, причем указанные части насосного колеса установлены с возможностью фиксированного угло- Ж вого перемещения в плоскости, перпендикулярной плоскости окружного перемсще- ЦЦ

1193321

2. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что она снабжена втулкой, тарелкой и штырем, ведущий вал выполнен голым и с продольными пазами, причем втулка установлена внутри ведущего вала, тарелка закрепИзобретение относится к машиностроеlllilo, а точнее к гидродинамическим муфтам вертикального исполнения с частичным

aetio;tIteII3tc с регулируемым временем вклю:3спия, и может быть использовано для и Ic!tII!0! автоматического соединение (или ра33,едиlit.ttèÿ) вертикальных валов, например, в механических леногасителях при дос t; meiIt3It валом заданной угловой скорости. В указанных устройствах при выборе типа муфты, используемой в его приводе, важное значение имеет обеспечение плавиого !!yet a. Плавный пуск и разгон машин исключает появление больших инерционных нагрузок на детали привода при пуске, что особенно важно в устройствах с большими инерционными массами.

Целью изобретения является увеличение 33лавности пуска путем автоматического изменения величины зазора между колесами.

Предлагаемое конструктивное выполнение гидромуфты позволяет за счет действия центробежных сил обеспечить постепенное уменьшение зазора между колесами лри одновременно увеличении плошади лопастей подвижного колеса погруженных в рабочую жидкость, и, следовательно, обеспечить плавное включение муфты.

Изменяя величину поджатия пружины, можно регулировать время разгона гидром уфты.

На фиг. изображена муфта, лоперечIlI>1H разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид Б на фиг. 2; шарнирный узел поворота разрезного насосного колеса; на фиг. 4 — 6 относительное положение колес в течение пуска муфты.

Гидродинамическая муфта состоит из ведомого турбинного колеса 1, выполненного за одно целое с корпусом 2, и ведушего насосного лопастного колеса 3, которое выполнено разрезным и установлено в шарнирных узлах 4 поворота, закрепленных на ведущем валу 5. Ведущий вал 5 выполнен полым. В нем по резьбе установлена составная втулка 6. На втулке 6 закреплены штыри 7, проходящие через продольные пазы 8 в корпусе вала 5. На штыри 7 опирается тарелка 9, служащая для поджатия возвратной пружины 10, упирающейся в центральную часть насосного. колеса 3.

40 45 лена на втулке при помощи штырей в продольных лазах ведущего вала, а пружина установлена с упором одним концом в тарелку, а другим — в насосное колесо, Для ограничения углового поворота половин разрезного насосного колеса 3 на ведушем валу 5 имеются упоры 11, ограничиваюшие угловое перемещение разрезного колеса. Корпус ведомой полумуфты установлен на ведущем валу 5 в верхнем 12 и нижнем 13 подшипниковых узлах, а к нижней его части крепится шкив !4 ведомого вала.

Кроме того, ведомое турб3333,ое колесо

1 и ведущее насосное колесо,". выпол иены соответственно с радиальным: . o! IdcTHми 15 и 16, а гидромуфта заполп" à p;I()очей жидкостью 17 частично так, чтобы в исхо.tl!0M положении (фиг. 1) только часть

33г3о331г3ди лопастей 16 ведущего колеса 3 бь3г3 а л oi р у жена в жидкость 17.

Гидродинамическая муфта работает следующим образом.

При включении двигателя (не пока3a!I} вращение от ведущего вала 5 передается на разрезное ведущее насосное колесо 3.

Под действием центробежных сил половины ведущего колеса 3 стремятся принять положение, перпендикулярное веду3цему валу 5, поворачиваясь в шарнирных узлах

4 поворота и преодолевая усилие возвратной пружины 10. По мере увеличения угловой скорости ведущего вала 5 происходит постепенное уменьшение зазора между колесами, Увлекаемая лопатками 16 ведущего насосного колеса 3 рабочая жидкость .17 начиг(ает врашать ведомое туроинное колесо 1 и вращение передается на шкив

14 ведомого вала 5. Существуют два способа регулирования величины передаваемого гидродинамической муфтой момента и числа оборотов ведомой полумуфты — механическое регулирование за счет изменения формы проточной части между колесачи и жидкостное регулирование за счет изменения количества жидкости, участвующей в рабочем процессе гидромуфты. В данной гидродинамической муфте одновреме и но реализуются оба способа регулирования, позволяющие увеличить плавность (время} пуска. Механическое регулирование осу3цествляется за счет поворота половинок ведущего насосного колеса 3 относительно ведомого турбинного колеса 1, а жидкостное — изменением количества жидкости, участвующей в циркуляционном рабоче.: движении (процессе) между колесами при

1 19332! постепенном погружении радиальных лопаток 16 ведущего насосного колеса 3 в рабочую жидкость !7 (фиг. 4 — 6). Пр уменьшении числа оборотов возвратная пружина 10 отжимает ведущее насосное колесо

3. Зазор между колесами увеличивается и вращение от ведущего вала 5 к ведомому турбинному колесу 1 не передается.

Втулка 6 служит для регулирования времени включения муфты. 11ри вывинчивании втулки 6 закрепленные на ней штыри 7 действуют на тарелку 9 и поджимают пружину 10. Теперь для преодоления действия возвратной пружины !0 требуется большое усилие, которое достигается при большой угловой скорости и, следовательно, п ри большем времени разгона. Возвратная пружина 10 должна оыть подобрана таким образом. чтобы ее усилие при максимальпом поджатии было заведомо меньше сжимающей силы при номинальном числе оборотов.

За счет выполнения в предлагаемой гидромуфте вертикального исполнения разрезного ведущего колеса, подпружиненного со сторон лопастей, и закрепления каждой половины на ведущем валу в узлах поворота. а также тем, что пружина может поджиматься путем перемещения резьбовой вт лки, при условии частичного заполнения муфты рабочей жидкостью, одновременно реализуются два способа регулирования передаваемого муфтой момента, что ведет к увеличению плавности п ска (постепенному уменьшению зазора

15 между колесами) и увеличению диапазона регулирования времени пуска (возможности регулировать усилие пружины) .

1 l 93321

Составитель П. Колесников

Редактор H. Пушненкова Техред И. Верес Корректор Е. Рошко

3 а к а з 7244(34 Тираж 897 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Пусковая гидродинамическая муфта вертикального исполнения с частичным заполнением Пусковая гидродинамическая муфта вертикального исполнения с частичным заполнением Пусковая гидродинамическая муфта вертикального исполнения с частичным заполнением Пусковая гидродинамическая муфта вертикального исполнения с частичным заполнением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к регулируемым гидродинамическим передачам, и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины при относительно постоянном числе оборотов двигателя

Изобретение относится к машиностроению , в частности к гидродинамическим устройствам для передачи крутящего момента

Изобретение относится к .машиностроению , в частности к устройствам для нередачи вращения с ограничением величины передаваемого момента

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в строительно-дорожных машинах, а именно в гидравлических муфтах
Наверх